Марина, Ваня и PECS

Особые переводы любят статьи Марины. Марина не только крутая мама и тезка злого модератора, но и талантливый автор. Билет на конференцию «Аутизм: вызовы и решения» Марины уже есть, поэтому мы просто говорим ей СПАСИБО!

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help

Vanya

Всем привет! Решила рассказать нашу историю про PECS – с намерением вдохновить родителей неговорящих или малоговорящих людей с аутизмом или другими особенностями – на повышение качества жизни семьи, большей самостоятельности детей и развития навыка спонтанной просьбы – социально одобряемой, конечно!
Итак, моему неговорящему сыну исполнилось почти пять лет, он совсем не говорил, очень расстраивался от непонимания и в моменты самоагрессии бил себя по голове. К тому времени у меня уже была белая книга «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS» Энди Бонди и Лори Фрост, несколько консультаций специалистов по скайпу и …вопросы. Ведь если вы не обучаетесь у приличного преподавателя, или не соприкасаетесь с компетентным специалистом по прикладному анализу поведения – вряд ли вы поймете, в чем заключается четырехступенчатая процедура коррекции ошибки – хотя это хорошо описано в книге, но тут «лучше один раз увидеть», а еще лучше прочувствовать. А может и поймете – а у меня тогда оставались вопросы без ответов. К тому же, к этому моменту для нас окончательно закончился детский сад и сотрудничество с имеющимися в городе специалистами, и мы остались одни дома с нашими проблемами. И вот  я нашла возможность поехать на семинар Сибилл Байорат. Удивительно – когда умирают все надежды на кого-либо – тогда появляется пространство для действий и дальнейшего продвижения вперед. Благодаря тренеру Сибилл и таланту нашего переводчика — Саши Губаревой на меня снизошло озарение. И заключалось  оно в том, что нет никаких, абсолютно никаких препятствий для того, чтобы ввести неговорящему человеку альтернативной коммуникации с помощью картинок. Есть технология: как пройти из точки А в точку Б, сделать это правильно, и как скорректировать возможные ошибки.
Я приехала домой и стала делать карточки. Основная проблема для начинающих — найти столь нужного на первых этапах помощника-фею, который будет учить ребенка правильно подавать карточку. Мы проводили несколько сессий, когда уставший муж возвращался с работы домой по вечерам, а днем оставались вдвоем, и закрепляли навык без феи. Например, мы ездили в торговый центр на двух автобусах по 3 остановки, в автобусе я  клала сыну на колени альбом с карточкой «клюква» — он очень любит ягоды! И когда он давал карточку – я давала ему 1-2 ягодки. И тогда он просил еще и еще. Так же это облегчало нам ожидание транспорта или длинные поездки – была возможность попросить карточкой, получить желаемое и облегчить ожидание. Или в супермаркете – когда сын тянулся за печеньем, или тем, что он любил – он давал карточку и получал желаемое. Мне казалось, что ничего не происходит – потому что я создавала эти учебные ситуации и сын всегда просил в контексте ситуации, с подсказкой. Но тут мы поехали на море, и взяли, конечно, с собой альбом с карточками. И  началось – Ваня просил у моей сестры и мамы мед и другие  интересные для него вещи, сам приносил карточки, просил даже то, что не видел. На море мы сняли вагончик с огороженной забором территорией, двор примерно 30 метров. Почти все время проводили на улице, и Ваня бегал в домик за альбомом и приносил карточки: «воду», «апельсины», «детское питание», короче всякие вкусности. С утра они с мужем ходили на море, а я оставалась дома и готовила в мультиварке обед. А как-то утром решила – тоже пойду на море, все равно сын днем особо не ест, придем и поставлю готовить обед, а Ване дадим печенья и фруктов. И пошла с ними. Днем сын ел печенье и фрукты. И принес карточку «мясо». Это произошло спустя 2 месяца, с момента, когда я стала делать карточки и обучать его.
Существенно снизилось нежелательное поведение, полностью исчезли самоагрессия и истерики. Главной задачей стало успевать делать новые карточки. И переход на 4-ю фазу: «я хочу….» — уже из двух карточек.  Как-то  я говорила по телефону о каких-то проблемах и в этот момент сын принес карточку: «я хочу варенье мед».
Пока мы находимся в стадии простого предложения –Ваня ставит 2 карточки на полоску, отрывает и приносит полоску и показывает на каждую карточку пальцем, пока я проговариваю предложение. Буквально вчера мне с волнением и радостью рассказывала наша новая няня – которая хорошо знала Ваню еще до pecs – «Ты представляешь! он сам принес мне полоску, на которой было «я хочу вафли». Для нее это чудо! А для меня хороший показатель, что пора расширять фразу: «я хочу шоколадные вафли», «я хочу соленое печенье» и т.д.
За все это время мне посчастливилось поучаствовать в успешном вводе pecs – не только для моего сына. И это всегда окрыляет. Особенно для неговорящих людей. И мне хочется сказать родителям  плохо говорящих детей – не бойтесь обратиться к PECS.
И еще благодарю мам-создателей бесценного ресурса «Пособия для детей с РАС. Украина. Днепропетровск»  — https://www.facebook.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%A0%D0%90%D0%A1-%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA-654448564576095/?ref=ts&fref=ts
Всем удачи!

Добавить комментарий