Развитие речи. Несколько простых правил

Развитие речи. Несколько простых правил

Переводчик: Наталия Никитина

Редакторы: Юлианна Изотова, Марина Лелюхина

Источник:  http://www.autismawarenesscentre.com/article-library/autism-questions-and-answers/308-how-can-i-help-with-my-childs-language-development

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Возможно вы узнаете себя в одном из этих родителей. Вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка развития речи. Он находится в шестимесячном листе ожидания на обследование специалистом, но вы хотите помочь ему уже сейчас. Или у вашего ребенка уже диагностирована задержка развития речи, но вы не хотите ограничиваться занятиями со специалистом и ищете возможность помочь ему дома. Вот несколько стратегий, применимых в домашних .условиях, которые помогут развить речь вашего ребенка:

подхватывайте инициативу ребенка, соблюдайте очередность, действуйте соответственно уровню вашего ребенка, дожидайтесь ответа ребенка, будьте внимательны к любым попыткам коммуникации.

Подхватывайте инициативу ребенка. Родителям не терпится поделиться с ребенком всеми своими идеями для игр. Но у него нет вашего опыта и навыков, и поэтому он может иметь совершенно другое представление о том, как надо играть. Предоставьте инициативу ребенку и следуйте его примеру. Если он ставит кубик на горку, повторите за ним. Так вы покажете ему, что понимаете его игру и уважаете его инициативу. Показывая ребенку, как нужно играть, вы лишаете его шанса проявить фантазию.

Позвольте вашему ребенку начать «разговор» в игре. Если он ставит свою плюшевую собачку на стул и говорит «на», ответьте: «на стуле», или: «собака на», или поставьте на стул другое животное и тоже скажите: «на».

Не задавайте слишком много вопросов во время игры. Ограничьтесь двусложными комментариями. Если ваш ребенок говорит одиночными репликами, отвечайте ему двумя словами. Добавляя по одному слову к уже сказанному им, вы поможете ему научиться использовать в речи более сложные конструкции. Если он ставит собачку на горку и говорит «на», добавьте: «собака на» или «на горке». Таким образом вы помогаете моделировать фразы, соответствующие контексту.  Ребенку будет труднее общаться с вами, если ваша речь будет перегружена.

Соблюдайте очередность. Придерживайтесь очередности в игре. Сначала вы кладете кубик в ведерко, затем ребенок кладет кубик в ведерко. Соблюдайте одинковую продолжительность «ходов». Ждите, чтобы дать ребенку время ответить. Многие действия для него новы, и ему требуется десять дополнительных секунд, чтобы их осмыслить. Если ваш ребенок не понимает, что от него требуется, направьте его с помощью метода «рука в руке». Положите вашу руку на руку ребенка и совершите нужное движение вместе.Действуйте соответственно уровню вашего ребенка

Говорите на понятном ребенку языке и находитесь с ним на одном уровне физически. Ваша речь может состоять из звуков, одно- и двусложных последовательностей. Если ваш ребенок находится на этапе односложных предложений, используйте для ответа фразы из двух слов. Копируйте его действия и звуки. Играя, находитесь физически на одном уровне с вашим ребенком. Сядьте на пол или на диван рядом с ним. Когда вы находитесь на одном уровне с ребенком, легче поддерживать контакт глазами, видеть, что делает ребенок, а ребенку – видеть вас.

Дожидайтесь ответа ребенка.

Слишком часто родители спешат заполнить паузы в речи ребенка. Чтобы избежать такого искушения, возьмите за правило подождать десять секунд, прежде чем подсказывать. Они могут показаться вам вечностью, но ребенку часто необходимы эти нескоклько секунд, чтобы сформулировать ответ. Отвечать за ребенка, говорить с ним в командном тоне – это инстинктивные родительские реакции. Но если мы хотим научить его общению, мы должны дать ему возможность выражать себя.

Будьте внимательны к любым попыткам коммуникации.

Когда родители обращаются к ребенку и не получают незамедлительного ответа, их естественная реакция ответить на вопрос самим. На первый взгляд, это упрощает жизнь, но на самом деле это прямое вредительство. Если мы не ожидаем ответа, то наш ребенок обычно «оправдывает» наши ожидания как не способный к общению. Если же мы будем слушать внимательно, воспринимать жесты, вокализации и слова как осмысленное общение, ребенок почувствует себя уверенно и поймет, что старается не зря. Обращайте внимание на любые попытки ребенка выразить себя. Это поможет лучше понять его и сделает вас более восприимчивым родителем. Единственный способ узнать, что хочет сказать ваш ребенок – это выслушать, что он говорит. Мы не можем сделать этого, если сами говорим без умолку.

Развитие речи ребенка в домашних условиях – нетрудная задача, которая не требует ни специального образования, ни хитроумного оборудования. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и с удовольствием будет копировать своего любимого учителя – вас.

Comments are closed.