Школа. Адаптация без проблем

Школа. Адаптация без проблем

Переводчик: Марина Лелюхина

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: http://blog.difflearn.com/2014/08/28/guest-article-seamless-separation-transitioning-to-school-by-bridge-kids-of-new-york/

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Если ваш малыш первый раз идет в школу, или в детский сад, расставание может стать не простым опытом для вас обоих. Возможно, впервые в жизни он будет вынужден осваиваться в незнакомой обстановке без вашей поддержки, а вам придется передоверить кому-то еще заботы о  вашем сокровище. Разумеется, в такой ситуации вам обоим придется нелегко. Ниже вы найдете несколько практических советов, которые помогут облегчить процесс адаптации к школьным реалиям.

Познакомьтесь с вашей первой учительницей. Обсудите свои опасения, цели и приоритеты. Поделитесь важной информацией о вашем ребенке, и попросите учителя ввести вас в курс дела, относительно порядков в школе и педагогического подхода. Такой разговор немного развеет ваше чувство тревоги и поможет выстроить доверительные отношения с первой учительницей вашего ребенка.
• Наладьте систему коммуникации. Обсудите с учителем и школьной администрацией, каким образом вам будет удобнее поддерживать контакт, и поинтересуйтесь, как часто вы можете рассчитывать на обратную связь. Таким образом, вы сделаете еще один шаг в сторону налаживания доверительных отношений и постоянного контакта между домом и школой, а также будете в курсе всех успехов вашего малыша.

Проиграйте возможные проблемные ситуации. Конечно, мы искренне надеемся, что вы и ваш ребенок без особых проблем адаптируетесь к школьным реалиям, но лучше все-таки подготовиться, на всякий случай. Может получиться так, что необходимость на какое-то время расстаться с мамой будет очень травматичной для вашего малыша. Заранее составьте и обсудите со школьной администрацией план, который поможет ребенку справиться с грядущими трудностями. Не ждите, пока он действительно попадет в сложную ситуацию, чтобы потренироваться справляться с ней. Мы советуем подготовиться заранее, в спокойной обстановке. Чтобы разработать эффективный и безопасный план работы, лучше проконсультироваться с сертифицированным поведенческим аналитиком.
• Старайтесь сохранять спокойствие и вести себя уверенно. Обычно дети очень хорошо считывают настроение родителей и реагируют на их эмоциональное состояние. Если в процессе адаптации к школе вы будете постоянно чувствовать неуверенность и нервозность, ребенок может начать испытывать то же самое. Вместо этого, старайтесь сохранять спокойствие и позитивный настрой, и постарайтесь передать эти чувства вашему ребенку.
• Подготовьте ребенка к новой главе в его жизни. Обсудите грядущие перемены в позитивном ключе. Обстоятельно расскажите ребенку, что можно ожидать от школы. Неожиданности только добавят процессу адаптации сложностей, поэтому постарайтесь как можно подробнее рассказать ребенку, что будет происходить на уроке и во время переменок.
• Напишите социальную историю «Я иду в школу». Сделайте специальный альбомчик, который поможет ребенку подготовиться к походу в школу. Внутри может быть и текст, и картинки. Вклейте в него фотографии школы, учительницы, членов вашей семьи и даже некоторых одноклассников. Таким образом, у вас получится практически пошаговая инструкция, которая поможет ребенку познакомиться со  школой  до того, как он переступит ее порог. Мы советуем читать эту историю еще как минимум 1-2 недели после того, как начнутся занятия, утром до занятий, и вечером, после того, как ребенок вернется домой. Вы можете также позволить ему носить альбом с историей с собой на уроки. Социальные истории содержат важную информацию и служат дополнительной подсказкой, чтобы напомнить о ней ребенку.
• Устройте генеральную репетицию. Попросите разрешения привести ребенка в школу до начала занятий. Покажите ему классную комнату, познакомьте с персоналом, который сможет оказать ему помощь, если понадобится. Можно сфотографировать ребенка рядом с учительницей, или в классе, и повесить фотографии в комнате, или вклеить в его альбом с социальной историей. Если в школе уже идут занятия, и вы согласовали этот вопрос с администрацией, вы можете даже попробовать оставить его в классе на несколько минут, чтобы посмотреть, как легко он отреагирует на ваш уход позднее (речь идет о зарубежной модели обучения, где первый класс зачастую похож на занятия в детском саду, т.е. ребенка можно спокойно оставить на несколько минут с играющими детьми – прим. Переводчика). Но постарайтесь не слишком акцентировать внимание на своем уходе. Чем больше вы будете волноваться, тем острее отреагирует ребенок.
• Попробуйте научить ребенка проводить без вас время в знакомой обстановке. Если ваш малыш с трудом расстается с вами, стоит потренироваться проявлять самостоятельность. Внезапно оказаться без вашей поддержки, в незнакомой обстановке, среди чужих людей, может быть слишком тяжелым испытанием. Попробуйте потренироваться в безопасной и спокойной  среде (например, дома). Если малыш спокойной перенес необходимость какое-то время побыть без вас, от души похвалите его, и вручите награду.
• Постепенно увеличивайте время, которое ребенок будет проводить самостоятельно. Для многих детей такая тактика бывает очень эффективной. Начните с того, что будете просто выходить из комнаты всего на 10 секунд, потом на 30 секунд, минуту и т.д.
• Прежде чем уйти, постарайтесь увлечь ребенка каким-то приятным занятием. Таким образом, вы свяжете момент расставания с чем-то интересным и приятным, что сделает его менее болезненным. Кроме того, интересное занятие может отвлечь ребенка, и он просто не заметит вашего отсутствия. Помните, что такая процедура не должна выполняться в моменты нежелательного поведения, только в качестве проактивных мер, т.е. когда ребенок спокоен и настроен позитивно.

Важное замечание: Все советы в этой статье могут применяться только проактивно. Мы надеемся, что они позволят предотвратить возможные сложные ситуации и помогут вашему малышу успешно адаптироваться в школьной среде. Но, не смотря на все принятые меры, некоторые дети могут все равно вести себя так, что это будет представлять опасность для окружающих, или для них самих. Мы не даем советов относительно ситуаций, которые могут потенциально быть  не безопасны для ребенка, поэтому настоятельно рекомендуем, если есть риск, что такие ситуации возникнут, проконсультироваться с сертифицированным поведенческим аналитиком относительно стратегий  возможного вмешательства. При поддержке специалиста вы сможете справиться с возможными трудностями и поможете ребенку преуспеть.
Мы надеемся, что эти советы помогут вам и вашему малышу без особых проблем пройти период адаптации к школе. Разумеется, этот список не полный, и мы всегда готовы дополнительно проконсультировать вас по вопросам адаптации к школе.

Comments are closed.