Пубертат и расстройства аутистического спектра

 Пубертат и расстройства аутистического спектра.

 Подготовлено организацией Autism Victoria, 2006 год. Опубликовано в апреле 2011.

Оригинал:http://www.amaze.org.au/uploads/2011/08/Fact-Sheet-Puberty-and-Autism-Spectrum-Disorders-Aug-2011.pdf

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина.

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Примечание переводчика. В этой статье дается много ссылок на англоязычные книги и фильмы. Поскольку на русский они не переведены, мы взяли на себя смелость подобрать несколько русских эквивалентов, на которые стоит обратить внимание. Мы будем рады дополнить этот список книгами и видео по вашей рекомендации.

http://www.labirint.ru/books/324915/

 http://www.labirint.ru/books/76430/

 Образовательный мультфильм «Когда девочка взрослеет».

Социальные истории о мастурбации и пубертате: _87781333_masturbation_social_story

Время смешанных чувств.

Когда ребенок достигает периода полового созревания, его близкие ждут этого со смешанными чувствами. С одной стороны их переполняет гордость, малыш становится взрослым, с другой — гложет неуверенность, как объяснить вчерашнему малышу все изменения, которые будут происходить с его телом. Физическое развитие подростка, страдающего аутизмом, в период полового созревания, как правило  идет с опережением по сравнению со всеми остальными показателями, например уровнем владения академическими или социальными навыками. Для родителей может быть шоком осознание того, что их малыш получил взрослое тело, но сам еще не успел повзрослеть.

Как мой ребенок сможет понять, что с ним происходит?

Если ваш ребенок не владеет речью, и ему трудно дается понимание абстрактных понятий, ему не обязательно объяснять, почему в период полового созревания его тело меняется. Темой ваших бесед в этот период должно стать не то, почему происходят изменения, а то, как следует реагировать, к примеру, на появление менструаций у девочек, или эрекции у мальчиков. Девочек следует научить соблюдать гигиенические нормы во время менструаций, а мальчикам объяснить, что мастурбировать можно только в уединении, например у себя в комнате. Мы еще коснемся этой темы позже. Также вам в помощь будет книга «Talking together about growing up«. В ней содержится пошаговое руководство о том, как рассказать детям о периоде полового созревания, и представлено множество упражнений, рассчитаных на разный возраст и уровень функциональности.

Когда можно начать разговор?

Если ваш ребенок с интересом отмечает, что взрослые люди внешне отличаются от него, это прекрасный момент для первой беседы. Обратите его внимание на бороды у мужчин, грудь у женщин, волосы подмышками, все это — очень понятные для аутиста маркеры, отличающие взрослого от ребенка. Для детей помладше лучше начать с понятия «выглядит как взрослый», или «у него взрослое тело». «У девочки на груди эти выпуклости, потому что она взрослеет». «У тети на груди выпуклости, потому что она взрослая». Также ребенку может быть полезно взглянуть на ваши снимки в разном возрасте. Как пример, вы можете нарисовать как выглядит человеческое тело в разные периоды, от младенца до старика, как это показано в упомянутой выше книге «Talking together about growing up«.

С течением времени вы можете давать ребенку дополнительную информацию. К примеру, когда он станет чуть постарше, вы можете объяснить, что эти странные выпуклости у женщин называются грудь, рассказать, что грудью мамы кормят своих малышей. Также ребенку нужно усвоить, что грудь — это то место, которого нельзя касаться без разрешения.

В разговорах с детьми старшего возраста можно использовать слово «пубертат» или «половое созревание». К примеру «в период полового созревания тело ребенка меняется, потому что он становится взрослым». Обязательно скажите, что вы в свое время тоже прошли через эти изменения, и в них нет ничего страшного. Когда ребенок будет обращать внимание на то, как меняются его сверстники, вы сможете обсудить это, говоря о «половом созревании». Наблюдая за изменениями в окружающих, ваш ребенок сможет осознать как происходит превращение из ребенка во взрослого. Теперь ему можно рассказать, какие изменения произойдут с его телом, и почему. Подойдите к этому разговору очень внимательно, убедитесь, что ребенок понял, что речь идет о нем, так как далеко не всегда аутисты в состоянии провести параллель между тем,что происходит с окружающими, и событиями в их жизни. Так что говорите как можно конкретнее, например «когда ты начнешь становиться взрослым, у тебя подмышками тоже вырастут волосы».

Еще одна важная информация, которую стоит сообщить ребенку, это то, что изменения, которые будут происходить с его телом, будут характерны только для его пола ( то есть у мальчиков грудь не вырастет, а девочкам не стоит бояться,что у них начнет расти борода).

Детям с расстройствами аутистического спектра свойственна повышенная тревожность. Если ребенок не так вас поймет, он вполне может переживать в тишине, а вы ничего не узнаете. Поэтому очень важно не допустить, чтобы он превратно истолковал ваши объяснения. К примеру, ребенок вполне может решить, что в период полового созревания он весь покроется волосами, как вервольф. Если вдруг у вашего ребенка возникли подобные мысли, и он поделился ими с вами, просто расскажите, что у женщин волосы вырастут только подмышками и в интимной зоне, а у мужчин еще на груди и на подбородке.

Многие родители откладывают разговор, потому что боятся, что если начать его слишком рано, это напугает и смутит ребенка. Поскольку никогда не знаешь, когда у ребенка начнется переходный возраст, многие просто не решаются «загружать» ребенка информацией, которая может его расстроить, или смутить. Чтобы не слишком затягивать   начало разговора, запомните возрастной диапазон, в котором у детей обычно начинается переходный возраст. У девочек это происходит обычно около 11 лет, но может и раньше, лет в 8. У мальчиков пубертат приходится на период 12-13 лет, но может начаться и в 9.5.

Крайний срок, когда можно начать разговор о пубертате, период, когда у ребенка уже проявляются внешние признаки возрастных изменений: у девочек растет грудь, у мальчиков становится шире грудная клетка, они начинают быстро расти ( у мальчиков еще «вдруг» становятся длиннее руки и растет нога). Если ребенок с расстройством аутистического спектра не будет подготовлен к этим изменениям, ему может показаться, что он заболел чем-то ужасным, и тело перестало его слушаться.

Как объяснить моему ребенку, что с ним происходит?

Принимая во внимание, что людям с аутизмом проще воспринимать информацию визуально, о переходном возрасте лучше рассказывать, используя визуальные средства поддержки. Идеальная форма визуальной поддержки — социальные истории. Историю можно подготовиться специально для вашего ребенка, и даже написать отдельную для каждого из возрастных изменений. Как вам например такой заголовок «Я превращаюсь в мужчину/женщину». Чтобы прояснить все моменты, используйте побольше описаний. Вот примерные темы, которые стоит осветить.

Темы социальных историй о пубертатном периоде для девочек.

  • Увеличение груди и расширение бедер у девочек. Заголовок может быть например такой «Форма моего тела меняется».
  • Рост волос в лобковой зоне и подмышками. Заголовок : «У меня растут волосы».
  • Начало менструаций. Заголовок: «У меня «эти» дни».
  • Рост. Заголовок: «Я становлюсь выше и больше»

Темы социальных историй о пубертатном периоде для мальчиков.

  • Рост. Заголовок: «Я становлюсь выше и больше»
  • Рост волос в лобковой зоне и подмышками. Заголовок : «У меня растут волосы».
  • Увеличение яичек и полового члена. Заголовок: «Мое тело меняется».
  • Спонтанная эрекция и эякуляция, эротические сны. Заголовок: «Мое тело работает по-новому» или вынесите в заголовок одну из упомянутых в этом пункте тем.
  • Изменение голоса. Заголовок: «Мой голос звучит по-другому».

В книге «Lets talk about puberty» вы найдете базовую информацию по всем упомянутым выше пунктам, которая может стать основой для социальной истории. Нужно только адаптировать информацию для вашего ребенка. В книге «Talking together about growing up» есть очень нужное приложение с «правильной» терминологией для обозначения частей тела и изменений, связанных с пубертатом. Там же вы найдете некоторые сленговые словечки, которые ваш ребенок наверняка слышит среди  сверстников.

Помня о том, что аутисты часто воспринимают слова буквально, расскажите ребенку о том, какие синонимы люди используют для обозначения частей тела, чтобы он точно знал, что если кто-то говорит «буфера», речь идет о женской груди. В противном случае в разговоре со сверстниками он может смутиться и не спросить, что собеседник имел в виду. Недопонимание усугубляет разобщенность среди детей. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы в каждой социальной истории упоминались различные синонимы и расхожие выражения, чтобы ваш ребенок лучше понимал других.

Другие способы рассказать о пубертате.

Девочки:

Проблемы, связанные с увеличением груди, ростом волос в лобковой зоне и приходом менструаций, в визуальной форме отражены в книге ‘Special Girls Business’. Также в этом ярком, красочном издании, затронута проблема частой смены настроения. Изменения, происходящие в организме молодой девушки, подаются в позитивном ключе, как часть чудесного превращения из девушки в женщину. Книга предназначена для девушек с особенностями развития, не только для девушек с аутизмом. Но это действительно очень полезное издание.

Девушкам с синдромом Аспергера больше подойдет похожая книга ‘Secret Girls Business’, т.к. они в состоянии разобраться с более сложными понятиями, связанными с периодом полового созревания. Например, понять что такое овуляция, и почему приходят менструации. Несколько советов относительно того, как справиться с плохим самочувствием во время менструаций, отражены ниже в картинках(см. оригинальный документ — примечание переводчика)

Юная девушка не сразу сможет самостоятельно отслеживать свое состояние, поэтому, когда вы заметите, что она начала ощущать дискомфорт, подскажите ей, что нужно делать, используя визуальные средства поддержки, или предлагая ей выбор. Со временем она  научится самостоятельно следить за своим состоянием.

Героиня видео ‘Kylie’s Private World’ — короткометражного анимационного фильма — шаг за шагом разъясняет девушкам вопросы, связанные с гигиеническими процедурами во время менструаций, мастурбацией, началом половой жизни и безопасным сексом. Это видео также предназначено для широкого круга зрительниц с особенностями развития, не только для девушек, страдающих аутизмом. Это необычайно полезное видео, т.к. ответы на все вопросы сопровождаются подробными визуальными подсказками.

Мы настоятельно рекомендуем родителям самостоятельно просматривать все обучающие фильмы, прежде чем показывать их своим дочерям, чтобы контролировать количество информации, которое станет доступно их ребенку. Десятилетней девочке, готовящейся к первой менструации, пока не нужно знать о том, что такое безопасный секс, и как выбрать подходящее средство контрацепции.

Мальчики.

В короткометражном фильме ‘Jason’s Private World’ герой шаг за шагом рассказывает молодым людям, как следить за гигиеной, объясняет, что мастурбацией можно заниматься только наедине с собой, рассказывает о том, что такое возраст согласия, отвечает на вопросы, связанные с началом половой жизни и рассказывает о том, что такое безопасный секс. Видео адресовано молодым людям с особыми потребностями. Оно не рассчитано специально на аутистов, но при этом все же невероятно полезно, т.к. все понятия, о которых там говорится, сопровождаются подробными визуальными материалами и подсказками.

Мы настоятельно рекомендуем родителям самостоятельно просматривать все обучающие фильмы, прежде чем показывать их своим сыновьям, чтобы контролировать количество информации, которое станет доступно их ребенку.

Родителям юношей и девушек мы также рекомендуем быть рядом, когда ребенок будет смотреть обучающий фильм. Отвечая на вопросы, которые обязательно возникнут по ходу просмотра, старайтесь дать как можно более полный ответ.

Книга ‘Secret Boys’ Business’ — отличное пособие для молодых людей с синдромом Аспергера. В нем в отражены многие проблемы, сопутствующие переходному возрасту, в том числе быстрые смены настроения.

Смена настроения.

Гормональная перестройка, которая неизменно сопутствует физическим изменениям, связанным с переходным возрастом, приводит к частым переменам в настроении. Для молодых людей и девушек с расстройствами аутистического спектра очень важно понять, что эмоции, которые они испытывают, естественный спутник взросления.

Девушкам, которым нравится работать с фактами и делать умозаключения, можно предложить вести календарь их настроений, чтобы проследить, есть ли какая-то связь между внезапными приступами раздражительности и приходом менструаций.

Мы рекомендуем вам иметь в запасе несколько вариантов, которые могут помочь юноше или девушке, когда им тоскливо. Конечно, ваши советы должны сопровождаться визуальными подсказками.

Когда я расстроен, или мне грустно, я могу:

  • Послушать музыку.
  • Вздремнуть.
  • Поиграть на компьютере.
  • Посидеть в тишине.
  • Почитать.
  • Посмотреть фотографии.

Многие взрослые считают, что плохое настроение — неизменный спутник пубертатного периода. Многим даже кажется что депрессия — обязательная часть периода взросления. Депрессия, тем не менее, отличается от обычных для подростков перепадов настроения. Для человека в депрессии характерна заниженная самооценка, он чувствует себя никому не нужным, не испытывает интереса к тому, что раньше доставляло ему радость.

Кроме того, у подростков с расстройствами аутистического спектра депрессия может сопровождаться нарушениями сна и приема пищи, чрезмерной возбудимостью, или наоборот, уходом в себя, иными словами, поведением, которое не было ранее характерным. Кто бы что ни говорил, подросток в период полового созревания не должен находиться в депрессии, и если вы заметили какие-то признаки этого состояния, это должно быть сигналом, что следует обсудить проблему со специалистом, который работает с ребенком.

Большинство молодых людей, страдающих аутизмом, рано или поздно ощущают романтическое влечение. При этом речь не обязательно идет об интересе к противоположному полу. Среди аутистов гомосексуалисты встречаются так же часто, как среди нейротипиков. В связи с возникновением романтического интереса молодой человек, или девушка, может несколько зациклиться на объекте своей симпатии ( как это часто бывает у аутистов, в случае, когда речь идет об их интересах).

В личных отношениях аутистов ожидает наиболее сложное из всех «испытаний» переходного возраста, так как им обычно с трудом удается «считать» эмоции другого человека, и соответственно не легко понять, когда их симпатия не взаимна.Чтобы помочь подростку с аутизмом не попасть впросак, будет лучше, если вы снабдите его своеобразным перечнем признаков, которые помогут понять, что объект романтического интереса не разделяет его чувств, или наоборот, что симпатия взаимна.

Если вы интересны человеку, то он:

  • Ловит ваш взгляд.
  • Внимательно вас слушает.
  • Улыбается.
  • Поправляет волосы.
  • Смеется над вашими шутками.
  • Сам старается завести разговор.

Если вы не интересны человеку, то он:

  • Смотрит в сторону
  • Отворачивается
  • Старается отойти
  • Хмурится, или выглядит недовольным.
  • Держит руки скрещенными.
  • Не отвечает, когда с ним заговариваешь.

Из-за социальной незрелости молодые люди с синдромом Аспергера часто не демонстрируют романтического интереса, хотя физически могут выглядеть вполне созревшими. В этом случае важно объяснить ребенку, что он обязательно влюбится в будущем, просто чуть позже, чем его нейротипичные сверстники. Если в присутствии кого-то ваш ребенок чувствует, как по коже бегут мурашки, если он никак не может выбросить человека из головы, то это можно считать верным признаком романтического влечения.

Даже если ваш ребенок еще не испытал ничего подобного, обязательно обсудите с ним признаки возникновения влюбленности и влечения. Это поможет по крайней мере разобраться в том, почему его нейротипичные сверстники вдруг начали вести себя так странно. Раньше мальчики общались в основном с мальчиками, а девочки с девочками, и вдруг все смешалось, люди стали постоянно прикасаться друг к другу, флиртовать, стараться всеми силами заслужить внимание объекта симпатии. Все эти странные действия для подростка с синдромом Аспергера могут быть настоящей загадкой, расправиться с которой без посторонней помощи будет совершенно невозможно. Благодаря вашим объяснениям  ребенок поймет, что если двое поддразнивают друг-друга, толкаются и т.  д., это может быть просто частью любовной игры, а вовсе не хулиганством, о котором нужно поскорее рассказать учителю.

Социальные ожидания.

Пубертат — время, когда подросток постоянно испытывает сексуальное напряжение. В отсутствие полового партнера, естественный способ сбросить это напряжение — мастурбация. Подростки, страдающие аутизмом, испытывают те же потребности, что и все другие. Единственная проблема, которая может возникнуть, состоит в том, что им бывает трудно понять, что мастурбация — интимный процесс, которым следует заниматься в одиночестве. Чтобы объяснить это подростку можно использовать подходящую социальную историю, например из книги Annette Joosten « Book of Cool Strategies».

Интимное обстановка — это место, где вас не могут увидеть другие люди. Учитывая тот факт, что у аутистов есть проблемы с «теорией сознания» (или «социального восприятия»), им может быть трудно понять, что значит «интимная обстановка», даже если вы объясните им значение этих слов. Для более точного понимания, чем публичные места отличаются от интимной обстановки, мы рекомендуем составить подробный список.

Интимная обстановка:

  • У себя в спальне, за закрытой дверью и с опущенными шторами.
  • В туалете, за закрытой дверью
  • В душе, за закрытой дверью.
  • В школьном туалете, за закрытой дверью.
  • В туалете в торговом центре, за закрытой дверью.

Общественное место:

  • Все прочие комнаты в доме.
  • В классе.
  • В магазине.
  • В гостях.
  • В машине.
  • В парке.
  • И т.  д.

В подобном формате можно рассказать, как еще не стоит себя вести в общественных местах (например, нельзя раздеваться, справлять нужду, чесать половые органы, — сюда можно отнести любое поведение, которое будет выглядеть неестественно в публичных местах).

Уточните, что подросток не должен мастурбировать каждый раз, когда оказывается в одиночестве. Wendy Lawson в одном их своих выступлений несколько лет назад как-то рассказала о молодом человеке, который прошел курс сексуального образования, где ему, естественно, рассказали, что мастурбировать можно только в интимной обстановке, например в школьном туалете. Молодой человек был шокирован, практически впал в панику, так как решил, что с этого дня, каждый раз как он оказывается в школьном туалете, он обязан мастурбировать.

Хотя большинству подростков, чувствующих постоянное сексуальное возбуждение, удается найти решение своей проблемы буквально «на ощупь», подросткам, страдающим аутизмом, может быть непросто прийти к пониманию необходимости мастурбации, без посторонней помощи.

В статье «Sex education issues for the person with Autism» предлагается несколько способов обучения подростков, страдающих аутизмом, способам самоудовлетворения. Полезно будет просмотреть отдельные части обучающих видео по половому воспитанию, или воспользоваться подходящими социальными историями.

Правила поведения и половая зрелость.

В книге «Asperger Syndrome and Sexuality», предназначенной для высокофункциональных аутистов, пошагово описаны действия, необходимые для удовлетворения сексуальных потребностей молодого человека или девушки.

Хотя в первую очередь беспокойство родителей вызывает тот факт, что их дети будут трогать себя в общественных местах, ребенку также необходимо объяснить, что до определенных частей тела других людей также нельзя дотрагиваться. И конечно подросток, страдающий аутизмом, должен твердо усвоить, что посторонние люди не должны трогать его в интимных местах без разрешения. Эти вопросы подробно освещены в книге «Taking care of myself» . Для более точного разъяснения упомянутых в книге вопросов используются социальные истории и другие средства визуальной поддержки.

Личная гигиена.

Вопросы гигиены вызывают особое беспокойство родителей, чей ребенок вступает в переходный возраст. В этот период на теле человека начинают стремительно расти волосы, активизируется деятельность потовых и сальных желез, что неизменно вызывает появление дурного запаха. Проблема в том, что подросток, страдающий аутизмом, может не обратить на этот запах никакого внимания. Подросток может отказываться чистить зубы, или мыть и расчесывать волосы из-за сенсорного дискомфорта, и при этом не понимать как пренебрежение нормами гигиены может быть воспринято другими людьми.

На помощь может прийти книга «Personal Hygiene What does that have to do with me?». В ней вы найдете руководство по обучению детей в возрасте 8-14 лет важности соблюдения правил личной гигиены, необходимых для сохранения здоровья и благожелательного отношения окружающих.

Никто из нас не может предсказать, как отреагирует наш ребенок на те перемены, которые несет с собой период полового созревания. Возможно подростка придется везде буквально водить за руку, а может быть ему вообще не понадобится помощь. Но, как говорится, предупрежден — значит вооружен. Владея информацией вы по крайней мере будете готовы оказать ребенку помощь, если какие-то из упомянутых выше проблем вдруг возникнут.

Библиография:

1. Scott. L, and KerrEdwards, L., Talking

Together about Growing Up’ (#2381)

2. ACT Health Tipsheet, ‘Precocious Puberty

in Girls’, http://www.healthfirst.net.au/

3. ACT Health Tipsheet, ‘Precocious Puberty in Boys’, http://www.healthfirst.net.au/

4. Gray, C., Social Story Kit (#2372)

5. Down’s Syndrome Society of Scotland.Let’s talk about Puberty’, download at www.dsscotland.org.uk/publications/learningdisability/talkaboutpuberty.pdf

6. Angelo, F., Pritchard, H., and Stewart, R.Special Girls’ Business (#2666)

7. Angelo, F., Pritchard, H., and Stewart, R.,Secret Girls’ Business (#2745)

8. Life Support Productions, Kylie’s Private World, video and support notes (#2352)

9. Life Support Productions, Jason’s Private World, video and support notes (#2353).

10. Angelo, F., Pritchard, H., and Stewart, R.,Secret Boys’ Business (#2746)

11. Joosten, A., Annette Joosten’s Book of Cool Strategies (#2389). See the story My Body

12. BaronCohen, S., Mindblindness: An essay on autism and theory of mind (#1052)

13. Lawson, W., Sex, Sexuality and the Autism Spectrum (#2613)

14. Detmer, C., Dalrymple, N., and Sinex, L.,Sex education issues for the person with Autism’ (#1216)

15. Henault. I., Asperger Syndrome and Sexuality (#2642)

16. Wrobel, M., Taking Care of Myself (#2390)

17. Crissey, P., Personal Hygiene What does that have to do with me? (# 2611)

 

Comments are closed.