Навыки самостоятельной игры

Навыки самостоятельной игры

Переводчик — Александр Статников

Оригинал текста: http://www.porchlighteducation.org/

Ждем Александра на конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Введение
Вследствие ограниченности репертуара их социальных и коммуникативных навыков и частых эпизодов повторяющегося поведения, которое снижает способность играть творчески с другими детьми, самостоятельная игра может вызывать у детей с аутизмом затруднения. Навыки самостоятельной игры — это обширная тема, здесь может понадобиться помощь, планирование со стороны тераписта вашего ребенка. Тем не менее, мы обсудим несколько вещей, которые можно сделать, чтобы помочь ребенку в развитии данных навыков. Дети играют различными способами. Первый — это одиночная игра, в которую дети вовлечены, когда они находятся одни. К примеру, игра с игрушками, воображаемая игра и даже самостоятельная игра на улице. Вторая разновидность игры — параллельная. Эти навыки можно увидеть у детей, которые учатся играть рядом с другими детьми, но напрямую с ними не контактируют. В качестве примера — ребёнок, который находится в песочнице с другим ребёнком. Третий и четвёртый виды — игра, включающая общение, и согласованная игра, которые предполагают коммуникацию с другими. Эти виды игры в настоящем тексте не обсуждаются.

Почему важны навыки самостоятельной игры?
Есть несколько причин, по которым важно учить ребёнка самостоятельной игре. Во-первых, игра для ребенка — это способ получения новых навыков и развития себя. Через игру дети развивают интересы, а также навыки крупной и мелкой моторики. Они учатся самостоятельно решать проблемы и овладевают уместными способами взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, у детей, которые играют самостоятельно, развивается уверенность в собственных силах, они становятся более самостоятельными в других сферах жизни. Зачастую дети с аутизмом не играют самостоятельно до тех пор, пока их не научат, как это делать. Поэтому, возможно, понадобится какое-то время чтобы  обучить их тому, как играть с игрушками и материалами, которые вы им предлагаете.

Как учить навыкам самостоятельной игры?
Хороший способ начать учить детей играть самостоятельно — учить тому, что делать с игрушками. Вы можете начать с игрушек, которые интересуют ребёнка — таких как пазлы или  машинки. Покажите ребёнку, как поместить фрагмент пазла в подходящее место, или как катать грузовик по воображаемой дороге. Поощряйте ребёнка следовать вашему примеру и давайте подсказки, когда это необходимо.
Можно начать с простых игр, таких как бросание мяча и постепенно переходить к более сложным играм, таким как кормление и купание куклы. Если ребёнку не нравится играть с определённой игрушкой, переключитесь на другую и посмотрите, возможно она окажется интереснее. Тщательно подбирайте игрушки, чтобы они соответствовали навыкам и уровню развития данного конкретного ребёнка. К примеру, пазлы с очень маленькими кусочками могут не подойти детям младше 7 лет. Можно начать с того, чтобы играть по несколько минут, а затем предоставить ребёнку решать, сколько он хочет продолжать заниматься данной игрушкой.

Когда вы сможете оставлять ребёнка с игрушками на несколько минут, можно попробовать другие  игры, такие, например, как игры с причинно-следственными связями, в которых нужно что-то сделать, чтобы что-то произошло. К примеру, это может быть заводная игрушка, которая движется только после того как ребёнок её заводит. Это учит детей понимать, что у их действий могут быть постоянные предсказуемые последствия. Вы можете также учить их конструктивной игре, в рамках которой они могут построить что-то необычное из кубиков, Лего, или других конструкторов. Наконец, вы можете научить их символической игре — к примеру, они могут одеваться как определённый персонаж, или делать вид, будто бы участвуют в чаепитии с чайным сервизом.
Когда вы освоитесь с определенным количеством игр на выбор, можно создавать структуру самостоятельной игры при помощи коробки развлечений и расписания самостоятельной игры.

Коробка развлечений
Коробка развлечений — это коробка с игрушками и другими вещами, с которыми ребёнок хотел бы поиграть, такими как калейдоскоп, танграм, сортеры, раскраски с карандашами, лизуны или Плэй До, игрушечные животные, кубики для конструирования и т.п. Имеет смысл начинать с 5-10 игрушек. Для начала, возможно, стоит использовать игрушки, взаимодействие с которыми предполагает чётко очерченное завершение – чтобы, когда игра с ними заканчивается, можно было переходить к другими.

Чтобы научить ребёнка пользоваться коробкой развлечений, используйте подкрепление, что-то, что ему нравится. Можно сказать, что если он поиграет с содержимым коробки 3-5 минут, то получит подкрепление. Используйте таймер, чтобы отслеживать время, и предупредите ребёнка, что он услышит сигнал через 5 минут. Когда ребёнок начнёт играть, хвалите его каждые 30-40 секунд. Если ребёнок будет пытаться взаимодействовать с вами, перенаправьте его обратно к занятиям с коробкой и напомните, что он услышит сигнал таймера, когда 5 минут пройдут. Когда он научится играть с коробкой, можно постепенно увеличивать время на таймере.

Расписание самостоятельных дел
Расписания самостоятельных дел — наглядные или текстовые инструменты, которые работают как подсказки и помогают детям следовать определённым последовательностям шагов или рутин. Они могут быть использованы для укрепления самостоятельности в ходе выполнения ежедневных рутин (таких как одевание) или же для структурирования свободного времени. Расписания самостоятельных дел могут различаться по тому, насколько детализированы наглядные или текстовые материалы. Можно делать простые расписания с отдельными картинками-обозначениями того, какими делами заниматься и в каком порядке, а можно — более сложные расписания с подробными изображениями или текстовыми описаниями каждого шага, который предстоит сделать ребёнку.

Как сделать расписание самостоятельной игры
1. Выберите дела, которые понравятся ребёнку — предпочтительно, чтобы это были дела с чётко очерченными началом и концом.
2. Выберите подкрепление, которое ребёнок получит в конце, чтобы у него была мотивация выполнить все дела.
3. Используйте изображения или символы, со словами или без них, чтобы установить порядок выполнения дел, который закончится подкреплением (тем, что ребёнок очень любит).
4. Разместите все дела на расписании при помощи коробки развлечений, или в другом доступном месте.

Как начать использовать расписание самостоятельной игры
1. Покажите расписание ребёнку и скажите что-то вроде: «Наступает время твоего игрового расписания»
2. Если вы сделали коробку с развлечениями, предложите вашему ребёнку начать играть. Если нет, подведите ребёнку к первому делу на расписании.
3. Дайте ребёнку возможность закончить все дела (с небольшой подсказкой, если нужно).
4. Убедитесь, что ребёнок переходит от одного дела к другому в соответствии с расписанием.
5. В конце предложите ребёнку подкрепляющее занятие.
6. Можете использовать таймер, чтобы обозначать завершение игрового времени.
Приучая детей к самостоятельной игре, вы помогаете им обрести уверенность в том, что они могут выполнять дела сами, а также поощряете и вознаграждаете одобряемые способы поведения.

Поговорите с терапистом, чтобы получить больше информации о развитии навыков самостоятельной игры.

Добавить комментарий