Эффективное решение поведенческих проблем у детей с расстройствами аутистического спектра

Переводчик: Вероника Новикова

Оригинал: http://www.myaspergerschild.com/2016/04/effective-interventions-for-problem.html?utm_medium=social&utm_campaign=postplanner&utm_source=facebook.com

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Эффективное решение  поведенческих проблем  у детей с расстройствами аутистического спектра

Родителям, которые пытаются найти эффективный способ решения поведенческих проблем у детей с синдромом Аспергера (СА) и высокофункциональным аутизмом (ВФА), необходимо принять во внимание некоторые нюансы.

Во-первых, давайте вспомним «четыре заветных шага»:

1. Поразмышляйте, какую функцию может выполнять проблемное поведение:
• избегание кого-либо или чего-либо;
• получение сенсорных ощущений;
• привлечение внимания;
• желание получить какой-либо предмет или доступ к определённому занятию.

2. Соберите информацию.
а) Предшествующий стимул: наблюдается ли данное поведение…
• …после предложения выполнить трудное задание?
• …снова и снова, без изменений, на протяжении длительного времени, даже когда никого нет рядом?
• …когда отказано в доступе к желанному предмету или занятию?
• …когда вы уделяете внимание другим присутствующим детям?

б) Последствия: сталкиваясь с неприемлемым поведением, вы…
• …позволяете ребёнку так себя вести?
• …уделяете ребёнку внимание?
• …оставляете его или её в одиночестве?
• …пытаетесь договориться с ребёнком, или даёте желанный предмет и разрешаете делать то, что ребёнок хочет?

3. Составьте план вмешательства, основываясь на собранной ранее информации.
а) На основе собранных данных, определите, нужны ли изменения в окружающей обстановке:
• ограничение количества доступных ребёнку игрушек и игр;
• снижение уровня шума/беспорядка;
• удаление других отвлекающих стимулов

б) Определите, как вы будете реагировать на проблемное поведение, когда оно будет происходить в дальнейшем:
• вмешиваться;
• игнорировать;
• перенаправлять;
• лишать ребёнка привилегий.

4. Определите замещающее поведение:
а) Какое приемлемое поведение выполняет ту же функцию, что и проблемное?
• учим ребёнка приемлемым образом сообщать о своих желаниях — взамен избегания;
• учим ребёнка спрашивать, можно ли воспользоваться компьютером позже — взамен истерики;
• учим ребёнка говорить вам, что он или она хочет и в чём нуждается — взамен неприемлемых попыток привлечь внимание.

б) Создайте план обучения замещающему поведению (запишите его в тетрадку или блокнот):
• определите, каким образом вы будете отслеживать и оценивать то, как часто ребенок использует альтернативное поведение и каким образом
• в каких ситуациях будет происходить обучение (т.е. модификация поведения)?
• какое функционально эквивалентное поведение вы будете тренировать взамен проблемного?
• какое поведение вы собираетесь замещать функционально эквивалентным?

Во-вторых, давайте рассмотрим, что такое выборочное усиление:

Выборочное усиление — это процесс, благодаря которому частота желательного поведения возрастает, а частота нежелательного альтернативного поведения снижается. Его используют, когда желательное поведение уже происходит время от времени, и когда есть возможность как-то поощрить ребёнка за это.

В первую очередь при использовании выборочного усиления надо определить, что именно является целевым поведением, а что конкурирующим нежелательным поведением (к примеру, в ситуации, когда Майкл играет в видеоигры в два раза дольше, чем делает домашнюю работу, целевым поведением будет выполнение домашней работы, а нежелательным — игра в видеоигры).

Далее необходимо собрать исходные данные. Исходные данные собирают до начала модификации поведения. Их используют для того, чтобы проверить, успешно ли происходит изменение поведения. К примеру, родители Майкла должны каждый день собирать сведения, как долго он играет в видеоигры и сколько времени делает домашнюю работу, а затем построить график на основе этих данных.

Также необходимо выбрать поощрение (т.е. нечто, взамен на что ребёнок согласен работать), это может быть, к примеру, что-то вкусное, похвала, игры и т.д. Майкла можно поощрить временем, в течение которого он может играть в видеоигры.

Всякий раз, когда ребёнок демонстрирует желательное поведение, его нужно незамедлительно поощрить. К примеру, за каждые 30 минут, проведённые за домашней работой, Майкл должен немедленно получать 15 минут видеоигр. Если перед тем, как ребёнок получит поощрение, проходит слишком много времени, в дальнейшем целевое поведение не будет происходить чаще.

В процессе модификации поведения родителям важно постоянно записывать частоту желательного и нежелательного поведения, чтобы отслеживать прогресс. После того, как желательное поведение достигнет запланированного уровня, а нежелательное практически прекратится, можно постепенно сворачивать программу модификации поведения.

Напоследок, ещё несколько вариантов воздействия на проблемное поведение у детей с СА и ВФА:

1. Списки и расписания. Визуально структурируют предстоящие ребёнку задачи, рутинные дела и занятия, а также необходимые мотиваторы; направляют внимание в нужном направлении по мере выполнения пунктов списка.

2. Поведенческий контракт. Родитель и ребёнок составляют письменное соглашение, в соответствии с которым проявления определённого поведения обмениваются на «усилители» (то есть стимулы наподобие вознаграждений, наказаний или устранения неприятных событий, которые призваны поддерживать желательные реакции на должном уровне или усиливать их). Контракт описывает особую систему управления поведением: за хорошее поведение «А» положено вознаграждение «А», за проступок «Б» положено наказание «Б».

3. Нарастающие требования. Используются, чтобы побудить детей с СА и ВФА выполнить трудную или неприятную задачу. Перед ней ребёнку предлагают несколько лёгких заданий, которые он может сделать успешно и быстро. Такой порядок предъявления заданий порождает «поведенческую инерцию».

4. Принцип Примака. Метод закрепления и усиления привычки следовать правилам, базирующийся на позитивном подкреплении. Занятия, которые нравятся ребёнку, становятся ему доступны после выполнения того, что он делать не хочет (например, ребёнку, который закончил домашнюю работу, разрешают поиграть на компьютере).

5. Перенаправление. Предоставление нового стимула, чтобы переключить внимание ребёнка. Это может быть вербальное или невербальное указание ребёнку прекратить нежелательное поведение, предложение помощи в выполнении задания, вовлечение его или её во взаимодействие, напоминание о том, что надо сфокусироваться на задании, моделирование спокойного контролируемого поведения.

6. Правила. Установите, донесите до всех и соблюдайте домашние правила. Правила нужно сформулировать позитивно. Опишите, как желательно себя вести у вас дома.

7. Самооценка. Система самоменеджмента, которую можно использовать для стимулирования должного поведения. Детей с СА и ВФА обучают оценивать их собственное поведение по какой-то прогрессивной шкале. Например, ребёнок может оценивать своё поведение, используя пять градаций, от «неприемлемо» до «превосходно». На основании как непосредственно поведения, так и точности самооценки, ребёнок получает очки, которые может обменивать на вознаграждение.

Родителям стоит осознать, что, несмотря на диагноз  ребенка, поведенческие методики — это то, что скорее всего сможет помочь. Диагноз «расстройство аутистического спектра» повышает вероятность того, что родители столкнутся с поведенческими проблемами, но это не значит, что они должны будут с этими проблемами мириться.

Важно понимать, что дети в спектре видят мир иначе. Однако, мамы и папы также ответственны за то, чтобы помочь детям выработать более приемлемое поведение. И методики, описанные выше, могут стать хорошим началом на пути к этому.

Добавить комментарий