ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Переводчик: Ирина Тэрри

Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:wRtdt5ScYQkJ:www.bbc.com/cbeebies/grownups/speech-and-language-difficulties+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=ru&client=safari
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

GUPs_Speech

Узнайте, как помочь ребенку научиться общаться, быть понятым и выражать свои чувства.

Проблемы языка и речи

Умение говорить — один из самых важных навыков, которыми мы овладеваем. Все что мы делаем, на работе или дома, так или иначе требует умения общаться — с семьей, с друзьями, с коллегами.  Без этого навыка невероятно трудно делиться своими мыслями с другими, завязывать долгосрочные дружеские отношения, обмениваться информацией и познавать окружающий мир.

Умение говорить — невероятно важный навык в развитии ребенка. Языковые способности формируются в крошечный промежуток времени, вот почему детские годы так важны — именно в этот период родители и специалисты по раннему развитию могут заложить прочный фундамент будущего коммуникативного развития.

Нарушения речи — проблема, с которой чаще всего сталкиваются дети. Согласно исследованиям, как минимум один из десяти детей в Великобритании сталкивается с подобными трудностями, и особенно это актуально для дошкольников.
Знание языка необходимо для учебы, однако, согласно данным Basic Skills Agency (за 2002 год), по мнению учителей, 50% детей приходят школу не имея навыков, необходимых для успешного начала образования.  С какими же проблемами сталкиваются дети? И как взрослые могут им помочь?

  • Понимание устной речи
    Если ребенку трудно дается понимание речи, ему будет тяжело следовать инструкциям, играть, выполнять задания. Часто проблемы таких детей остаются незамеченными, поскольку они могут догадываться о чем идет речь по ситуации или поведению других детей. Тем не менее нередко их также считают «трудными», просто потому что такие дети не всегда могут понять что им говорят
  • Устная речь

Детям может быть трудно пользоваться речью, правильно подбирать слова и строить предложения. Такие трудности мешают ребенку выражать себя в играх и других видах деятельности, обсуждать свои чувства и впечатления.

  • Плохое произношение

Речь ребенка бывает неразборчива — он может просто произносить лишь ограниченное количество звуков, или испытывать трудности с произнесением определенных звуков и звуковых сочетаний в словах. Таких детей нелегко понять, и часто они сами стараются говорить реже, поскольку боятся остаться непонятыми.

  • Внимание и слуховое восприятие

Многим детям, у которых есть проблемы с языком и речью, трудно воспринимать информацию на слух ( даже если они хорошо слышат). Им трудно концентрировать внимание на задании и воспринимать инструкции взрослых.

  • Социальные навыки

Развитие социальных навыков, ощущение собственной идентичности, представление о личности других людей, умение строить отношения и учиться — все это так или иначе связано с умением пользоваться речью.

Последствия этих трудностей:

Трудности в одной или нескольких названных областях могут значительно повлиять на то, как будет складываться опыт ребенка в начальной школе. Конкретные результаты зависят от степени выраженности проблем и индивидуальных факторов.

Следование правилам

Дети, которым трудно дается язык и речь, с трудом понимают текущие правила и усваивают новые — т.е. из-за непонимания такие дети с трудом следуют общим правилам, особенно если речь идет об ограничениях, им просто трудно понять разницу между можно и нельзя.

Сложные инструкции

Понять предложение, в котором есть больше одной задачи, тоже может быть не просто. Например, если вы скажете «Возьми карандаш, бумагу и пойди порисуй за столом», ребенок сможет понять только отдельные части  вашей просьбы, но будет не в силах осознать ее полностью — не поймет, чего вы от него хотели. Вот почему лучше говорить короткими предложениями и подкреплять информацию при помощи жестов.

Самовыражение

Когда ребенок понимает, что окружающим бывает трудно его понять, желание играть с другими детьми, задавать вопросы, рассказывать о чем-то, завязывать отношение, постепенно снижается. Таким детям сложно подпевать песням, понимать сказки, запоминать другую информацию. Задавая вопрос такому ребенку лучше использовать дополнительные опоры в речи, например: «Ты хочешь поиграть с машинками или порисовать?»

Внимание и  восприятие на слух

Проблемы с организацией внимания и восприятием на слух могут помешать ребенку «взять максимум»  из игрового взаимодействия со сверстниками, т.к. детям с подобными проблемами трудно соблюдать очередность в играх, слышать и выполнять инструкции. Слабые представления о времени и порядке действий в ходе повседневных событий могут вызвать чувство страха и неуверенности, особенно если привычный сценарий нарушится. При работе  с такими детьми лучше по возможности держаться привычного распорядка, кроме того, вам может помочь визуальное расписание.

Поведенческие проблемы

Плохое владение речью вызывает у ребенка чувства тревоги и разочарования и часто приводит к появлению поведенческих проблем. Гнев, страх, грусть могут выражаться открыто, в бурных сценах, либо ребенок может замкнуться, решив что попытки донести до окружающих свое состояние будут стоить слишком многих усилий.

Проблемы с учебой

Помимо общих трудностей, дети с нарушениями в области языка и речи могут столкнуться со специфическими проблемами при освоении программы начального образования. Большинство учебных планов рассчитаны на то, что ребенок хорошо умеет общаться и воспринимать информацию на слух. Дети, о которых мы говорим, нуждаются в специальной поддержке, чтобы получить от учебы максимум пользы.

Стратегии, которые могут вам помочь

Для того чтобы распознать и вовремя оказать помощь детям, которым трудно дается речь, есть несколько практических стратегий:

Усвоить новые слова и понятия многим детям помогает использование визуальных опор и подсказок. В качестве визуального расписания можно использовать фотографии самого ребенка. Они же помогут с выбором. Если у ребенка нарушена речь, чтобы выбрать себе занятие он может просто показать на нужную картинку.

Прежде чем просить ребенка что-то сделать — покажите как это делается, чтобы он мог действовать дальше по вашему примеру.

Если ребенку трудно говорить, вы можете использовать Макатон или любую другую систему жестов.

Если вы привыкли говорить быстро, адаптировать свою речь во время разговора с ребенком с проблемами может быть не просто, но в то же самое время это прекрасный шанс помочь ребенку научиться говорить лучше. Старайтесь говорить медленнее, используйте более простые фразы, чаще повторяйте.

Не пытайтесь заполнять паузы в диалоге: некоторым детям требуется больше времени чтобы сформулировать ответ в уме, поэтому паузы неизбежны. Старайтесь пореже задавать поменьше вопросов и выделяйте ключевые слова в предложениях. Например: «СМОТРИ, это мишка».

Привлеките внимание ребенка — назовите его по имени, дождитесь ответной реакции. Возможно вам будет нужно помочь ему, сформулировав задачу: «Ты хочешь сока или молока»?  Иногда нужно повторить ответ ребенка еще раз, чтобы вы удостоверились, что правильно его поняли, а он смог услышать как точно произносить нужные слова.

Если вы комментируете привычные занятия ребенка и его действия в процессе игры, используйте простые повторяющиеся конструкции. Кроме того, вы можете понемногу расширять высказывания самого ребенка. Например, если он говорит “Грузовик!”, вы можете добавить: “Правильно, это большой голубой грузовик”.

Сотрудничайте со специалистами. Вы окажете огромную помощь педагогам ребенка, если снабдите их информацией, которая поможет наладить с ним общение, например, если расскажете им какими жестами пользуется ваш ребенок, когда хочет о чем-то попросить. Наконец, если вашему малышу нужна более значимая помощь, его могут направить к местному специалисту по патологиям языка и речи, где он получит профессиональную помощь и рекомендации.

Внимание и умение слушать

Детям очень важно слушать речь, свою и чужую. Большинство из них делает это естественно, подчиняясь врожденным инстинктам, но некоторым трудно распознавать и концентрировать внимание на чужой речи, что может негативно сказаться на языковом развитии самого ребенка.

Внимание и умение слушать — залог развития социальных навыков. Чтобы соблюдать очередность в игре или диалоге, устанавливать зрительный контакт, играть, беседовать  ребенок должен уметь концентрироваться на другом человеке и прислушиваться к нему. В этом вы можете ему помочь:

  • Устраните отвлекающие факторы. Дети лучше концентрируются если их ничего не отвлекает, поэтому если вам нужно все внимание ребенка, выключите телевизор и радио.
  • Когда вы говорите  с ребенком, смотрите на него. Это помогает усвоить важность зрительного контакта и подчеркивает для ребенка, что вы его слушаете.
  • Поощряйте внимание и умение слушать. Позитивная обратная связь помогает ребенку понять, что он на правильном пути.

Добавить комментарий