Тост за инклюзию. Как рассказать об аутизме в классе

Тост за инклюзию. Как рассказать об аутизме в классе

Это серия постов из блога одной чудесной мамы. Мы перевели их все, но текст оказался слишком длинным, поэтому рассказ будет опубликован в двух частях. Всех поздравляем с началом Учебного года.

Переводчики: Марина Лелюхина, Дарья Воробьева

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: http://momnos.blogspot.ru/2010/03/sing-out-loud-sing-out-strong.html

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Меня попросили объединить все посты о моем визите в класс Бада, так чтобы людям было проще ничего не пропустить.Это очень лестно, так что с радостью выполняю просьбу.

Прежде всего, необходимо  дать понять, какую невероятную работу проделали за этот год Мисс Волкер (учитель) и Миссис Нии (классная дама). Как я писала Мисс Волкер в последнем письме: «Спасибо за веру в мои силы, но то, чего МЫ в итоге достигли, не могло быть результатом лишь одной короткой беседы. Поле, на котором взошли эти прекрасные всходы, ВЫ возделывали без малого семь месяцев. Именно вы цеплялись за ситуации, в которых дети могли чему-то научиться, давали им возможность проявить себя, понимали, что учите их не только писать контрольные, но и жить в этом мире ».

Наши учителя начали свою нелегкую работу с первых учебных дней, когда предложили детям всем вместе отпраздновать день Рождения Бада. Праздник получился очень необычным.

Пурпурнейший

Я все время вспоминаю рассказ Барбары Джосси «Я люблю вас пурпурнейше». В этой истории два брата просят маму решить, кого из них она любит больше. Мама объясняет, что любовь к одному из них – краснейшая в мире, а к другому – синейшая, а вместе они – ее пурпурнейше любимые дети.

Что значит для меня эта сказка?

Что ж, сегодня моему Баду исполняется 10 лет. Первый десяток. Круглая дата. Он отлично понимает всю важность события. Прошлым вечером, когда мы возились перед сном, он неожиданно спросил, успела ли я заметить, как он превратился в десятилетнего. Утром  сын  был очень удивлен, что у такого взрослого юноши остался голос девятилетнего мальчика.

Но сама эта история началась два дня назад, когда я заехала за сыном после школы, чтобы отвезти его к доктору. Мы собирались обсудить схему приема лекарств и внести некоторые изменения в график, чтобы немного облегчить трудное время перехода в четвертый класс. Не смотря на то, что в этом году адаптация к школе прошла без особых проблем, в прошлые годы он иногда начинал чувствовать себя хуже. Тогда Бад всеми силами старался выбраться из класса и наотрез отказывался идти на занятия.

Я была уверена, что ему нравится в школе, у него прекрасные одноклассники и учителя, но в этом году тот факт, что в своем развитии сын все больше отстает от сверстников, мог подействовать на него особенно угнетающе. В их классе всегда была прекрасная атмосфера, и всем детям, без исключения, было там хорошо, но, что касается программы — все более сложный язык, множество абстрактных понятий и сложных академических навыков – моему сыну было все сложнее с ней справляться. Даже во время перемены различие между ним и одноклассниками становилось все более очевидным, словно они были с Марса, а мой сын прилетел откуда-то из другой галактики. Он все чаще предпочитал проводить время в ресурсной комнате, с педагогами и тьюторами. Общение с которыми было понятным, предсказуемым и комфортным.

Итак, после того как рано утром в четверг я увезла Бада, мисс Волкер решила, что это прекрасная возможность, и собрала всех остальных учеников на внеочередное собрание. Большинство детей знали Бада много лет, но кто-то первый год учился в этом классе. Для новичков мисс Волкер объяснила, что в эти выходные у Бада важное событие, первый юбилей, десять лет. Она  рассказала, как тяжело может быть Баду перенести традиционные праздничные мероприятия, и предложила обсудить, как можно организовать праздник так, чтобы ему было комфортно и хорошо.

До самого вечера дети и учителя обсуждали подробности будущего торжества.

В пятницу, когда Бад пришел в школу, он увидел, что все его одноклассники, учителя и педагоги ресурсной комнаты в его честь оделись с ног до головы в пурпурный, любимый цвет моего сына. Чуть позже, друзья Бада подарили ему книгу, которую сделали своими руками, в пурпурной обложке, конечно. На каждой страничке с одной стороны было фото одного из его одноклассников, учителей и тьюторов, а с другой – поздравление Баду, написанное пурпурными чернилами, или на пурпурной бумаге.

В процессе мозгового штурма, дети составили список вещей, которые делают Бада таким особенным, поэтому на многих страничках комплименты в адрес сына повторялись: с тобой приятно общаться, ты всегда стараешься на уроке, ты веселый. Но были и оригинальные поздравления: «Мне нравится с тобой дружить. Ты веселый, крутой и отлично танцуешь», «ты прекрасно спел во время концерта», «мне нравится твое чувство юмора». Два одноклассника, Тревис и Келли, написали что Бад – один из их лучших друзей.

Пока Бад отвлекся на что-то, Келли  показала мисс Волкер диск, который принесла с собой, они вместе тихонько принесли в класс проигрыватель и включили музыку. Комнату незаметно наполнилась звуками, зазвучала песня Дирка Бентли «Every Mile A Memory». Бад обернулся, его лицо осветила улыбка, и он запел:

«Texas stars in a purple night,
Not seein’ ’em with you, baby, oh they never do look right…»

Одноклассники, которые уже хорошо знали Бада, заулыбались, а один из новичков изумленно воскликнул: «Ого! А он умеет петь!»

Потом дети спели Баду «С днем Рождения тебя», но только вполголоса, чтобы не перегрузить его. Мисс Волкер сказала, что это был самый лучший тихий хор, который ей доводилось слышать.

Наконец, пришло время угощаться пирожными, которые принес с собой Бад. Он также отнес коробку в ресурсный класс, чтобы угостить своих педагогов.

С окончанием праздника волшебство не закончилось. До конца дня продолжались чудеса. На уроке математики дети работали над сложными математическими таблицами, недоступными для Бада, но он сидел у доски, на почетном месте, рядом с учительницей, и вместе с ней делал свою таблицу. Все дети по очереди подходили к Баду, он приветствовал их и спрашивал: «Кто тебе больше нравится, кошки, собаки, или птицы», — и заносил результаты в таблицу.

На другом уроке Бад с помощью друзей вставлял пропущенные слова в стихотворение о нем самом. Каждый предлагал свои варианты. Мисс Волкер распечатала для меня это стихотворение (конечно же, пурпурными чернилами). Вот оно:

Бад

Кто самый быстрый, веселый, заботливый и крутой
Кто любит тихие мелодии кантри и компьютеры
Кому больше всего на свете нужна Мама, внимание и друзья
Кто боится громких звуков, грозы и крика
Кто мечтает научиться играть на гитаре, познакомиться с Дирком Бентли и пойти в поход
Кто всегда носит пурпурные кроксы, футболку с динозаврами и наушники
Бад

В конце дня дети и учителя сфотографировались все вместе, мисс Волкер распечатала снимок и вклеила его на последнюю страничку пурпурной книги. На этом снимке целое море пурпурных оттенков, от бледно-лилового, до темно-фиолетового. Учителя и тьюторы по краям и сзади, а внутри – целое море сияющих детей, и мой сын в самом центре. Рядом с Бадом стоит его подруга Келли, а сзади – новый друг Колин, который обнимает Бада за плечи, чтобы он чувствовал себя защищенным и не волновался.

Если вы посмотрите на этот снимок, то с трудом угадаете, кто же тут именинник. У каждого из детей улыбка буквально до ушей – не смотря на то, что мисс Волкер честно сказала, что в этом году такой праздник нельзя будет устроить для каждого из них. Но этот день все равно был особенным, потому что в этом классе, в этой школе, дети понимают, что «по-честному» не всегда означает «поровну». Действуя «по-честному» мы делаем все возможное, чтобы помочь каждому ученику преуспеть, а в такой ситуации для разных учеников могут действовать разные правила.

Поскольку дети впитывают принципы, по которым живет школа, одноклассники моего сына могли просто порадоваться празднику. Они радовались тому, что учатся в школе, где для того, чтобы помочь ученику с особенностями почувствовать себя счастливым, отменяют уроки, и где ценят всех людей без исключения, включая их самих.

Одноклассники моего сына чувствуют, что их любят. Любовь к одним – краснейшая в мире, к другим – самая синяя, а если они собираются все вместе, то классная комната наполняется пурпурным цветом, который и есть любовь.
В течение года наши учителя продолжали свою работу, а в прошлом месяце, во время родительского собрания, подключили к ней и меня. В тот день они спросили, смогу ли я провести беседу с одноклассниками Бада, и передали мне список вопросов, который составили вместе с детьми.

Попытка, возможность, единство

Мне предоставили невероятную возможность. Прошло уже две недели, а у меня все еще голова кругом от того, сколько возможностей открылось передо мной в результате.
Я уже восхищалась здесь учителем и классной дамой моего сына, мисс Волкер и миссис Нии. Но еще две недели назад я и понятия не имела, насколько они прекрасны. Мы обсуждали, на какое время можно назначить регулярные встречи с родителями, и, пару недель назад, у мисс Волкер и миссис Нии оказалось несколько свободных часов после обеда. Они поинтересовались, есть ли у меня время, и внезапно нам удалось ненадолго встретиться.

Спустя два часа, во время которых мы успели и посмеяться, и поплакать, я отправилась домой. Моя голова кружилась от счастья. Это УДИВИТЕЛЬНЫЕ женщины. То, как они работают в команде, поразительно. Их класс – настоящее чудо. Какие истории они рассказывают. Как они любят и понимают моего ребенка. И как многого Бад сумел достичь, с тех пор как попал в их класс. Они настолько хороши, что большую часть нашей встречи я лишь восклицала: «Невероятно!..Об этом надо рассказать на национальной конференции…Вы не думали написать книгу?»

После того как они обстоятельно рассказали мне о том, какие Бад делает успехи, о своих идеях, стратегиях, о том, какой невероятный год, полный побед и поражений, они прожили с моим сыном, дошло дело до той самой возможности, с которой я начала свой рассказ.
Миссис Нии и Бад были в ресурсной комнате, а мисс Волкер читала остальным детям книгу о мальчике с СДВГ, написанную от первого лица. Они добрались до той части, где главный герой рассказывает, что принимает таблетки. Мисс Волкер отвлеклась, чтобы рассказать детям о том, как действуют лекарства: некоторые лечат, другие ослабляют симптомы заболевания. Один мальчик поднял руку и спросил: «Но от того, чем болен Бад, лекарства не существует?» Этот храбрый шаг словно прорвал плотину, со всех сторон посыпались вопросы: «У Бада аутизм? А что такое аутизм? Бад когда-нибудь станет таким, как мы?»
Мисс Волкер застигли врасплох, она не предполагала, что разговор уйдет в эту сторону и была не готова ответить на все эти вопросы, но она понимала, что это важные вопросы, и, если грамотно на них ответить, это приведет к совершенно чудесным последствиям для всего класса. Она понимала, что если дети получат ответы, это укрепит взаимопонимание между ними, и сделала блестящее предложение: «Возможно, мама Бада сможет найти время, и рассказать вам обо всем». Всех учеников эта идея привела в восторг.
После того, как мисс Волкер рассказала  об этом, она передала мне пачку листочков, исписанных неловким детским почерком. Она рассказала, что попросила детей записать свои вопросы, и поинтересовалась, смогу ли я найти время, чтобы прийти в класс. Мисс Волкнер разрешила детям задавать любые вопросы, предупредив, что я сама буду решать, на какие из них ответить, а на какие нет.
Я начала просматривать карточки. Вопросы меня поразили.

Что такое аутизм?
Почему он ходит по кругу?

Мама Бада…
Вы знаете все способы, которые помогают Баду учиться?
Почему Бада так раздражают некоторые запахи?
Почему Бад повторяет слова и фразы из стольких фильмов и передач?
Почему он так много двигается?

Что с Бадом такое? Объясните, пожалуйста:
— Он родился таким?
— Как это случилось?
— Что делается у него в голове?
— Почему он повторяет слова?
— Почему он бегает  кругами?
— Как я могу ему помочь?

— Почему Бад так привыкает к людям, и стремится быть только со знакомыми?
— Бад знает, что он особенный?
— Почему у Бада такой необычный слух?

1. Когда Бад подрастет, он будет таким, как сейчас, или станет таким, как мы?
2. Почему он не может отвечать целыми фразами, когда его спрашиваешь, но без труда повторяет длинные и сложные предложения?
3. Все считают, что он очень отличается от нас, это правда так?
4. Почему он такой? Он родился таким?
5. Он знает, что отличается от нас?

Почему у Бада такой чуткий слух?

Как вы справляетесь с аутизмом?
Почему у Бада иногда получается так смешно шутить?
Почему Бад повторяет столько фраз из телепередач? Почему ему не нравится быть с другими детьми? Как мне ему понравиться? Ответьте, пожалуйста. P.S. Он знает, что он особенный?

1. Что такое утизм?
2. Это вам помогает?
3. Бад родился утистом?
4. Это из-за утизма вы пьете таблетки?

Почему Бад все повторяет?
Почему он испугался пожарной сирены?
Что такое аутизм?
Как я могу помочь Баду не волноваться?

Почему Бад баится громких звуков?
Почему Бад кружится?
Почему он всегда так скучает по вам?

Бад знает, что отличается от всех остальных людей?
— Чем Бад отличается от нас?
— Как называется его состояние?
— Бад родился таким?
— Как у него работают мозги?

1. Как Бад думает?
2. Чт почему ему нужны активные переменки?
3. Пыче Почему его пугают громкие звуки?
4. Почему он все повторяет?
5. Как ему помочь?
6. Он знает, что он особенный?

Мои вапросэ:
1. Что такое атисм?
2. Как Бад тумаед?
3. У Бада атисм?
4. Почему он нинавидит громкий шюм?
5. Как я могу помочь Баду?
6. Бад ненавидит звук грома?
7. Бад знает, что отличается от других?

Дорогая мама Бада
Бад забавный, веселый и НАСТОЯЩИЙ друг.
1) Как ему удается помнить то, что случилось так давно?
2) Почему он кружится на месте и говорит сам с собой?
3) Как ему помогают лекарства?
4) Как мне подружиться с ним?
5) Из-за Бада у вас дома всегда тихо?
6) Почему ему так не нравится шум?

Чтобы принять решение мне хватило минуты: «Я согласна. Я приду и расскажу обо всем, о чем смогу». Мы решили, что лучше выбрать время, когда Бада не будет в классе, и мы предоставим детям самим выбрать: съесть полдник в классе, во время беседы со мной, или пропустить беседу и поесть в кафетерии. Я сказала, что даже если всего один ученик останется, все будет не зря. Мисс Волкер заверила меня, что останется гораздо больше: «Я не настаивала, они сами решили написать вам все эти вопросы».
Следующие две недели я провела, читая и перечитывая детские вопросы, отбирая похожие, и выбирая примеры, которые  дети смогут сопоставить со своей жизнью. Я вспоминала историю, которая случилась несколько месяцев назад (о том, как Бад подружился с его любимым музыкантом – прим. Переводчика) и о том, как хорошо построенная беседа может повлиять не только на того, кто рассказывает, но и на тех, кто задает вопросы. У меня в ушах звучали вопросы, которые задали одноклассники Бада:

Как я могу помочь Баду не волноваться так сильно?
Как мне ему понравиться?
Как мне подружиться с Бадом?
Как я могу помочь Баду7
Как я могу помочь?
Как можно помочь?

Я люблю этих детей. Обожаю наших учителей. Я счастлива, что мне удалось пережить такой невероятный опыт.

Моя встреча с классом оказалась такой волнующей, что я с трудом могу подобрать слова, чтобы ее описать.

В кругу друзей.
Сегодня во время ланча я встретилась с одноклассниками Бада. Я ожидала, что все пройдет хорошо, даже отлично, но не предполагала, что все будет настолько чудесно. Насколько приятно было видеть всех этих детишек, которые остались за партами, и не пошли на полдник, только для того, чтобы больше узнать о твоем сыне.

Никто не настаивал на их участии в беседе, но почти никто из одноклассников Бада не ушел. Несколько мальчиков попросили разрешение все же пойти на перемену, но мне было понятно, что им это было совершенно НЕОБХОДИМО, чтобы «дожить» до конца уроков. Но даже они, когда вернулись после перемены, и узнали, что у нас осталось еще 10 минут, с интересом приняли участие в беседе, задавали вопросы, и были не меньше заинтересованы, чем все остальные.
А что же те, кто присутствовал с самого начала? О, это были удивительные дети. Я готовилась услышать хихиканье, готовилась ощутить отчуждение и даже безразличие в какой-то момент. Но в этот день в классе не было и следа отчужденности или неприязни. Было много добрых шуток и смеха, но никаких насмешек. Нам просто было хорошо вместе.

Я планировала свое выступление, но не могла представить, насколько моя аудитория окажется готовой к диалогу. Они были готовы на все 100%. То и дело  дети поднимали руки, чтобы попросить разрешение задать вопрос, их глаза  сияли, они наперебой пытались рассказать мне, как хорошо они знают Бада, что они видели, что им интересно, что они уже успели узнать и понять. И я вдруг поняла, они принимают его. Возможно, они не понимают, почему он такой, как есть, но они понимают и уважают его право быть таким.

Как я уже говорила, я люблю этих детей.

Я бы хотела написать побольше о самой  беседе, чтобы вы могли хоть немного почувствовать то же, что чувствовала я. У меня не получится уместить все в один пост, слишком многое хочется сказать, так что я думаю, что буду выкладывать каждый день по одной части. Я выстроила нашу беседу вокруг вопросов, которые задали сами дети, так что каждый день я буду записывать свои ответы на один из них. И, как я уже писала, попробуйте представить себе комнату, полную десятилетних детишек, представьте, как они качают головами, задают вопросы, поднимают руки, и с интересом слушают.

Что такое аутизм?

Малыш-фен в мире мыслящих тостеров

Прежде всего, уровень секретности моего визита был выше, чем у агента ЦРУ. Мы не хотели, чтобы Бад увидел меня в школе, потому что знали,  мое присутствие его расстроит. Мама —  это что-то вне школы. Она должна появляться только тогда, когда нужно идти домой. Мы сверили часы, и, когда пришло время полдника, миссис Нии повела Бада в кафетерий, где передала его другому педагогу, а сама вернулась. В это время одна из учениц помогла мне незамеченно пробраться в класс.

Пока мы ждали ребят, которые разогревали себе еду, мисс Волкер сообщила, что они уже успели немного рассказать детям про мой блог, прочитали им несколько отрывков, и рассказали, что по всему миру люди читают об их классе. Дети были просто счастливы, когда узнали, что у них будет такая огромная аудитория, и с восторгом отнеслись к моей идее дать им псевдонимы, чтобы никто посторонний не могу узнать кто есть кто.

Когда все собрались, мы поставили парты кругом, все заняли свои места, и разговор начался.

Я начала с того, что поблагодарила их за приглашение. Я сказала: «Хочу, чтобы вы знали, что вы действительно много значите для моего сына. Бад не всегда может показать свою симпатию, так как это делают все люди, но знайте – вы очень, очень много для него значите. Он постоянно говорит о своих друзьях дома. И он очень РАД, что вы у него есть».

Дети одобрительно загалдели.

Я продолжила: «Я также хочу сказать спасибо за ваши вопросы. Это прекрасные вопросы. Читая их, я поняла, насколько вы внимательны к моему сыну».

Мальчик по имени Дэн поднял руку.

— Я не был в школе в тот день, когда писали вопросы, но тоже хочу спросить.

— Отлично. Давай я сначала отвечу тем, кто писал мне, а потом, если у тебя еще останутся вопросы, буду рада рассказать все, что смогу.

Дэн согласился, и я снова вернулась к классу: «Вы можете задавать мне любые вопросы. Я знаю, что иногда, когда нам что-то непонятно, мы стесняемся задавать вопросы, но знайте, я очень хочу, чтобы вы спрашивали. Это лучший способ узнать больше о том, чего пока не можешь понять».

Вступление закончилось, и пришло время приступать к вопросам. У меня было заготовлено 10 листов шпаргалок. Я хотела, чтобы дети поняли, что, хотя Бад от них отличается, он не инопланетянин, он не чужак, и на самом деле с ним все в порядке. Поэтому я подготовила несколько примеров, которые, как мне казалось, дети сумеют сопоставить с их собственным жизненным опытом.

Свой первый пример я выбрала по принципу «пан или пропал», ведь вокруг него строилось все дальнейшее обсуждение. И это было очень рискованно. Если моя аналогия не тронет их, или, что хуже, покажется банальной, я потеряю свою аудиторию. В такой ситуации один язвительный комментарий мог все разрушить.

Итак, я сделала глубокий вдох и начала:

Первый вопрос, который задали мне почти все: Что такое аутизм?
Аутизм – это что-то, с чем человек рождается. У вас либо есть аутизм, либо его нет. Аутизмом нельзя заразиться. Если у вас аутизм, это значит, что ваш мозг работает по-другому. Он не сломан, просто работает не так, как у других людей.

Давайте представим, что мозг это машина. Вы знаете, что мозг руководит всем вашим телом. Благодаря мозгу вы думаете, двигаетесь и делаете  массу других незаметных вещей. Вам не приходится помнить о том, что нужно дышать, поскольку ваш мозг самостоятельно руководит этим процессом. Вы не должны давать себе команду моргнуть, мозг отдает ее автоматически. Таким образом, иногда вы делаете что-то ПРИ ПОМОЩИ мозга, а иногда ваш мозг просто сам делает то, что должен.

Мозг человека с аутизмом работает точно так же. У Бада в том числе. Но, поскольку различные части его мозга иначе взаимодействуют друг с другом, на некоторые вещи он реагирует не так, как другие люди.

Итак, мы знаем, что наш мозг – это машина, сделанная из разных тканей, нейронов и нервных клеток. Но давайте представим его в виде чего-то более простого. Представим вместо клеток металл, резину и пластик, и пусть, для примера, наш мозг будет чем-то вроде тостера.

На этом месте класс засмеялся. Это был хороший знак. Я продолжила. Они меня поняли.

И давайте представим, что у большинства из нас вместо мозга – тостер. У кого-то он производит хрустящие тосты, у кого-то гренки, у кого-то — горячие бутерброды. У одних тосты делаются из пшеничного хлеба, у других – из ржаного. Кто-то может разогреть в своем тостере только рогалики, а кто-то каждый раз превращает тосты в угольки. Тем не менее, у всех нас мозги делают примерно одно и то же: делают тосты.

Теперь давайте подумаем, какое умение будет самым важным для тех, кто живет в этом мире думающих тостеров?

Нора подняла руку: «Усердно учиться и много работать?»

Умница! И ЕСЛИ мы будем усердно учиться и много работать, то сможем отлично…

«Делать тосты», – хором ответил класс.

Верно! Потому что это то, что наши мозги умеют делать лучше всего. Таким образом, мы с вами очутились в мире, где самое важно, самое значимое, это умение хорошо готовить тосты. Верно?

Дети закивали.

Теперь представьте, что мозг Бада тоже сделан из металла, пластика и резины, также как наши, но из него каким-то неожиданным образом получилось нечто совсем другое. Вместо тостера, его мозг стал феном.

Клянусь, я услышала, как кто-то судорожно вздохнул.

Таким образом, с его мозгом-феном ВСЕ В ПОРЯДКЕ. Фен – отличная штука, и многое умеет. Кое-что феном делать даже удобнее, чем тостером. Но приготовить тосты при помощи фена очень и очень трудно.

Они одобрительно засмеялись и закивали. Я попала в цель.

Получается, что в нашем воображаемом мире, не смотря на то, что у Бада прекрасный, отлично работающий мозг-фен, ему все равно придется не просто. Ведь жители этого мира, с мозгами-тостерами, решили, что самое важное для человека – уметь делать тосты. Бад тоже может приготовить тост, при помощи своего мозга-фена, но ему придется очень много и долго работать, гораздо больше и дольше, чем всем остальным людям. Не важно, насколько хорошо он научится делать тосты при помощи фена, его мозг никогда не станет тостером, навсегда останется другим.

Аудитория понимающе зашумела.

Но, подумайте, что станут делать люди-тостеры, если у них вдруг намокнут волосы? Они будут  рады, если какой-нибудь фен окажется рядом.

Нэйтан вклинился: «Потому что если мы попробуем высушить волосы тостером, будет короткое замыкание».

Точно! И точно так  обстоят дела в наше,м реальном мире, где у людей мозги сделаны из нейронов, и тканей, и серого вещества, и…

«И других важных штук», — подсказал Трэвис.

Точно! И других важных штук! У большинства из нас эти важные штуки собираются в примерно одинаковые мозги-машины, и мы создали мир, где самым важным является то, что умеет большинство людей. Например:
говорить и общаться с людьми
— заводить друзей и проводить время с людьми
— делать много разных дел, иметь самые разные интересы и постоянно пробовать новое

Поскольку у нашего мозга отлично получается справляться с такими заданиями, обычно мы делаем это с радостью. Но мозг Бада  справляется с этой работой с трудом, потому что у него аутизм.

Ему трудно разговаривать, и он не может говорить как другие люди. Ему трудно общаться, и бывает трудно понять, как можно взаимодействовать с другими людьми. Любые перемены в привычном распорядке и необходимость попробовать что-то новое – большая проблема для Бада.

Дети загудели. Одноклассники Бада отлично представляли, о чем я говорю. Можно было даже не объяснять.

Но вы помните, что кое-что мозг-фен делает лучше, чем мозг-тостер? Так и Бад, что-то умеет делать по-настоящему ХОРОШО. Кое в чем он гораздо лучше любого из нас. Наверняка вы мне сами можете рассказать, в чем именно.

Взлетел десяток рук, и за несколько секунд мы составили целый список.

Он настоящий гений во всем, что касается компьютеров.

У него слух как у летучей мыши.

Он столько всего помнит.

Он помнит все словечки из телепередач.

И слова всех песен.

Он очень музыкальный.

Я добавила: «А еще у него абсолютная грамотность. Стоит ему прочитать слово, и он навсегда запомнит, как оно пишется».

«Если бы у меня был такой мозг», — вставил Нейтан, — «Я бы прочитал все словари и выучил все языки на планете».

«Умница», — продолжила я, — «А еще Бад большой любитель чтения».

«А еще у него прекрасное чувство юмора», — подняла руку Молли.

Это точно. И в этом отношении он ничем не отличается от других людей. А в чем еще?

Снова взлетели руки.

Он видит как все остальные люди.

Он выглядит как обычный мальчик.

Он человек.

Точно. Он человек. Это значит, что он чувствует то же, что все люди. И ему нравится быть рядом с людьми. Ему нравится играть и смеяться. Он любит шутить, любит плавать, есть пиццу. Во многих вещах он ведет себя так, как обычный ребенок.

Я любовалась улыбками на личиках одноклассников своего сына. Их головки-тостеры дымились от обилия информации.

Но большинство ваших вопросов были о тех случаях, когда Бад ведет себя не так, как другие, и о том, что ему трудно дается. Так что давайте приступим к ним.

Продолжение следует…

Comments are closed.