Новый взгляд на вопрос подкрепления

Новый взгляд на вопрос подкрепления

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.bsci21.org/considering-reinforcement-from-a-different-angle/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

mother-1245764_1280-777x437

Иногда я думаю, может быть дело во мне…

Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда план по коррекции нежелательного поведения  вашего клиента, над которым вы столько трудились с его учителями, родителями и другими близкими людьми, остается невостребованным? Ему просто никто не следует. Может конечно я одна оказывалась в подобной ситуации, но дело не в этом. Мне на ум приходит по крайней мере несколько случаев, когда я возвращалась после консультации в офис и жаловалась коллеге что план, который я с таким трудом разрабатывала вместе с командой, оказался по сути никому не нужен. В такие моменты я чувствовала себя несчастной и совершенно бесполезной. Я вынуждена была признать, что отсутствие систематической работы со стороны команды меня фрустрирует и это становится проблемой. И никому нет дела до того, как мои мозги кипят, пытаясь понять, что же я делаю не так.

К счастью, у меня появилась возможность принять участие в двух образовательных проектах, в результате чего на меня «снизошло озарение», которое навсегда изменило мой подход к проблеме и к работе с командой, которая оказывает помощь клиенту с проблемным поведением.

Я приняла участие в мастер-классе Доктора Gregory Hanley, посвященном функциональному анализу проблемного поведения  (Hanley et al., 2014; Hanley 2015), где он сделал замечание, которое совершенно по-новому отозвалось у меня в душе. Он отметил, что подкрепление делает два дела сразу: первое, о котором мы вспоминаем сразу, сопровождает определенное поведение, увеличивая таким образом вероятность его повторения в будущем. Но есть и второе «дело», о котором он и рассказал, что оказало огромное влияние на то, как теперь я строю свою работу. Если проблемное поведение приводит к тому, что человек получает номинальное подкрепление, это останавливает проблемное поведение. Задумайтесь на минуту. Если ваш сын-подросток клянчит машину на вечер и вы даете ему ключи, нытье сразу же прекращается. Если ваша малышка плачет в своей колыбельке, а вы берете ее на руки и  начинаете с ней возиться и играть, плач прекращается. Обе эти истории вероятнее всего повторятся в будущем, когда ваши дети окажутся в таком же положении, но в данный момент, когда вы подкрепляете их проблемное поведение, оно останавливается.

Обдумывая эту мысль, я провела параллели с тем, что слышала от Доктора Timothy Vollmer (2013; 2015) во время онлайн презентации и имела честь услышать вживую. Оба раза он описал ситуации, в которых родители ненамеренно подкрепляли ребенка, когда он кричал, дрался и т.д., пока пытались угадать что же ребенок хочет и дать ему это. А в некоторых случаях даже гадать не пришлось, они точно знали что хочет ребенок, и сразу давали это, только чтобы тот прекратил. Родители  в этот момент вовсе не хотят, чтобы в будущем было больше криков, укусов и драк, они просто хотят чтобы в этот конкретный момент поведение прекратилось, и делают то, что как им кажется в данный момент будет лучше всего. Таким образом поведение родителей  получает мощнейшее негативное подкрепление.

Сведя концы с концами, я поняла, что когда пыталась помочь школьному персоналу справиться с проблемным поведением у учеников, то затрагивала лишь часть проблемы. Я всегда смотрела на A-B-C ( предшествующие факторы — поведение — пследствия) для поведения ученика, но не уделяла внимание A-B-C для поведения взрослого. Как оказалось,  последовательность, которая влияет на поведение учащихся в школе, пациентов в клинических центрах или молодежи в домах поддерживаемого проживания, так же оказывает влияние на взрослых, которые их учат и поддерживают. Это не было для меня шоком, но постепенно я пришла к выводу что нужно уделять больше внимания факторам, влияющим на поведение учителей и поддерживать любые, даже самые незначительные попытки претворить в жизнь хотя бы часть из написанных мною планов.

В конце концов, если ученик визжит в классе на полной громкости,  в теории вы можете сказать учителю не обращать на крикуна внимания до тех пор , пока он не успокоится, затем дать ему легкое задание, и только потом — подкрепление, но только в теории. Едва ли в настоящем шумном классе эта стратегия может быть осуществлена. Даже если учитель или тьютор понимает важность проведения процедуры гашения для визга в долгосрочной перспективе, это не может конкурировать с негативным подкреплением, которым будет прекращение визга прямо сейчас.

Хотя мы можем выстраивать стратегии и преднамеренно изменять различные факторы, чтобы повлиять на поведение наших клиентов, важно помнить что те же принципы , которыми мы руководствуемся в построении поведенческого плана для ребенка, оказывают влияние на поведение взрослого, который будет должен претворять этот план в жизнь. Анализ факторов, которые могут быть значимы для взрослых, и разработка плана поведенческого вмешательства, включающего в том числе работу с этими факторами, вот то, что отличает поведенческий план, который с большой долей вероятности сработает в реальной жизни, от красивой стратегии расписанной на бумаге.

Список литературы
Hanley, G. P., Jin, S., Vanselow, N. R., & Hanratty, L. A. (2014). Producing meaningful improvements in problem behavior of children with autism via synthesized analyses and treatments. Journal of Applied Behavior Analysis, 47(1), 16-36.
Hanley, G. P. (June 12, 2015). Treatment and Prevention of Challenging Behavior. Lecture, Moncton, New Brunswick.
Vollmer, T. R. (2013). Antecedent Interventions and Considerations to Reduce Significant Problem Behavior.  Presentation, . Retrieved from http://legacy.wpsu.org/live/2012_player/59045
Vollmer, T. R. (January 8-9, 2015). New Directions in the Assessment and Treatment of Problem Behavior. Lecture, Fredericton, New Brunswick.

Добавить комментарий