Расстройства аутистического спектра и ранняя грамотность: распространенные заблуждения

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.hanen.org/Helpful-Info/Articles/Autism-Spectrum-Disorder-and-Early-Literacy—Commo.aspx
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Если вы воспитываете малыша с РАС, вероятно вам кажется что говорить о том, чтобы учить его читать и писать, пока слишком рано. Но на самом деле для первых шагов в сторону грамотности никогда не бывает слишком рано.

Дети с РАС не всегда учатся читать в том же порядке и в то же время, как их нейротипичные сверстники. Алфавит, например, многим удается выучить еще в младенчестве. Но часто им недостает других важных навыков, например понимания почему люди читают и пишут, умения разобраться в намерениях и действиях героев литературных произведений. Небольшой процент детей с РАС (5-10%) читают лучше чем понимают прочитанное (часто об этом говорят как о «гиперлексии»)  (1) Но большинство детей с аутизмом с трудом справляются как с самим чтением, так и с пониманием того, что они читают.

Обучая ребенка с аутизмом грамоте, люди часто сталкиваются с некоторыми распространенными заблуждениями. Ниже мы рассмотрим некоторые из них, а также дадим вам несколько советов, которые помогут в процессе работы с вашим ребенком.

Заблуждение #1

Нельзя учить ребенка грамоте, пока он не научился говорить.

Если говорить о  развитии речи, игры или социальных навыков, вопросов обычно не возникает. Однако считается что прежде чем ребенок научится читать, он обязательно должен научиться говорить. Доктор  Elizabeth Lanter  из Radford University, VA,  изучала эту область и утверждает что это утверждение не просто не имеет под собой оснований, наоборот, в некоторых случаях освоение грамоты может улучшить вербальные навыки ребенка с аутизмом [2].

Заблуждение #2
Алфавит — первое, что должен выучить маленький ребенок с аутизмом, который учится читать.

Есть множество навыков, которые помогут ребенку в дальнейшем научиться читать и писать, в том числе  [2,3]:

  • ведение диалога ( речь, понимание речи)
  • словарный запас (изучение новых слов)
  • понимание связанного рассказа
  • Умение различать буквы и надписи ( ребенок должен различать знакомы надписи и логотипы, правильно держать книгу, знать название букв, уметь притворяться что читает, пытаться написать свое имя)
  • Представление о звуках ( ребенок должен понимать, что слово можно разбить на слоги и отдельные звуки и знать как обозначать звуки при помощи букв)

Многие дети с РАС с легкостью запоминают алфавит. Поэтому для них будет важнее сконцентрировать внимание на более проблемных навыках.

Когда дети приходят в садик или на подготовку к школе, там чаще всего занимаются тем, что учат с ними алфавит, посколько большинство детей к моменту поступления в школу уже овладели всеми прочими навыками из этого списка. Однако, для детей с РАС как правило именно изучение алфавита не представляет собой проблему, поэтому будет разумнее потратить время на освоение других навыков, таких как понимание связанного рассказа ил освоение начальных навыков письма в ходе игры или повседневной рутины.

Заблуждение  #3:

Лучший способ научить ребенка читать и писать — усадить его за стол и работать по книжкам и карточкам.

Доктор Lanter подчеркивает важность работы над ранними навыками грамотности в процессе естественных, повседневных дел. Таким образом дети лучше усваивают смысл чтения и письма ( что довольно сложно для многих детей с РАС) [2,4]. В руководствах The Hanen Centre’s More Than Words® [5]  и  TalkAbility™ [6] есть несколько предложений относительно того, как ввести навыки ранней грамотности в повседневную жизнь:

  • Привлекайте внимание к надписям в окружающей среде: логотипам телеканалов, строчкам в меню, знакам, названиям на коробках с едой и игрушками, открыткам, спискам, афишам и вывескам
  • Подписывайте те места и предметы в окружающей среде, которые значимы для ребенка. Например приклейте надпись «крутка» возле крючка для его одежды.
  • Разложите карточки с именами членов семьи напротив их мест за обеденным столом
  • Научите ребенка подписывать его рисунки
  • Вместе подписывайте праздничные открытки
  • Отмечайте и отслеживайте важные события по календарю
  • Держите карандаши и бумагу всегда в доступе, чтобы ребенок мог рисовать и писать

Есть масса способов, которые помогут вашему малышу освоить ранние навыки грамотности. Один из примеров — поход в магазин за продуктами. Подробнее об этом в нашей статье  “‘A’ is for Apple: What Kids Can Learn at the Grocery Store”.

Заблуждение  #4:

Дети с аутизмом не должны читать «не традиционные» тексты, их надо приучать к сказкам и историям.

Ориентируйтесь на интересы ребенка и обязательно учитывайте какие материалы для чтения будут для него/нее значимы.

Многим детям с РАС нравится читать книги и журналы, связанные с их специальными интересами: карты и путеводители по метро, книги о динозаврах или поездах. Нельзя запрещать им это, так как подобное чтение мотивирует ребенка к соприкосновению с миром печатного слова. Не бойтесь расширить разнообразие материалов для чтения и обязательно обсуждайте с ребенком то, что его интересует.

Если ребенку нравятся сказки, выбирайте те, в которых есть :

  • Простые картинки
  • Предсказуемый, логичный сюжет
  • События, которые можно сопоставить с повседневным опытом ребенка

Книгу не обязательно читать именно в той форме, в которой она была написана. Можно упростить историю следующим образом:

  • выбирайте более короткие предложения
  • перескажите историю простыми словами
  • во время чтения — рассматривайте картинки и указывайте на них
  • используйте интонации и мимику чтобы сделать сюжет интереснее
  • в процессе чтения делайте паузы, чтобы ребенок мог принять участие в процессе ( указать, вокализировать, посмотреть на вас, прокомментировать историю)

Если ребенок говорит предложениями и достаточно хорошо понимает речь, вы можете:

  • Вместе разыграть историю при помощи реквизита или кукольного театра. Помогите ребенку пересказать историю, так чтобы в ней было четкое начало, середина и конец
  • Задавайте вопросы и комментируйте прочитанное, чтобы дать ребенку повод поразмыслить. Спросите его, что, как ему кажется, будет дальше, или как себя чувствует персонаж?

Чтобы начать учить ребенка грамоте не нужно ждать, пока он пойдет в школу — чем раньше вы начнете, тем лучше. Указывая на буквы и надписи вокруг него, вовлекая его в занятия, связанные с надписями ( например, составление списка покупок), совместное чтение, вы сформируете у него интерес и любовь к печатному слову, что в дальнейшем поведет его к освоению грамоты.

 

Список литературы:
Newman. T. M., Macomber, D., Naples, A. J., Babitz, T., Volkmar, F., & Grigorenko, E. L. (2007). Hyperlexia in Children with Autism Spectrum Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 37, 760–774.
Lanter, E. & Watson, L. (2008). Promoting literacy in students with ASD: The basics for the SLP. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 39, 33-43.
Greenberg, J. & Weitzman, E. (in press). I’m Ready! How to Prepare Your Child for Reading Success. Toronto: Hanen Early Language Program.
Lanter, E., Watson, L.R., Erickson, K. A. & Freeman, D. (2012). Emergent literacy in children with autism: An exploration of developmental and contextual dynamic processes. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 43, 308-324.
Sussman, F. (2012). More than words: A parent’s guide to building interaction and language skills for children with autism spectrum disorder or social communication difficulties. Toronto: Hanen Early Language Program.
Sussman, F. (2006). TalkAbility: People skills for verbal children on the autism spectrum: A guide for parents. Toronto: Hanen Early Language Program.

Добавить комментарий