«Как научить ребенка проводить свободное время самостоятельно и с пользой»

 «Как научить ребенка проводить свободное время самостоятельно и с пользой»

Ждем Анастасию на конференции «Аутизм: вызовы и решения»
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Первоначально тема задания поставила меня в тупик. Я подумала, что мне нечего рассказать, так как самостоятельного досуга у ребенка практически нет. Потом я выписала все наши достижения в этой области, как оказалось все не так плохо!
Я много лет максимально насыщала жизнь ребенка всевозможными занятиями, стараясь не оставлять времени на «бесцельное шатание и крушение квартиры». В те моменты, когда я была вынуждена оставить ребенка одного, пусть даже в соседней комнате, я создавала «зоны интересов», раскладывая книжки, конструкторы, спрятав хрупкое и запрещенное, и, убегая на кухню, как Большой Ух в мультике, слушала танцы своей «веселой медузы» готовая молниеносно вернуться обратно.
Сейчас я могу позволить себе не только приготовить ужин, но и спокойно поесть и даже выпить чай с конфеткой.
Мне помогли:
1) «Уроки осторожности тетушки Совы». Вместе смотрели мультики, потом трогали горячее, острое, лечили игрушки, упавшие с высоты, смотрели другие мультики (Крокодил Гена очень красочно показывает, что бывает, если быть неаккуратным с электричеством) и все возможные видеоролики. Не всегда пока еще это останавливает его от исследований, бывает, что не срабатывает, но затевая что-то, Даник теперь громко говорит: «Уроки осторожности… нельзя», и я успеваю выглянуть и вмешаться. Частота выбеганий из кухни точно сократилась.
2) Введение наказаний за использование гаджетов без спроса и поедание запрещенной еды (у нас БКГ диета). Если раньше я бегала по квартире и постоянно гоняла ребенка от забытых папой и братом и оставленных на зарядке устройств, то после нескольких раз лишения вечерних мультиков Даник перестал без спроса брать «гаджеты». С едой была похожая ситуация. В садике он несколько раз добирался до коробки с чужими поощрениями и однажды был лишен за это айпада, который он получает в конце дня. На следующий день Даник утащил кусок шоколадки у соседки, сделал круглые глаза, закричал «нет Наташиного айпада» и выплюнул шоколадку. Дома мне уже не нужно постоянно выбегать и отбирать что-то запрещенное, я перестала дергать ребенка и изводить себя.
3) Обучение самостоятельной игре. Игра самая провальная область по результатам нашего тестирования. Можно было сколько угодно учить его составным элементам, но объединить их даже в предметную игру Даник долго не мог. Сейчас самостоятельно Даник играет в LEGO Duplo, Magformers, автомобильный и иные треки, PlayDoh и кинетический песок. Хотелось бы большего, но для нас и это уже большой успех. Раньше элементы перечисленного просто летали по квартире. Сейчас они тоже часто порхают, но первоначально домик LEGO долго строится, а потом разрушается каким-нибудь изощренным способом (авария, авиакатастрофа и т.д.).
4) Прослушивание песенок и мультиков. Мы без конца что-то слушаем, потом я делаю тексты песенок с картинками на новые слова из них, картинки из мультиков для пересказа. Очень помогает ребенку с нарушенным фонематическим слухом. Но я отвлеклась… Меня очень раздражало многократное прослушивание одного и того же и я пыталась ограничить и включать песенки только в машине. Когда я придумала, как извлекать из этого пользу, мне стало легче. Теперь, когда Даник просто валяется в кровати и слушает мультики, я не так переживаю о бесцельно проведенном времени.
5) Обучение чтению. Сейчас Даник не просто листает страницы с картинками, но и пытается читать сам интересные ему факты о любимых животных.
6) Следование за интересами ребенка. Например, сейчас мы уже почти два месяца каждый день печем печенье. Мне жутко надоел этот процесс, и благодаря этому я выключила свою гиперопеку, а Даник научился почти все делать сам. Он не только достает продукты, взвешивает, готовит, но потом еще и убирает за собой. Пока мое присутствие на кухне обязательно, так как в некоторых моментах требуется помощь, да и убрать результаты уборки тоже кто-то должен, но чувствую, мы еще будем печь ни один день, и возможно это станет самостоятельным досугом.
7) Принятие права ребенка на «ничегонеделанье». Мне так важно было, чтобы каждая минута прошла не зря, что я расценивала свободное время Даника как еще один способ обучения. Если мультики, то познавательные, если хочет закопаться в одеяло, то нужно присоединиться и сделать пару упражнений на проприоцепцию и т.д. Однажды меня спросили: «А когда ты отдыхаешь, ты делаешь что-то полезное?» Не трудно догадаться, какой был ответ. Порой мы сами душим попытки ребенка стать самостоятельными.
Знаю, что мне ещё нужно много работать над своим поведением и не думать о досуге как о дополнительной возможности сделать ещё что-то полезное. Пока я делаю успехи только во время совместного досуга. Выходные у нас максимально насыщены семейными выходами ( кино, музеи, театр, прогулки, скалодром, батуты и многое другое ), где правил конечно тоже хватает, но я стараюсь максимально отпустить хватку и дать детям делать то, что захочется. Хотя кого я обманываю, проводить без стресса выходные мы смогли только после кропотливой работы над нежелательным поведение и установлением границ, в т.ч. с применением социальных историй.
Так что пока для меня самостоятельный досуг ребенка – это кропотливый ежедневный труд пусть с маленькими, но очень ценными достижениями, о которых не стоит забывать.

Добавить комментарий