Жизненно-важные навыки. Учим наших близких всему, что нужно знать о деньгах

Жизненно-важные навыки. Учим наших близких всему, что нужно знать о деньгах

Переводчик/редактор: Дарья Воробьева

Источник: http://www.autismlink-alw.org/essential-skills—learning-dollars—cents.html

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Важнейшее средство выживания

В фильме Рай Океана главный герой Сэм решает посвятить остаток жизни тому, чтобы обучить своего сына-аутиста навыкам  и умениям, необходимым в повседневной жизни. Один из самых важных моментов, показанных в фильме – то, как Сэм учит сына пользоваться деньгами.

Начать учить чему-либо аутичного ребенка никогда не поздно. Самое главное – не оставлять усилий. Моя жена начала обучение нашего сына, когда ему было семь, и на то, чтобы научить его понимать, что такое деньги, у нас ушло около полутора лет.

Представление о деньгах

Мы учили сына, применяя принципы ABA (applied behavior analysis — прикладной поведенческий анализ – прим.перев.). Этот подход предполагает пошаговую организацию обучения. Я постараюсь описать каждый этап, и надеюсь, что это поможет родителям, которые захотят попробовать наш способ. Относитесь к занятиям, как к игре, и поощряйте вашего ребенка играть с вами.

Во-первых, создайте нужную обстановку, в которой ваш аутичный ребенок сможет спокойно сидеть и  заниматься. Убедитесь, что его ничто не отвлекает.
Для того, чтобы ребенок начал учиться пользоваться деньгами, ему нужно понять, что такое доллары и центы. В случае аутичного ребенка важно для начала научиться различать купюры и монеты.

Учим различать монеты разного достоинства

Шаг1: Положите на пустой стол листок бумаги формата А4, на котором начерчены столбцы, обозначенные монетами различного достоинства.

Шаг 2. Подавайте  ребенку по одной монете за раз. Положите монетку ребенку на ладонь  и попросите поместить ее в  нужный столбец. Используйте словесное подкрепление, чтобы объяснить ребенку значение предмета (монеты). Возможно, ребенку потребуются помощь и подсказка, куда следует положить монету.

Не следует класть перед ребенком кучку монет и предлагать рассортировать их по достоинству. Это только запутает  его. Рассортировывать  монеты следует на более поздних этапах обучения, когда ребенок будет лучше ориентироваться.

Повторяйте этот процесс несколько раз, пока ребенок не разложит монеты правильно. Похвалите его, если он справился. Если ребенок не понял правила, не сдавайтесь. Дайте ему отдохнуть после 15 минут тренировки, и начните заново на следующий день.

Не опускайте руки. Нам понадобилось несколько недель для того, чтобы сын понял, как сортировать монеты. Помните: на этом этапе мы еще не учим арифметическим действиям!

Шаг 3. Теперь, когда ваш ребенок уже умеет различать монеты по достоинству, уберите таблицу и переместитесь в новую обстановку . Это необходимо для того, чтобы обобщить приобретенный навык. Тренируйте его в супермаркете, ресторане и т.д. Напомним, что родителям нужно носить с собой побольше мелочи и стараться не расплачиваться кредитной картой на глазах у ребенка.
Например, если есть возможность, когда вы покупаете банку  газировки за 1.5   доллара, скажите ребенку, что вам нужны одна монета достоинством в доллар и одна монета в пятьдесят центов. Покажите ему пригоршню монет и попросите выбрать нужные. Затем попросите его передать эту сумму кассиру. Не спешите, медленно направляйте ребенка. Не ждите, что в первый раз он все сделает правильно – может быть, ему еще нужна таблица для подсказки. Помните, на этом этапе мы еще не начинаем учить арифметическим действиям.

Обучение арифметическим действиям

Когда ребенок привыкнет сортировать монеты, можно начать учить его сложению. Вам снова понадобится листок бумаги с таблицей, но на этот раз нарисуйте 10 столбцов: начиная с 10 центов, затем 20, 30 и до 100 центов, т.е. 1 доллар

Шаг 1. Начните с монеты наименьшего достоинства. Покажите ребенку две монеты по 10 центов. Вместо того, чтобы просить его рассортировать монетки, скажите, что две десятицентовые монеты равны 20 центам.

Аутичному ребенку будет очень непросто это усвоить. Будьте терпеливы. Положите ему на ладонь две монеты и попросите положить их в столбец “20 центов”. Используйте словесное подкрепление и подсказку, если необходимо. Постепенно увеличивайте число монет, пока ребенок не освоится полностью с десятицентовыми монетами. Помните, на этом этапе мы используем только монеты по 10 центов.

Шаг 2. Когда ребенок освоит сложение десятицентовиков, можно начать давать ему несколько монет по 10 центов и спрашивать, сколько у него денег. Попросите его положить монеты в соответствующий столбец.

Шаг  3. Когда ребенок уверенно считать, поменяйте номинал монет и повторите этапы 1 и 2.

Шаг 4. После того, как ребенок выучит все центовые номиналы, можно начать использовать разные сочетания монет, например, дать ему сразу три монеты – одну в 10 центов, одну двадцатицентовую и одну в 50 центов. Ребенок должен посчитать сумму и определить, что она относится к колонке 80 центов.

Обобщайте результаты обучения, тренируя ребенка читать ценники в супермаркетах и торговых центрах. Мы занимались с сыном подобным образом несколько лет, прежде чем он смог сходить в ресторанный дворик и  купить апельсиновый сок. Как мы уже упоминали, речь пока идет только о  монетках. Для совершения более крупных покупок, когда используют бумажные купюры, нужно вернуться к первому этапу и научиться различать долларовые номиналы.

После четырех с лишним лет занятий, мы все еще постоянно работаем с моим сыном-аутистом по этому методу. Каждый день, вернувшись с работы, я спрашиваю сына, что он ел на ланч в школе и сколько это стоило. Для того, чтобы сын научился вычитать и получать сдачу, нам еще предстоит потрудиться. Многим  такое количество занятий могло бы показаться кошмаром, но лично для меня это – еще одно приключение вместе с сыном, из тех, что нам приносит любовь.

Включение в общество

Так как большинство родителей хочет, чтобы их дети-аутисты влились в общество, им необходимо знать, что важнейшим средством выживания станет умение пользоваться деньгами.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто наивны и очень доверчивы. Научить их обащаться с одним из самых важных компонентов «взрослой жизни» — важная задача для родителей.

Comments are closed.