Малыш с аутизмом выбегает на проезжую часть

Специальный педагог просит совета: Малыш с аутизмом выбегает на проезжую часть

Редактор/переводчик: Марина Лелюхина
Оригинал: https://www.autismspeaks.org/blog/2014/11/07/special-ed-teacher-seeks-advice-child-autism-bolts-traffic
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод).

Я работаю специальным педагогом в провинции, в нескольких организациях, специализирующихся на помощи детям с аутизмом. Пытаюсь помочь родителям 3-х летнего малыша, который постоянно выбегает на дорогу без малейшего чувства опасности. Мама пытается призвать его к порядку, даже шлепает, но он просто не в состоянии понять, что она имеет в виду, говоря «опасно». Как я могу помочь этой семье?

Сегодня на вопрос отвечает специалист по детскому развитию, педиатр, Amanda Bennett и поведенческий аналитик Megan Carolan Tomkinson. Dr. Bennett — директор сайта Autism Speaks Autism Treatment Network (ATN) и руководитель Детской Больницы Филадельфии, где также практикует Ms. Tomkinson.

Неспособность понять, что что-то в этом мире может представлять опасность — распространенная проблема среди детей с аутизмом. Свойственные этим детям проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием осложняют процесс обучения навыкам безопасности и самопомощи.

В качестве основного ответа на ваш вопрос мы можем описать несколько основных стратегий, которые помогут определить пробелы и научить ребенка навыкам безопасности. Но сами по себе они не заменят индивидуально разработанного поведенческого плана, созданного под руководством специалиста.

Стратегии для дома и школы

Все мы пониманием, что шлепки и удары в данной ситуации не принесут нужного эффекта. По своей природе физическое наказание акцентирует внимание на том, чего делать нельзя. Например: «Не смей выбегать на дорогу». Такие запретительные реплики могут дезориентировать ребенка, т.к. он просто не поймет, как же в таком случае можно себя вести.

Некоторые дополнительные советы по работе с опасным поведением поведением вы найдете в буклете Autism Speaks Challenging Behaviors Tool Kit, который можно бесплатно скачать на сайте www.autismspeaks.org

При обучении навыкам безопасности, важно акцентировать внимание на том, что нужно делать. Кроме того, как и при обучении любому дргому навыку, осваивать их следует постепенно, шаг за шагом.

В примере, который вы описали,  безопасное поведение на улице может «состоять» из следующих частей:

  • Умения держать и не отпускать руку своего сопровождающего
  • Умения переходить улицу только после появления специального визуального или звукового сигнала
  • Умения откликаться на имя
  • Умения останавливаться по команде

Когда мы учим ребенка, как нужно поступать, то придерживаемся трех основных стратегий: использование визуальной поддержки, подкрепление желаемого поведения и постоянные тренировки.

Визуальная поддержка

Многим детям с аутизмом трудно «обработать» и понять нашу речь. Гораздо легче они усваивают визуальные сообщения и подсказки.

Таким образом, чтобы закрепить такой навык, как умение держать и не отпускать руку своего сопровождающего, мы можем использовать картинку, на которой люди держатся за руку. Для того, чтобы подать сигнал «жди» можно использовать картинку с поднятой рукой, которая как бы говорит нам «стой на месте».

Такие визуальные подска помогают ребенку понять, как ему нужно вести себя в заданной ситуации. Некоторым детям также могут понадобиться физические подсказки. Так например вы можете взять руку ребенка в свою или осторожно придержать его на месте, перед тем как покажете ему визуальную подсказку. Как только навык будет освоен, визуальную подсказку можно убирать.

Дополнительную информацию вы найдете в брошюре “Visual Supports and Autism Spectrum Disorder.”

Подкрепление/награды

Мы все так или иначе ждем от окружающих определенного подкрепления. На ранних стадиях введения нового навыка безопасности, учитель и родители должны распланировать использование небольших, но значимых наград за освоение каждого крошечного шага в нужном направлении. Это могут быть жетоны, лакомства или маленькие игрушки. Очень важно вознаграждать правильное поведение ребенка немедленно. Вознаграждайте каждую попытку. Дети постарше могут собирать жетоны и обменивать их на более значимые призы.

Практика

Как любой другой новый навык, навыки безопасности нужно постоянно тренировать в самых разнообразных ситуациях. В начале мы рекомендуем тренировать навыки в безопасной среде, дома или во дворе. После того как вы достигнете начального успеха, можно «выходить в свет».

Когда вы  будете тренироваться за пределами дома, мы советуем начать с тихой улочки или пустой парковки, и только потом переходить на оживленный проспект. Как только вы выходите за пределы дома, безопасность превыше всего. Мы рекомендуем, чтобы в процессе тренировки с ребенком было по крайней мере двое взрослых, особенно если вы тренируетесь в незнакомой обстановке. Тогда один будет помогать ребенку оттачивать навык, а второй следить за безопасностью.

 

Прекрасно что вы, как педагог, обеспокоены проблемами этой семьи и хотите помочь. Дополнительную информацию вы можете найти в буклете  “Autism Speaks School-Community Tool Kit.” Если у вас появятся еще вопросы, пишите нам на адрес GotQuestions@AutismSpeaks.org.

Добавить комментарий