Юлия, Даша и PECS

Ждем   Юлию  на конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

IMG_5685

Даша и мыльные пузыри

Когда я впервые встретилась с Дашей 3 года назад, я была начинающим специалистом, имеющим очень ограниченное  представление о РЕСS, жетонах и вербальном поведении Cкиннера. Но одно я знала точно: я хочу помочь этой девочке из села, орущей на моем ковре, и ее маме, беспомощно теребящей платок.

Даше было 4 года, и у нее был аутизм. Врач, поставивший диагноз, не дал маме никаких советов по поводу того, куда обратиться и как с этим жить, а просто выписал успокаивающие таблетки. И в своем селе, и в детском саду она заслужила звание «неуправляемого ребенка» . Мама приехала в наш центр посоветоваться, стоит ли ей отдавать дочку в интернат, как советовали все вокруг. Промямлив что-то невыразительное типа «давайте просто начнем заниматься», я начала пытаться установить контакт с ребенком.

Именно этот контакт и оказался самой трудной задачей. Мне удалось увлечь Дашу несколькими игрушками и даже усадить за стол, но как только я попыталась забрать у нее часть вкладок Монтессори , чтобы заставить ее попросить их обратно, Даша рухнула на пол в истерике. На следующем занятии мне удалось увлечь ее мячом, как только я предложила сбить кегли, снова последовал вой. Раз за разом повторялась та же история: пока Даша играла одна, в классе была тишина, но любое мое неловкое движение или попытки включиться в игру вызывали истерику, остановить которую не удавалось ни маме, ни мне.

За первые несколько занятий, которые состояли из проб и ошибок, разговоров с мамой и истерик на ковре мне все же удалось собрать некоторые сведения: Даша различала парные картинки, могла имитировать действия с предметами, если они ей нравились, произносила несколько звуков и напрочь отказывалась выполнять любые инструкции, кроме «Пошли домой». Мне казалось, что эти слова – единственное, что может успокоить орущего ребенка.

Чудо произошло, когда я взяла в руки мыльные пузыри: Даша во мгновение ока поднялась с ковра и начала ловить разноцветные шарики в воздухе. Потом она остановилась и на секунду посмотрела на меня. Восприняв это как первую попытку общения, я быстро выдула еще несколько шариков. Даша не успокоилась, пока не лопнула их все, а я тем временем быстро положила на стол фото с пузырями. Даша дала мне картинку вместе с мамой один раз, а потом – еще раз, а потом – самостоятельно и спокойно. Так и прошло то занятие: Даша все совала мне картинку, я выдувала побольше пузырей и наспех тараторила маме про систему РЕСS.

Даша могла играть с пузырями бесконечно, и мы с мамой, конечно, использовали это в своих целях. Именно за пузыри Даша впервые спокойно села за стол, показала мне, где изображен мяч и даже похлопала в ладоши. Мы работали по такой схеме: выполнив простейшее задание, Даша искала альбом, находила свою картинку и приносила ее мне. Я вручала ей палочку с волшебной жидкостью, давала немного побегать, а затем опять просила Дашу сесть за стол.

Несколько раз сунув мне что попало и не получив заветных шариков, Даша без труда научилась находить волшебную картинку в папке среди многих других. А когда пузыри все же поднадоели, в ход пошли сладости – конфеты, печенье, банан. Потом я открыла, что Даше нравится юла и она не имеет ничего против пластилина. Попутно мы работали над тем, чтобы увеличить время сидения за столом, научить нашу умничку выполнять простые задание и отказаться давать ей что-либо в случае истерики. Хотя мы встречались всего 2 раза в неделю, мама схватывала принципы занятий «на лету» и старательно повторяла все дома. Количество истерик сократилось вдвое, а вот выполнение инструкций вдвое возросло.

С курса занятий, которые по правилам нашего центра длились 8 недель, Даша уезжала с папкой с картинками, распечаткой про систему PECSдля детского сада и лучезарной улыбкой. Не смотря на мои переживания, воспитатели в сельском садике, хотя и со скрипом, но все же разрешили Даше пользоваться альбомом и даже выдавали вкусняшки, принесенные из дому, за складывание лото и рисование линий. А обучение имитации действий позволило маленькой умняшке впервые встать в круг и спеть «Коровай» вместе с другими детьми, чем окончательно пошатнуть свою ужасную репутацию «неуправляемого ребенка».

Но самое удивительное произошло несколько месяцев спустя, когда Даша с мамой вернулись к нам в центр. Указав в кабинете на карточку с пузырями (ну а с чем же еще!), Даша вдруг сказала «Пу-у», на что мама спокойно ответила: да, ребенок действительно начал произносить первые слоги. И снова пошло-поехало: теперь психологу подавай не только картинку, но и хотя бы слог: карточка + пе – и вот тебе печенье, красиво скажешь «ла» с картинкой – и на столе кружиться юла, «со-к» — и вот тебе пакетик с трубочкой. Но быстрее всего мы выучили слово «комп». Через пару занятий, только завидев меня в коридоре центра, Даша сразу лезла в рюкзак за альбомом и тараторила «комп, комп» и, конечно, получала игру на планшете. Нашим же с мамой заданием было упорно придумывать все новые интересные поощрения, делать картинки и ждать слова. При этом как на занятиях с логопедом, так и во время наших встреч называть предметы по требованию взрослого и повторять звуки или слоги Дашка еще некоторое время упорно отказывалась.

И еще одно интересное наблюдение: хотя у Даши и появилось несколько приближенных слов, она не могла попросить про предмет, не видя перед собой картинку, и ужасно нервничала по этому поводу. Но когда ее папка была на месте, Даша спокойно отрывала нужную карточку, называла ее и получала желаемое.

Сейчас Даша учиться в первом классе школы-интерната, интенсивно занимается там с логопедом и говорит в общей сложности около 100 слов. Карточки PECSдля общения использует, как и многие другие детки, только на этапе изучения новых слов. Педагоги там вроде-бы не против. По словам мамы, она неплохо идет на контакт с детьми, стала более усидчивой и самостоятельной. А вот истерики, которые так обескуражили меня вначале, прекратились вообще. Для меня же как специалиста эта история с мыльными пузырями открыла дверь в увлекательный мир АВА- терапии, за что я очень благодарна и Даше, и ее замечательной маме.

Добавить комментарий