Отказ от еды — причина в орально-моторных или сенсорных проблемах?

Отказ от еды — причина в орально-моторных или сенсорных проблемах?

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: https://www.arktherapeutic.com/blog/food-refusal-is-it-oral-motor-or-sensory-related/

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

sensory-vs-oral-motor

Если ребенок отказывается от еды — это одна из самых тяжелых задач как для родителей, так и для терапевтов, и конечно это большой стресс для самого ребенка. Наша жизнь во многом крутится вокруг еды. От нее зависит здоровье и развитие малыша. Я предлагаю вам  получить об этой проблеме чуть больше информации и надеюсь, что она окажется вам полезна. Так что глубоко вдохните и давайте засучим рукава.

Прежде чем мы начнем, запомните что только специалист по патологиям языка и речи (SLP) сможет подсказать, почему ваш ребенок отказывается от еды. Если вы опасаетесь, что у малыша пищевые проблемы, обратитесь к педиатру и попросите направление на консультацию к специалисту по патологиям языка и речи, у которого есть опыт работы с нарушениями в области кормления. Если проблема в сенсорном восприятии, вероятно вам также понадобятся услуги эрготерапевта.

В то же самое время, могу с уверенностью вам сказать что дети с подобными проблемами, с которыми я сталкивалась, так или иначе относились к одной из двух групп:  дети с орально-моторными проблемами и дети с нарушениями сенсорной обработки. Ниже вы найдете информацию о стратегиях, которые я с успехом применяла в своей собственной практике ( разумеется при учете того что все возможные проблемы медицинского характера, такие как изжога, проблемы с пищеварением, побочные эффекты медикаментов и т.д. были исключены или излечены):

Орально-моторные проблемы

Некоторые дети набирают еду за щеки, закрывают рот, вызывают у себя рвоту или выплевывают пищу, поскольку уже знают, что моторных навыков, которые у них имеются, недостаточно для того, чтобы поесть. Не смотря на то, что процесс употребления пищи  естественен для организма человека, он все таки требует большой включенности и концентрации. Человек двигает челюстями — жует — чтобы размельчать пищу. В то же самое время язык перегоняет кусочки вверх-вниз и из стороны в сторону по всему рту, окончательно измельчая и формируя пищевые комочки, которые можно будет проглотить. Это сложные движения, требующие свободного владения языком, достаточно сильных челюстей, ритмичного жевания, координации и т.д.

Если у ребенка не сформирован хотя бы один из этих навыков — одно это делает процесс приема пищи опасным из-за возможного удушения. В моей практике было несколько случаев когда ребенок, который не мог справиться с пищей, просто отказывался от нее т.к. не хотел подвергать себя риску. Возможно он просто не может сообщить вам, что боится есть, поскольку не может разжевать предложенный кусок.

Часто сигналом задержки в развитии оральной моторики, необходимой для питания, является недостаточная подвижность языка. Ребенок может подвигать языком из стороны в сторону? а вверх-вниз? Может ли он коснуться кончиком языка альвеолярного гребня ? Как именно ребенок жует? Он двигает челюстью вверх и вниз, или по кругу/по диагонали? Он достаточно хорошо пережевывает? Возьмите кусочек с его тарелки и посчитайте, сколько раз нужно его прожевать, а затем сравните количество ваших жевательных движений и количество жевательных движений вашего ребенка.

Он должен свободно двигать языком ( не помогая себе головой), уверенно жевать и хорошо пережевывать. Если это не так — почитайте на сайте заметку о том, как сформировать навыки, способствующие жеванию. Также вы найдете много полезного в других материалах из раздела моторика.

Сенсорные нарушения

Спектр возможных сенсорных нарушений очень широк, но то с чем сталкивалась я, работая с отказом от еды, чаще всего укладывалось в два варианта ( или их комбинацию):

  • Недостаточную чувствительность оральной области.  В этом случае дети часто набивают рот, прячут еду за щеками, чтобы получше «прочувствовать» то, что у них во рту. Также у детей с подобными проблемами часто еда остается на языке, внутренней стороне щек, и губах — если ребенок плохо чувствует свой рот, то не догадается что что-то застряло и нужно это проглотить. Из-за сенсорных проблем у детей может течь слюна, поскольку чтобы сглотнуть слюну нужно хорошо ощущать свой рот и сколько жидкости в нем скопилось.
  • Гиперчувствительность означает, что ребенок чересчур сильно ощущает все что происходит у него во рту. Дети с такими проблемами могут вертеться и отворачиваться от еды, вызывать у себя рвоту, выплевывать пищу, отворачиваться, отказываться садиться за стол — плакать, драться, кричать, могут быть и другие поведенческие нарушения.

В обеих случаях я очень рекомендую попробовать массаж десен, а также прочитать вот этот  пост о сенсорной защите полости рта,  где вы найдете более глубокую информацию обо всем, что написано выше, а также несколько стратегий, которые помогут решить эту проблему.

Сталкиваясь с отказом от еды  мы не требуем чтобы дети прямо сразу начали есть. Они могут пробовать что-то, но это не наша первоочередная цель. Прежде всего мы должны помочь ребенку почувствовать себя комфортно рядом с пищей, и постепенно двигаться в сторону еды. Я часто представляю продукты через игру, позволяю ребенку измазаться, растереть еду по столу, катать, швыряться и т.д. Ваш эрготерапевт также может предложить ребенку поиграть в крупе, поискать в ней сокровища. Сухие макароны разной формы и расцветки тоже подходят. Пластилин, кинетический песок, соленое тесто — список возможностей для игр бесконечен. Игры с пеной для бритья, грязевые пирожки, искусственный снег — используйте все возможности, чтобы ребенок мог потрогать самые разные текстуры,

Ладони очень чувствительны к прикосновениям, и эта чувствительность схожа с ощущениями во рту. Так что используйте ладошки чтобы научить ребенка спокойно воспринимать разные продукты и текстуры во рту.

Также важно отметить, что иногда сенсорные нарушения маскируют моторные проблемы. так что если вы нормализовали чувствительность в области рта, имеет смысл еще раз проверить, есть ли у ребенка проблемы, описанные в первой части. Орально-моторные нарушения чаще наблюдаются у детей с гипочувствительностью. Все это требует времени  И так или иначе будет улучшаться. Однако помните, что у всех нас есть свои пищевые «тараканы». Вспомните, как любят пить кофе ваши близкие? Мой муж любит смешивать кофе и сливки до однородного цвета. Другие любят черный кофе, или кофе с сахаром, или со сладостями. Я вообще не переношу запаха кофе. Ни разу в жизни не выпила ни чашки. Я не люблю авокадо и киви — они слишком склизкие. Все описанные выше предпочтения так или иначе зависят от нашей сенсорной чувствительности. В большинстве случаев они остаются лишь предпочтениями и не переходят в разряд пищевых проблем. Так что если ваш ребенок просто что-то не любит — это нормально. Наша цель — сбалансированный рацион, включающий в себя все необходимые для здоровья группы пищи. И еще раз, я хочу снова подчеркнуть что вам не обойтись без специалиста по патологиям языка и речи/специалиста по кормлению, который будет вам помогать и направлять. В процессе решения проблем с питанием также не помешает консультация диетолога, чтобы окончательно удостовериться что у вашего малыша нет проблем с обменом веществ и вся пища усваивается как надо.

Надеюсь, вы найдете здесь что-то полезное

Дэбби

Добавить комментарий