Как читать книги особому ребенку: 5 стратегий

Как читать книги особому ребенку: 5 стратегий

Переводчик: Виктория Зайкина

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал статьи: http://www.friendshipcircle.org/blog/2014/04/07/five-strategies-to-use-when-reading-a-picture-book-to-a-child-with-special-needs/

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Для многих детей с особыми нуждами чтение книг может быть только пассивным занятием по многим причинам — задержка когнитивного развития, расстройство речи и понимания языка, проблемы с моторикой и т. д. Часто у особых детей нет тех же возможностей для совместного чтения со взрослыми, что и у их обычных сверстников. Ниже вы найдете 5 советов о том, как привлечь ребенка к процессу чтения, которые пригодятся и в школе, и дома.

1. Используйте наглядные пособия
Возьмите дополнительные картинки, иллюстрирующие ключевые слова в сказке. Например, для чтения «Очень голодной гусеницы» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0) можно распечатать изображения гусеницы, яблока, апельсина и т.п. Фотографируйте сами, ищите картинки в Интернете или делайте их с помощью специальных программ (таких как Boardmaker, Connect Ability и т.п.).
Наглядные пособия могут включать в себя объекты, которые сделают историю более конкретной и приближенной к реальности. Недавно я читала книгу «Любопытный Джордж делает кленовый сироп»* и для наглядности взяла бутылку из-под кленового сиропа, кусочек коры, а также распечатанное изображение кленового листа. Не берите слишком много предметов – они могут отвлекать и переключать все внимание на себя. Пусть это будет несколько простых вещей, которые вы сможете использовать по ходу сказки.
Еще один вариант применения наглядных пособий — фланелевая доска с фигурками. Вы можете сделать фигурки сами или купить готовые в Lakeshore Learning.
2. Задавайте вопросы, предлагайте выбор, поощряйте фантазию

Когда вы читаете книгу с картинками, спрашивайте «почему», ориентируясь на уровень ребенка. Например, ребенку со значительными когнитивными трудностями вы можете сначала задавать простые вопросы, а затем усложнять их. Если ребенку трудно отвечать, предоставьте ему выбор. Например: «Любопытный Джордж в сказке делал сироп или джем?» Если ребенок по-прежнему затрудняется, покажите ему страницу и задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Чаще поощряйте ребенка и радуйтесь его успехам. Он не должен чувствовать, будто его проверяют, ведь во время чтения вы не только обучаете его, но и укрепляете взаимную привязанность. Чтение может быть активным и увлекательным занятием, если давать ребенку правильные подсказки.

Недавно я прочла чудесный пост на сайте PrAACtical AAC (http://praacticalaac.org/praactical/building-communication-skills-during-storybook-reading/) о построении коммуникации во время чтения книг с минимально вербальными или невербальными детьми. В статье есть ссылки на коммуникационные доски для детей, которые не говорят или говорит очень мало.
3. Выбирайте книги, которые соответствуют возрасту и пониманию
Я часто говорю моим студентам-старшекурсникам, что не следует выбирать книгу для ребенка исходя из возраста, которому соответствует его развитие. Если ребенок познавательно функционирует на уровне двухлетнего, но его хронологический возраст составляет 10 лет, выбирайте книгу для 10 лет и адаптируйте ее для его нужд. Предлагайте выбор, спрашивайте ребенка, какую книгу он хочет почитать. Мотивация и интерес – залог успеха!
4. Читайте выразительно и меняйте интонацию
Недавно я написала пост, основанный на исследовании, обзор которого опубликован здесь http://www.gravitybread.com/books-and-mealtime/how-reading-with-expression-can-help-improve-your-childs-comprehension/, о выразительном чтении. Исследования показали, что чтение с выражением улучшает способность ребенка понимать сюжет и отвечать на вопросы. Недавно я читала «Царевну-лягушку» своим детям. Сказка была сложновата для моего 4-хлетнего сына, поэтому я читала очень выразительно и использовала много звукоподражаний, чтобы он лучше понял сюжет и не терял интереса.
5 . Соотносите историю с опытом ребенка и переносите ситуации из книги в реальную жизнь
Если соотносить сказку с опытом ребенка, это сделает ее более понятной . Например, когда я читала моим детям «Кролик Бетти хочет все»**, мы обсуждали, что они чувствуют, когда мы что-то покупаем в магазине игрушек. Я спросила: «Вам когда-нибудь хотелось взять в магазине игрушек все?» Большинство детей ответят на такой вопрос утвердительно. Сходите в магазин и обсудите сказку. Такой перенос поможет ребенку вспомнить прочитанное и поработать над навыками пересказа и построения последовательностей.
Кроме того, есть много книг, написанных специально для детей с особыми потребностями. Если у вашего ребенка есть конкретный диагноз, возможно, вам поможет книга об этом заболевании.
Если у ребенка…
— СДВГ, то чтение такой книги как «Миссис Горски, кажется, у меня егозливые озоруны»*** поможет успокоиться и узнать полезные стратегии для ребенка и родителя;
— эпилепсия, то книга «Великая Кэти Кейт объясняет про эпилепсию» **** поможет побороть страхи и беспокойство;
— сенсорные расстройства, то, на мой взгляд, книги «Пора стричься»*****, «Чувствительный Сэм»****** и «Разборчивый Пит»******* отлично подойдут для совместного чтения.
————————————————————————————————————————————
* «Любопытный Джордж делает кленовый сироп» (Curious George Makes Maple Syrup) — книга американского автора Ханса Рея о том, как обезьянка Джордж однажды утром обнаруживает, что кленовый сироп закончился и поэтому ему не с чем есть блинчики. Джордж узнает о том, как добыть сок из клена и как превратить его в тягучее лакомство.
** «Кролик Бетти хочет все» (Betty Bunny Wants Everything) – книга Майкла Каплана о кролике Бетти, которой хотелось заполучить все игрушки в магазине. Семья малышки решила преподать ей урок, чтобы она осознала ценность денег и поняла, что нельзя их тратить безгранично. Но Бетти оказалась хитрее всех.
***«Миссис Горски, кажется, у меня егозливые озоруны» (Mrs. Gorski, I Think I Have the Wiggle Fidgits) — книга Барбары Эшем, предназначенная для детей с СДВГ от 6 лет. Главный герой книги Дэвид Шелдон вечно попадает в неприятности, потому что он постоянно хочет двигаться и воплощать свои гениальные идеи. Однажды Дэвид обнаруживает существование «егозливых озорунов», и это открытие помогает ему находить способы справляться со своим состоянием.
****«Великая Кэти Кейт объясняет про эпилепсию» (The Great Katie Kate Explains Epilepsy) – книга известного детского онколога Мэйтленд Делэнд, адресованная маленьким детям с эпилепсией. Маленький Джимми волнуется из-за своего диагноза. Девочка-супергерой Кэти Кейт берет его с собой в увлекательное приключение, в котором он узнает о разных видах эпилептических приступов и методах лечения.
***** «Пора стричься» (It’s Haircut Time) – книга Мишель Гриффин, которая 7 лет проработала в качестве эрготерапевта с гиперчувствительными детьми, рассказывает о том, как один маленький мальчик преодолел свой страх перед стрижкой.
****** «Чувствительный Сэм» (Sensitive Sam) – книга Марлы Рот-Фиш о мальчике Сэме, который каждый день расстраивается из-за неприятных ощущений от швов на одежде, грубых тканей или громких звуков. Но родители отводят его к эрготерапевту, и его жизнь становится гораздо веселее.
******* «Разборчивый Пит» (Picky Picky Pete ) — книга Мишель Гриффин, посвященная утру мальчика Пита, который не любит ярлыки на одежде, а также ненавидит краску и мыло.

Comments are closed.