Беспристрастное правосудие

Оригинал: отрывок из книги Тони Атвуда The Complete Guide to Asperger’s Syndrome

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод)

Беспристрастное правосудие

Очень важно сформировать у ребенка понятие о справедливости. Прежде чем определять степень ответственности, важно спокойно и объективно оценить все факты – стать в какой-то степени детективом. Степень полученных повреждений или нанесенный ущерб не может являться единственной мерой, в соответствии с которой участники конфликта будут отвечать за свои поступки. Ребенок с синдромом Аспергера в течении длительного времени может быть объектом травли в самых разных ситуациях, и то что в конечном итоге он ответил на них физической агрессией может означать что он использовал единственное доступное и понятное средство ответить на агрессию окружающих.

Если ваша образовательная модель подразумевает наказания за проявления физической агрессии, безусловно, ребенок с синдромом Аспергера должен в полной мере ответить за свои поступки. Но в то же время, и я в этом убежден, не меньшего наказания заслуживают его мучители, которые своим поведением вызвали эту агрессию.

Такое положение дел полностью соответствует концепции беспристрастного правосудия, согласно которому люди могут нести моральную ответственность за поступки окружающих, аналогично системе уголовной ответственности для взрослых. Если ребенок с синдромом Аспергера столкнется с несправедливостью, то может прийти к выводу, что «закон» следует взять в свои руки. Стремясь отомстить обидчику, дети часто действуют по принципу «око-за-око», пытаясь в ответ на свои страдания причинить не меньший вред. Что касается детей с синдромом Аспергера, они гораздо чаще кидаются в драку, чем пытаются уколоть обидевшего словами.

«Весы правосудия»

Я разработал специальное задание, которое назвал «весы правосудия», чтобы помочь ребенку, который постоянно демонстрировал незрелое, эгоцентрическое и не подобающее поведение в ситуации конфликта, в том числе в ситуациях, когда подвергался травле и издевательствам со стороны других детей.

Обычно дети младше девяти лет, определяя степень ответственности в ситуации конфликта, основную вину возлагают на того, «кто начал». Таким образом может быть оправдано практически любое поведение, совершенное «в ответ» и практически не останется шанса объективно оценить, насколько правильным был этот ответ, каковы его последствия для окружающих, и кто будет отвечать за ответные действия.

На этой стадии когнитивного развития конфликты зачастую решаются по принципу «око за око», при этом обиженный стремится нанести обидчику чуть ли не большую рану. Если взрослые, выступая в качестве судьи, попробуют поступить «по справедливости» у ребенка может возникнуть протест, так как в соответствии с его системой представлений об ответственности сторон в конфликте «справедливое» решение совсем не кажется таковым.

«Весы правосудия» — интерактивная образовательная стратегия с использованием средств визуальной поддержки, которая может помочь ребенку понять степень значимости – «вес» — конкретных действий, и почему при оценке конфликта и определении наказания используется «общий вес» поступков каждого из участников.

В английском языке есть такое выражение «два сапога — пара», его часто используют, когда разбираются в конфликтной ситуации, и именно оно стало отправной точкой для разработки моего занятия. Первый шаг – определить, кто принимал участие в конкретном инциденте. Каждый участник пишет свое имя на отдельном листочке бумаги и все листочки выкладываются на столе перед ребенком. Если в событиях были замешаны только двое, вместо бумаги можно взять сами весы.

Взрослому понадобится по крайней мере 20 деревянных или пластиковых кубиков в коробке. Количество кубиков обозначает степень значимости каждого конкретного акта. Относительно небольшие нарушения «кодекса» могут быть «оценены» в 1-2 кубика, более серьезные проступки, в результате которых мог или был нанесен настоящий вред, «стоят» гораздо большего количества кубиков.

Ребенка просят описать последовательность событий с его точки зрения. В ходе повествования, когда описывается как один из участников делает или говорит нечто «противоправное», ребенка просят оценить, сколько кубиков «стоит» проступок. Возможно, ребенку потребуется небольшая помощь, чтобы понять, сколько кубиков на самом деле будет «стоить» то или иное действие. Можно подробнее описать, какие чувства вызвало то или иное действие у того, на кого оно было направлено, насколько болезненными были слова или действия, сколько будет стоить починка всего того, что было сломано. Как только будет определено количество кубиков эквивалентное проступкам, эти кубики ставят рядом с именем того, кто их совершил.

Процедура повторяется для каждого из цепочки событий. Каждый участник получает «свои» кубики, и в конце ребенок подсчитывает сколько кубиков «заработал» каждый из участников конфликта. Эта процедура предназначена для того чтобы ребенок мог на наглядном примере сравнить значимость поступков, совершенных им и другими детьми во время конфликта и оценить справедливость наказания для каждого.

Возможно, наглядной иллюстрацией того, как может быть использована эта процедура, будет рассказ о том как с ее помощью удалось помочь мальчику с синдромом Аспергера, который очень страдал из-за того что был несправедливо ( как он считал) отстранен от занятий в школе.

В конфликте принимали участие трое: Эрик (мальчик с синдромом Аспергера), которому уже исполнилось 11 лет, но уровень его эмпатии и способность решать конфликты была на уровне ребенка не старше 9-ти лет; Стивен и учитель, заменявший их постоянного педагога.

Cтивен начал конфликт, назвав Эрика ничтожеством. Я попросил Эрика оценить этот проступок «в кубиках» и мы договорились что он будет стоить два. Потом я попросил Эрика описать, что он стал делать дальше, и Эрик ответил что проигнорировал обидчика. Это был мудрый поступок, поэтому Эрик не получил ни одного кубика. Я спросил, как повел себя учитель ( который слышал как Эрика обозвали). Эрик ответил что он ничего не сделал, и мы оба пришли к выводу что то, что учитель проигнорировал начало конфликта и не вмешался «стоит» один кубик. Затем Стивен снова обозвал Эрика е…ным ничтожеством. Мы решили что это стоит четыре кубика. Я спросил, как повел себя учитель, но в этот раз он просто не услышал слов Стивена – ни одного кубика для учителя. Но затем, я спросил у Эрика, сказал ли он учителю, что Стивен продолжает его оскорблять. Оказалось – нет. Мы решили что то, что Эрик не сказал учителю, что Стивен продолжает его провоцировать, все таки стоит один кубик. После того как Стивен вновь оскорбил его, Эрик обозвал его в ответ теми же словами – четыре кубика отправились к листочку с именем Эрика. Я спросил, что же произошло потом. Эрик рассказал, как Стивен подошел к его парте и начеркал в его тетради с классной работой. Это действие «стоило» еще два кубика. На листочке с именем Стивена уже было 8 кубиков, на листочке Эрика – пять, а на листочке с именем учителя – один.

После того как Стивен начеркал в тетради Эрика ( учитель этого не видел), мы выяснили что Эрик по-прежнему не попытался обратиться за помощью к старшему – один кубик. Я спросил, что же он делал дальше? Эрик ударил Стивена кулаком в лицо, чтобы отомстить за обиду и прекратить издевательство.
— Крови было много?
— Да.
— Куда ты его ударил?
— В нос.

Я объяснил, какие могут быть последствия от удара в лицо, как это больно, и как в школе относятся к физическому насилию. Мы сошлись на том что такой ответ стоит двенадцать кубиков.

В итоге Эрик увидел, что хотя конфликт начал Стивен, хотя он сделал больше гадостей, чем Эрик, из-за своего поступка Эрик «заработал» 18 кубиков, Стивен – всего восемь, а учитель – один. Этот пример помог ему понять, почему он был отстранен от занятий, а Стивен – нет.

Добавить комментарий