Тост за инклюзию. Как рассказать об аутизме в классе. Часть вторая

Тост за инклюзию. Как рассказать об аутизме в классе. Часть вторая.

Это вторая серия постов из блога одной чудесной мамы.

Переводчики: Марина Лелюхина, Дарья Воробьева

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: http://momnos.blogspot.ru/2010/03/sing-out-loud-sing-out-strong.html

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Продолжение

Почему Бад повторяет реплики и фразы из телепередач?

Мне показалось, что я упустила важный момент, без которого вы не сможете в полной мере представить обстоятельства моей встречи с учителями и одноклассниками сына.

С момента нашей беседы прошла неделя. Я забыла упомянуть, что она состоялась в день школьного Праздника Забавных Причесок. Бад в этот день надел в школу кепку, с пришитыми сзади прядями, которую мы сделали на прошлый Хэллоуин для его костюма Дирка Бентли ( я рассказывала, что он изображал певца кантри?). У Дверей его встретили Лили и мисс Волкер. У одной на голове был темно-розовый парик(его любимый цвет!), у другой волосы торчали во все стороны и переливались разноцветными блестками.

Итак, именно в этот день я решила поговорить с одноклассниками Бада об аутизме. Я видела как из класса на меня одобрительно смотрит миссис Нии, похожая на клоуна, и мисс Волкер с прической «привет, 70-е», а еще дети, чьи головки были  расцвечены яркими спреями, взлохмачены, зачесаны,или зализаны, украшены заколками, резинками, даже цветными карандашами. У парочки детишек, тем не менее, с волосами все было в порядке, и в этой пестрой толпе их привычные косички и стрижки смотрелись чем-то по-настоящему необычным.

 Можно ли было придумать более подходящий день, чтобы, среди такого разнообразия, рассказать об особенностях моего сына?

После того, как я закончила объяснять, что такое аутизм, пришло время ответить на конкретные вопросы, которые мне задали дети.

Первый: Почему Бад повторяет реплики и фразы из телепередач?

Sing out loud, sing out strong ( это название песни певицы Shirley Bassey — прим. переводчика)

«Помните, я говорила, что людям с аутизмом бывает трудно осваивать речь и говорить?»- задала я вопрос группе маленьких «тостеров», которые с энтузиазмом закивали, — «Так вот, с той же проблемой столкнулся и Бад, еще в раннем детстве. Он смог научиться говорить, но совершенно иначе, чем все остальные люди».

Обычно люди начинают говорить с первого слова, например, мама, потом говорят сок, тарелка, мячик и так далее, а когда становятся немного постарше, учатся складывать слова в предложения. Тогда они могут, например, сказать: «Мама, хочу сок». Большинство из нас автоматически учится говорить именно по такому сценарию.

Но Бад научился говорить по-другому. Когда он был очень маленьким, как раз в том возрасте, когда дети учатся говорить «Мама, хочу сок», он не мог говорить вообще. Если он хотел сока, то молча подавал чашку.

Он стал постарше, и начал учиться говорить, то сразу стал говорить предложениями, которые повторял за мной. Я спрашивала: «Хочешь соку?», — а Бад отвечал, — «Хочешь соку?» Раз за разом он повторял за мной, пока его мозг не  решил, что эту фразу нужно сказать, когда хочешь попить сока.

Когда он это понял, то стал подходить ко мне с чашкой и просить: «Хочешь соку?» И я знала, что он хочешь пить.  Такой фокус называется эхолалией, от слова эхо.

По классу пронесся ветерок одобрительных возгласов.

Теперь вспомним, в чем Бад по-настоящему хорош? У него ОТЛИЧНАЯ память. Помните, как я сказала, что он может запомнить все слова из телепередачи с одного-двух просмотров? Он умел это делать, даже когда был совсем малышом. Так вот, когда он понял, как можно попросить соку, то начал изучать другие языковые конструкции, и прикидывать, как их можно использовать.

Другими словами, в этот период ему было очень трудно самому подобрать слова, чтобы сказать что-то, или попросить, но он без труда вспоминал подходящие к месту фразы из телепередач.

Когда Бад подрос, то научился заменять в репликах из телепередач и сериалов слова, которые не подходили к ситуации, на нужные. А когда он совсем вырос, то наконец научился «делать тосты при помощи своего мозга-фена», то есть говорить предложениями, как все вы.

Теперь Бад может говорить так, как ему удобнее: обычными предложениями, или фразами из телепередач. Поскольку у него так и остался мозг-фен, говорить фразами из телевизора ему гораздо проще.

Когда Бад сильно волнуется, ему легче говорить цитатами. Когда он расстроен, злится, или переживает, его мозг пытается справиться с эмоциями, и не может выделить достаточно энергии чтобы помочь ему составить нужные фразы. Вместо этого мозг Бада выбирает фразы, которые говорили теле и киногерои, когда чувствовали что-то похожее, или оказывались в аналогичной ситуации.

Многие из вас слышали, как Бад говорит: «Довольно! Я ухожу!»?

Я специально выкрикнула эту фразу погромче, тонким голосом, как это обычно делает Бад. Дети зашумели.

Да, он постоянно так говорит, правда? Это Мышка Минни из передачи Клуб Микки Мауса.  В этой серии она ОЧЕНЬ злится и ОЧЕНЬ сердится.

Иногда, если он не может получить, то что хочет, и очень сердится, Бад использует фразу из мультфильма Сказки драконов. В этой серии герои Зак и Виззи спорят, кто будет играть волка в спектакле «Три поросенка». Каждый клянется, что если роль достанется не ему, он откажется играть. И они гвоорят: «Нет волка — нет Зака и Виззи». Но Бад обычно меняет слова, когда пользуется этим сюжетом. Так, когда он очень расстроился, из-за того что миссис Нии сказала, что он не сможет получить любимое печенье на полдник, он сказал, копируя голоса Зака и Виззи: «Нет печенья — нет Бада».

Но, как я уже говорила, если он действительно сильно волнуется, то ничего не меняет в цитатах. Он использует их как есть, потому что они лучше всего передают его чувства.

Так что если он вдруг сказал вам что-то совсем непонятное, и вы не понимаете что происходит, не старайтесь уловить связь между ситуацией и фразой, попробуйте почувствовать, что он пытается до вас донести, какие эмоции, может быть это поможет понять, что Бад хотел сказать. Иногда его можно спросить: «Бад, а кто так сказал? почему?» Очень часто он вполне может ответить на этот вопрос, и все объяснить.

Дети задумчиво засопели.

Прежде чем я продолжу, хотела бы поблагодарить вас за все те отзывы, которые собрали мои посты. Я под большим впечатлением, но в восторге от того, что так много людей посчитали их полезными.

А теперь вернемся в класс, где я объясняла одноклассникам Бада, как он говорит.

Многие из вас спросили, почему иногда Бад постоянно повторяет одно и то же. Вы все это заметили?

Дети утвердительно закивали.

Отлично! А теперь скажите, бывало ли у вас такое, что какая-нибудь песня застревала в голове?

Некоторые ученики подняли руки, другие — понимающе засмеялись.

Когда такое случается, несколько строчек буквально намертво застревают в памяти, как будто магнитофон прокручивает их у вас в ушах снова и снова. Бывает такое?

Снова раздался смех.

И что же вы делаете, когда песня застревает у вас в голове?

«Постоянно ее напеваю», — ответила Кайли.

«И я! И я!», — эхом ответили ее одноклассники.

И у меня такое случается, и тогда я могу несколько дней постоянно напевать одни и те же строчки.

«А я даже не замечаю, что стала петь, пока мама не попросит меня замолчать», — добавила Келли. Еще несколько учеников подтвердили, что часто неосознанно начинают напевать.

 С Бадом такое тоже случается, только у него в голове слова из телепередач залипают так же часто, как песни. Если вы повнимательнее понаблюдаете за ним, то услышите, что он произносит реплики таким же тоном, как это делают телегерои, и даже пытается копировать их голос.

Цитаты звучат для него как слова песен. Иногда они застревают у него в голове, и он начинает произносить их вслух.

«Когда у меня застревает в голове мелодия», — сказал Нейтан,- «я стараюсь сконцентрироваться на чем-то, например решаю задачку, и она отстает».

Отлично! Когда у меня случается такое, я не могу сосредоточиться на таком трудном деле, как решение задачки, потому что песенка все равно прорывается и заполняет все мои мысли.

Дети начали делиться своим собственным опытом, относительно прилипчивых песен и стихов.

«Когда ко мне прилипает какая-то песня, я  начинаю записывать слова», — сказала Келли.

Еще одна интересная стратегия.

«Мне кажется, вы не поняли Келли», — подала голос мисс Волкер, — «она имела в виду, что в такие минуты она автоматически пишет слова из песни, даже если должна писать что-то другое». Келли согласно закивала.

Вот как!? Что же получается, когда у нас в голове застревает мелодия, нам приходится одновременно концентрироваться на двух вещах. Иногда пересиливает задачка, но иногда песня оказывается сильнее. Вы помните, мы говорили о том, что у Бада отличная память. Он помнит КУЧУ песен, и МНОЖЕСТВО цитат роятся в его голове, пытаясь завладеть его вниманием.

А вот еще один вопрос: у кого из вас есть любимая песня?

Весь класс поднял руки.

Вам нравится ее напевать?

Дети закивали, и согласились, что любимая песня и правда поднимает настроение.

И Баду это нравится. Иногда он повторяет цитаты из передач, стихи и слова песен, просто потому что ему приятно их слышать.

 

Почему Бад бегает кругами? Зачем ему нужны активные переменки?

Когда мы закончили обсуждать то, как необычно Бад говорит, пришло время поговорить о его сенсорных особенностях.

Ок, следующий вопрос, который вы мне задали, звучал так: «Почему Бад бегает кругами? зачем ему нужны активные переменки?» Вот что я могу вам рассказать об этом…

Помните, мы обсуждали, как мозг управляет всем, что делает наше тело. Чувствами тоже. Кто назовет мне 5 основных чувств?

Мальчик, который сидел напротив, попросивший меня называть его в блоге Невероятным Утконосом, поднял руку, и я дала ему слово.

Ну… мы видим, слышим и чувствуем…. и, э..есть еще вкус, и… стойте, сколько это?

«Четыре», — ответила Мисс Уокер.

И, хм…стойте, какие я уже назвал?

«Ты забыл про обоняние!» — напомнили ему одноклассники.

Да! И обоняние.

Правильно! Зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Наш мозг контролирует все пять,но мозг-фен Бада заставляет его чувствовать немного иначе, чем это делают наши мозги-тостеры.

Итак, новый вопрос! Случалось ли так, что вы долго сидели без движения, а когда вставали, то чувствовали, что ноги затекли?

ДА! — весь класс захихикал.

«Ногу кололо», — сказал Нэйтан, — «но не очень больно».

«А мне было больно», — выкрикнул Брендон, — «как будто дикобраз был под пяткой».

Остальные дети с энтузиазмом начали описывать, на что было похоже их ощущение в затекших конечностях.

Очень интересно! Все таки колется, правда? И что вы делаете, когда у вас затекают ноги? Покажите мне.

Дети затрясли ногами, стали стучать и топать по полу. Я точно так же трясла, топала и стучала.

«Ну а что если колет не только  ногу, но и все тело?» — я попыталась перекричать весь этот шум.

Но они не услышали меня,  продолжали топать.

Тогда я сказала погромче: «ЧТО ЕСЛИ ВСЕ ВАШЕ ТЕЛО ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ КАК НА ИГОЛКАХ?»

Они засмеялись, а я отряхнулась, пытаясь смести с себя воображаемые иглы.

И что будет, если в такой момент кто-то предложит вам позаниматься математикой?

Я начала еще пуще кривляться, показывая как мне неудобно и колко, и класс взорвался от смеха.

Я думаю, именно так Бад себя чувствует, если вынужден долго сидеть на одном месте. Что думаете, как он может себе помочь?

«Подвигаться!»- хором ответили дети.

Верно! Ему нужно встать и побегать по кругу, пока его тело снова не начнет чувствовать себя хорошо. После этого он может спокойно вернуться за парту и продолжить занятия.

Почему Бад не любит громких звуков?

Это не то, что я слышу.

Ну что ж, переходим к следующему вопросу. Почему Бада беспокоят громкие звуки? Мы уже узнали, что нашими ощущениями управляет мозг, а мозг-фен Бада работает иначе, чем наши мозги-тостеры.

Помните, мы называли вещи, которые хорошо получаются у Бада? Один из вас тогда отметил, что у него очень чуткий слух. Иногда даже более острый, чем у нас.

Дети закивали.

Но такой острый слух, как у него — это не всегда преимущество. Из-за того, что у него такой острый слух, он слышит все, даже посторонний шум, и это очень его отвлекает.

Представьте, что вы сидите за своей партой, а ярдом в углу кто-то тихо разговаривает. Это может немного мешать, но скорее всего вы легко сможете сосредоточиться на задании. А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, что даже тихий разговор звучит так же громко, как если бы вам кричали в ухо. У вас получится сделать задание в такой обстановке?

Они замотали головами.

Конечно, скорее всего вы не сумеете сосредоточиться. Так же часто чувствует себя и Бад. Поскольку его мозг-фен обеспечивает ему острый слух, он умудряется слышать ВСЕ одновременно: от разговора в уголке, до жужжания лампы, от гула машин снаружи, до звуков голосов из соседнего класса и постукивания карандашом по парте. Он действительно слышит все сразу, поэтому ему бывает очень трудно сосредоточиться. Как думаете, как он может защитить себя от шума?

— Надеть наушники!

— Затычки для ушей.

— Заткнуть уши пальцами!

«Или вжать голову в плечи», — я приняла обычную позу Бада.

Кто из вас видел, как Бад делает так?

Дети рассказали, что часто видят Бада в такой позе. Их самих часто отвлекает шум, так как в соседних классах тихо бывает не часто. Я совершенно не удивилась, узнав, что в этом классе проблемы с вниманием есть не только у Бада.

«Итак», — попыталась я снова вернуть внимание класса, — «Обычно от громких звуков Баду помогают наушники. Но есть звуки, которые настолько СИЛЬНО его беспокоят, что они не помогают. Кто знает, какие это звуки?»

Дети быстро составили список:

— Он не любит резких криков!

— Звук пожарной тревоги!

— Когда звенит звонок.

— Он боится грома!

Совершенно верно. Он не любит внезапных громких звуков. И причина в том, что  его мозг реагирует на них не так, как ваш. Представьте себе, что вы находитесь в доме с привидениями и внезапно кто-нибудь выпрыгивает и пугает вас. Что случится?

Все, как по команде, вскрикнули.

Вот именно.  Вы завопите, подпрыгнете, у вас заколотится сердце. И все это потому, что ваш мозг велел телу так реагировать. Вы не могли бы остановиться и сказать себе: «Хмм, кто-то только что выпрыгнул на меня, когда я этого не ожидал. Дай-ка  я закричу и убегу»

Дети засмеялись.

Если кто-то внезапно выпрыгивает вам навстречу, ваш «мозг-тостер» автоматически посылает телу предупреждение: «ОПАСНОСТЬ», и тело немедленно реагирует. Но «мозг-фен» Бада иногда посылает предупреждение «ОПАСНОСТЬ» когда на самом деле никакой опасности нет. Поэтому, когда неожиданно раздается громкий шум — плачут дети, лают собаки, гремит гром, или воет пожарная сирена — его мозг посылает телу сигнал об опасности, и  тело паникует так же, как ваше, если кто-то внезапно выскочит вам навстречу в доме с привидениями.

Иногда  Бад закрывает уши, даже если никаких громких звуков не слышно. Замечали?

Дети закивали.

Это особенно заметно, когда он приходит в новое место,  находится в большой толпе, или делает что-нибудь новое и непривычное.

Хочу вас спросить — вы когда-нибудь смотрели страшный фильм? — спросила я.

ДА!

—  А случалось ли так, что вы смотрели эпизод и думали, что сейчас может произойти что-то страшное, но не были уверены? Вы хотели смотреть фильм дальше, но боялись внезапности, и ваш мозг посылал предупреждение «ОПАСНОСТЬ» вашему телу?

— ДА! — они засмеялись.

—  И что же вы делали? — спросила я.

Я закрывала глаза, — ответила  Келли.

Я огляделась и увидела, что по всему классу дети сидели, закрыв глаза руками, но глядя сквозь пальцы. Я закрыла пальцами глаза и посмотрела на них.

Конечно!, — сказала я, глядя сквозь пальцы, — Вы  закрывали глаза, но так, чтобы видеть, что происходит. Но если вдруг действительно случится что-то страшное, вы знаете, что сможете, очень быстро их закрыть! — я прижала руки к глазам, и дети снова засмеялись.
Именно это и делает Бад, когда он затыкает уши пальцами, или когда прикрывает одно ухо в новой обстановке. Он не  знает, чего ему можно  ожидать от этой ситуации, или от незнакомых людей, и он не уверен, что не произойдет чего-то, что пошлет его телу сигнал «ОПАСНОСТЬ». Поэтому он готовится заткнуть уши как можно быстрей, на всякий случай.
Я услышала тихие “ооо”, и увидела, что в классе закивали.

Почему Бад так скучает по своей маме? Почему он сильно привязывается к людям и хочет все время быть с ними?

Конничива.

Следующий вопрос, который кто-то задавал — почему Бад так сильно скучает по мне в школе. И еще вы спрашивали, почему он так привязывается к некоторым взрослым в школе, и хочет всегда быть с ними.

Помните, как я говорила, что из-за  мозга-фена  у Бада есть трудности с  освоением языка и общением с людьми? Из-за этих особенностей ему особенно трудно приходится в школе, потому что в здесь большинство детей с мозгами-тостерами, и они проводят время в разговорах и совместных играх. Бад не всегда  точно знает, как себя вести в таких ситуациях. Для него  это все равно, что готовить тост с помощью фена, и поэтому в школе ему может быть трудно.

Дети  закивали, и я продолжила:

Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы однажды в вашей школе все заговорили на другом языке. Все говорили бы по-французски.
Я встретилась взглядом с  Невероятным Утконосом, который просиял и поднял руку –  это  напомнило мне о том, что Утконос из двуязычной семьи и бегло говорит по-французски.

Нет, постой. Не по-французски. Все говорят по-японски.
Да, все говорят по-японски. Ваши учителя ведут все уроки на японском. Все остальные дети говорят по-японски. Вы не можете понять, что говорят другие, и они не понимают вас. Дети играют в японские игры, в которые вы никогда не играли. Все с вами очень добры, и приглашают в игру, но вы не знаете, как играть, и научиться трудно, потому что правила вам объясняют по-японски. Вы приблизительно понимаете, что происходит, но многое упускаете. И вы знаете, что вам нужно учиться гораздо прилежнее, чем остальным,потому что вы не говорите по-японски.

Послышались разные отклики, от легкого удивления до глубокого ужаса.

А теперь представьте себе, что в школу приходит кто-то, кто говорит и по-английски, и по-японски. Он понимает вас, помогает другим вас понять, а вам понять остальных.

Мне стало бы гораздо ЛЕГЧЕ! — сказала Зои .

Еще бы, — согласилась я. — А как насчет остальных? Вам тоже стало бы легче?

Все согласились, что были бы счастливы получить переводчика.

И тогда, как бы вы себя почувствовали, если бы этому человеку пришлось уйти, и вы снова остались бы наедине с людьми, говорящими по-японски?

— О, нет! — сказали все хором. — Это был бы ужас!

Вот как чувствует себя Бад каждый день, когда ему приходится прощаться со мной.
На лицах детей  отразилось внезапное понимание.

Бад знает, что я понимаю его. Я знаю, что значат его реплики. Я могу догадаться, что ему будет сложно с чем-то справиться, и могу найти способ сделать  задачу проще. И когда я расстаюсь с ним каждое утро, он чувствует себя так, как будто я оставляю его в школе, полной людей, говорящих по-японски.

И тогда он пытается найти других людей, которые могут заменить меня – тех, кто поможет ему найти взаимопонимание со всеми вами – говорящими по-японски детьми-”тостерами”. И когда он находит кого-то, кто может ему помочь – вроде миссис Нии – он сильно к ним привязывается и хочет быть рядом как можно дольше.

Как мне подружиться с Бадом? Как ему понравиться?

Дружеская беседа.

Я посмотрела на следующий вопрос в моих заметках, потом на выжидающие лица одноклассников Бада, и улыбнулась.

Следующий вопрос, который вы задавали: “Как я могу  подружиться с Бадом? Как мне стать человеком, с которым Бад захочет дружить?

Во-первых, хочу сказать вам, что вы уже Хорошие друзья Бада. Вы принимаете его таким, как есть, и вы даете ему почувствовать, что он важен классу. Вы отличные друзья.

Но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы Баду было проще в школе. Одна из этих вещей – это стараться не говорить слишком быстро, когда разговариваете с ним. Подумайте о том, как вы разговариваете с вашим другом-”тостером”. Скорее всего, выговоритемногословиперескакиваетестемынатемумненравитсятвояноваяприческаатывиделвчераэтупередачуинашедомашнеезаданиепоматематикетакоесложное. Так?

— Так, — со смехом согласились они.

Но для Бада все ваши реплики звучат, словно на японском. Ему будет  проще разговаривать с вами,  если вы будете говорить немножко медленней и не будете использовать так много слов. Конечно, не надо разговаривать с ним как с маленьким ребенком, но иногда ему  может быть проще, если вы произнесете несколько слов и дадите его мозгу-фену немного подумать, прежде чем скажете что-то еще.

Еще Баду может понадобиться больше времени для ответа на вопрос, потому что для того, чтобы понять, что вы задали вопрос, какого рода ответ вы ожидаете, подобрать слова и сказать их вслух, его “мозгу-фену” приходится работать усерднее, чем вашему “мозгу-тостеру” . Поэтому, когда вы задаете ему вопрос, дайте ему побольше времени на ответ. Попробуйте ждать в три раза дольше, чем вы ждали бы с кем-то из ваших друзей с мозгом-тостером. С другими детьми, если ожидание затягивается, вы обычно переспрашиваете, но в случае с Бадом, продолжайте ждать, он вам обязательно ответит.

Было видно, что они приняли мой совет к сведению.

Иногда Баду может быть проще разговаривать с вами, если вы спрашиваете его о том, что ему интересно. Можно спросить его о  репликах-цитатах, которые он употребляет, или о музыке, которую любит. Когда он говорит о том, что хорошо знает, ему не приходится так сильно стараться, чтобы найти нужные слова.

Но разговаривайте с ним и о том, что интересно   вам. Сначала может показаться, что ему не интересно, но помните, как мы говорили о том, что “мозгу-фену” трудно интересоваться новыми вещами? Временами ему просто нужно немного послушать о чем-то, прежде он привыкнет. А иногда оказывается, что ему вдруг  очень понравилось что-то новое.

Несколько лет назад Бад боялся Дня Дурацких Причесок. Все выглядели непривычно, и он не знал, чего ждать. Но со временем он начал привыкать к этому, и теперь он обожает этот праздник. Сегодня, когда я привезла его в школу, он сказал, что будет смеяться весь день.

Его друзья тоже засмеялись.

Бад всегда останется таким? Каким он станет?

Я поняла, что время, отведенное на  вопросы, подходит к концу. Мальчики, вышедшие на перерыв, вернулись, когда я отвечала на последний вопрос, и я знала, что скоро придется закругляться. Но перед тем, как уйти, мне хотелось затронуть некоторые вопросы, поэтому в последней части занятия я отвечала коротко.

Следующий вопрос, который вы задавали: Бад всегда будет таким? Ответ: и да, и нет. У Бада всегда будет аутизм, но он не всегда будет точно таким, как сейчас – так же как и вы. Вы все будете расти и меняться всю жизнь.

“Мозг-фен” Бада всегда будет работать не так, как ваш мозг-тостер, но он будет учиться тому, как быть аутистом в мире, где большинство людей не-аутисты, по мере того, как будет становиться старше. Так же как и вы, он будет делать лучше то, что у него уже хорошо получается, и то, что у него не очень хорошо получается. Он выучит много нового. Он будет искать новые и лучшие способы “делать тосты с помощью фена”.

На свете есть множество взрослых людей с аутизмом, которые делают важные вещи. Одна женщина по имени Темпл Грандин, аутистка, обнаружила, что благодаря особенностям ее мозга, у нее лучше, чем у людей с аутизмом, получается  проектировать фермы для коров. Она очень успешна. Сейчас она преподает в колледже, и учит других людей, как работать с животными, и еще она написала много книг об аутизме. Как и Темпл Грандин, Бад всегда будет аутистом, но у него также будет много, много возможностей стать тем, кем он хочет быть.

Бад знает, что он не такой как все?

Особенный как я.

Следующий вопрос, который вы задали: “Знает ли Бад, что он не такой как все?”

Отвечу: я думаю, что он знает, но это его не беспокоит. Баду нравится быть Бадом. Он отлично себя чувствует на своем месте. И он один из самых счастливых людей, которых я знаю.

Иногда я об этом забываю. Временами мой мозг-тостер вмешивается и начинает думать, что важно быть как все. И поэтому я иногда беспокоюсь о нем. Но позвольте мне рассказать одну историю.

 Однажды, не так давно, Бад смотрел Телепузиков. Как вы помните, то, что ему хорошо знакомо, он воспринимает лучше, чем новое, поэтому он все еще любит то, что любил, когда был маленьким. Я задумалась, знает ли он, что большинство ребят его возраста уже не смотрят такие передачи.
Тогда я сказала ему: “Ты очень любишь Телепузиков, правда, Бад?” и он ответил: “Да!”

Я спросила его: “А другие дети из школы любят Телепузиков?” Он громко рассмеялся, посмотрел на меня так, словно я спятила, и сказал: “Нееет!”

Я спросила его: “Что любят дети в школе?”

И он ответил: “Они любят меня”

Я поглядела на лица детей – кто-то улыбался, кто-то глубоко задумался.

Я думаю, что Бад таким образом напомнил мне, что ему не нужно быть как все. Он как бы сказал мне: “Мне хорошо, мам – таким, какой я есть. Так что, будь добра — отвали”

Класс взорвался от смеха, в котором слышалась смесь гордости и восхищения.

Бад – неудачник.

Бад — бунтарь.

Бад – герой младших подростков.

Видите? — сказала я. — Я говорила вам раньше – вы уже хорошие друзья Бада, просто потому, что вы на его стороне, и даете ему знать, что он нравится вам таким, какой он есть.

Ноэль подняла руку.
Мне просто интересно, — сказала она. — Как вы думаете, Бад знает, что он особенный?
Думаю, что знает, — ответила я, — но не думаю, что его это беспокоит. И я добавила про себя: спасибо за эту изящную ремарку, Ноэль. Мы все немного особенные – каждый в своем роде.

Как я могу помочь? С небольшой помощью друзей.

Последний вопрос, который многие из вас задавали, мой любимый: как я могу помочь?

Я уже дала вам несколько идей – говорить медленно, давать Баду побольше времени на ответ, не принимать на свой счет, если он не хочет что-то делать. Как мы уже говорили, ему трудно пробовать что-то новое, но вы можете попытаться проявить интерес к тому, что ему нравится. Спросите его об этом. Когда он цитирует реплики, спросите, из какой они передачи. Спросите, кто его любимые персонажи мультфильмов. Если вы сможете забраться в его мир, ему будет проще говорить с вами.

При этом продолжайте говорить с ним о том, что интересно вам, и помогайте ему узнавать новое. Чем больше он видит и слышит о новых вещах, тем ему будет с ними проще. Помогайте ему делать то, что для него трудно из-за “мозга-фена”. Чем больше практики, тем лучше это будет у него получаться.

«Подумайте об утреннем классном часе», — предложила мисс Уокер. — «Помните, как сложно было Баду на утренних классных часах в начале года»?

Дети закивали и согласились, что ему было трудно.

А теперь, — сказала мисс Уокер, — кто проводит классный час по утрам?

Бад! —  закричали дети хором.

Так что вы уже видели, как это происходит, — сказала я, улыбаясь. — И вы уже много помогаете Баду.

Но самая ВАЖНАЯ вещь, которую вы можете сделать, чтобы помочь Баду – это убедиться, что ваша школа всегда будет местом, где нормально быть не таким, как все.

Самый лучший способ, которым можно этого добиться – показывать, что вы тоже отличаетесь от других. Гордитесь тем, что вы – это вы. Если вам нравится что-то, что не нравится другим людям, говорите, почему вам это нравится. Если вам нравится носить одежду, которая отличается от того, что носят другие, носите ее с улыбкой. Слушайте музыку, которую любите. Следуйте вашим интересам. Говорите о том, что у вас хорошо получается, и о том что для вас трудно.

И слушайте друг друга. Если кто-то любит что-то, чего не любите вы, или делает что-то, чего вы не понимаете, спросите его об этом, а затем действительно выслушайте ответ. Дайте другим знать, что нормально быть самим собой, кто бы ты ни был.

 Вы уже создали такое сообщество здесь, в классе мисс Уокер. Захватите его с собой в пятый класс. Перенесите его в среднюю школу, возьмите с собой в старшие классы и на всю вашу жизнь. Это лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь Баду – и чтобы помочь друг другу тоже.

Позже мисс Уокер попросила детей поразмыслить над нашей беседой. Они дали замечательные отклики.

Завершаем и двигаемся дальше.

Я завершила свою беседу, поблагодарив детей за приглашение поговорить с ними, и спросила, есть ли у них вопросы.

— А “Шоу вверх ногами” действительно существует?

Конечно, — сказала я. — Его показывают на “Никелодеоне” и Бад его обожает.

А из какой это передачи , когда Бад показывает пальцем на именную чашку на утреннем собрании и говорит: “Миссис Ни! Миссис Ни!”

Дети засмеялись, поняв, о чем речь.

Хммм… я не уверена..

Да, —  подтвердила миссис Ни, — И потом он говорит: “Ближе! Ближе! Ближе!”

О!  Думаю, это из “Уби”. Это другая передача с “Николодеона”. Уби и его друзья – руки, — я изобразила, как мои руки говорят друг с другом, —  может быть вы, видели, как он так делает. Он показывает Уби.

—  Какой случай, который произошел с вами и Бадом, был самым удивительным?

— Ух ты, вот это вопрос! Все, что  связано  с Бадом, для меня незабываемо. Он мой самый любимый человек на свете. Не думаю, что смогу выбрать один случай.

— А какой был самый смешной случай?

— Лучше вы мне расскажете какие-нибудь смешные истории про Бада и вас .

Бад когда-нибудь просит брата или сестру?

—  Я не уверена. Он не говорит об этом. Он не любит младенцев, потому что они такие шумные, так что я думаю, он бы переехал из дома, если бы я принесла домой ребенка. Но он хочет собаку.

Я услышала удивленные возгласы   нескольких девочек, которые были знакомы с Бадом уже несколько лет.

—  Знаю! Но  Раньше он ужасно боялся собак, а  теперь он так любит их, что просит у незнакомых людей разрешения погладить их собаку.

В классе послышались тихие “Вау”, и Шон, только что вернувшийся с перерыва, поднял руку.

— Как это случилось? Почему он перестал бояться собак?

—  Не могу сказать точно. Я думаю, дело в том, что его понемногу знакомили с собаками в течение долгого времени,  и это помогло ему к ним привыкнуть. Маленькие изменения привели к большим переменам.

Девочки удовлетворенно кивнули:
— Да! Это действительно большие  перемены!

Затем дети, которые так долго были сосредоточены и внимательны,  наперебой стали рассказывать  о своих собственных собаках, и рассуждать, какие еще животные могут понравиться Баду.

Он полюбит моего пса. Он большой, но смирный

— Может, ему понравится черепаха

Он говорит, что хочет жирафа, — сказала Молли.

Да,-  сказала я,— а еще он хочет слона.

Тут пришло время детям  строиться и идти на пение. Мы попрощались, и они  ушли и.

Мы с Мисс Уолтерс и миссис Ни обсудили, как лучше всего провести остаток дня с Бадом. Я боялась, что кто-нибудь скажет Баду, что я была здесь – а если я приходила и не виделась с ним, Бад почувствует, что я его предала. Поэтому миссис Ни отправилась забрать Бада из  ресурсного класса, и сказала ему, что я заберу его пораньше. Бад обрадовался, влетел в класс и прямиком попал в мои объятия. Мы использовали “лишнее время” для того, чтобы заглянуть в кабинет окулиста, чтобы оглядеться и познакомиться с доктором, так чтобы это место было знакомо Баду, когда он придет сюда на осмотр. Это был удачный случай, а для Бада — уважительная причина для того, чтобы его забрали раньше.

Быстрое возвращение Бада не позволила нам с учителями поделиться впечатлениями, если не считать “Вы потрясающе говорили!” “Нет, это вы потрясающе говорили!”, так что мы провели весь вечер, обмениваясь письмами по электронной почте.

В одном письме мисс Вокер написала:

В конце дня я попросила детей поделиться тем, что нового они узнали из нашего сегодняшнего разговора. Как бы я хотела, чтобы вы присутствовали при этом, слышали их голоса и смотрели, как они погружены в свое “время для размышлений” над тем, что мы пережили сегодня, и как они загораются, слыша слова друг друга.

Коллин: Я была очень рада узнать, что Бад знает, что он отличается от других, но его это не волнует, но я думаю, что для него это все-таки бывает тяжело.

Нейтан: Я подумал, что это так круто – немного изменив что-то одно, можно сильно помочь Баду – например, делая предложения короче и давать ему время подумать. Для нас это мало, но это ОГРОМНАЯ разница.

Саймон: Нормально быть не таким, как все.

Лили: Как он научился говорить как эхо: «Ты хочешь сока?» И как он с двух лет умел разбираться в компьютерах.

Ноэль: Привязанность к людям, которые говорят на одном языке с тобой.

Макс: Я и не подозревал, что у аутистов столько особенностей.

Тревис: Я очень рад, что Баду нравится быть собой. Я много об этом думал. О! Тостеры и фены – это круто!

Брэндон: Я выучил некоторые способы, которые помогают Баду учиться, и главное  из того, что я узнал, что ему просто нужно больше времени, чтобы привыкнуть к чему-нибудь
Дамиан: Здорово, что его не волнует, что думают другие.

Невероятный Утконос: Я начал думать о том, что я считаю нормальным – теперь мне кажется, что Бад нормальный, а я отличаюсь от других.

Лори: Если вы не получаете ответ сразу, это нормально – он просто обдумывает его, и скоро  ответит.

Келли: Он счастлив быть самим собой.

Кейли: Может быть, мы не такие уж разные – то, что делает нас особенными и счастливыми, делает и его особенным и счастливым.

Молли: Теперь я понимаю, что когда он повторяет слова других людей, это помогает ему делиться своими эмоциями.

Карла: У него потрясающая память и отличный слух.

Дэн: Думаю теперь я буду лучше понимать, как он разговаривает.

Шон: Он больше не боится собак

Дженнифер: Онекоторых вещах он теперь думает по-другому -например, о собаках и дурацких прическах.

Зои: Круто было про сигналы, которые посылает его тело, чтобы сделать перерыв и подвигаться.

Кэтрин: Мне понравилось история о том, как Бад начал разговаривать.

Нора: Кажется, я теперь понимаю, почему он привязывается к людям – вся эта  история  про японский язык. Мне понравилась, как она( мама Бада — прим. переводчика) рассказала все так, чтобы мы могли понять.

Это был важный день для всех нас.

Но класс продолжил размышлять, разговаривать и работать над тем, как перейти от мыслей к действиям.

Волшебство в классе еще продолжается, и я думаю, что в ближайшие недели и месяцы появятся новые записи. Я добавлю ссылки на этой странице.

Comments are closed.