Обучение аутичных детей чтению

Обучение аутичных детей чтению

Переводчик: Ирина Гончарова

Редактор: Анна Нуруллина

Оригинал: http://autism.lovetoknow.com/teaching-autistic-children-reading

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Обучение чтению может представлять серьезную проблему для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), однако правильный педагогический подход может решить ее. Если учителя и родители в процессе обучения будут опираться на сильные стороны ребенка и учитывать его интересы, то овладеть этим важным учебным навыком будет значительно легче.

ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ

Для того, чтобы определить, есть ли у ребенка аутистическое расстройство, существуют определенные диагностические критерии, самые показательные из которых это нарушения в сфере коммуникации и социального взаимодействия а также поведенческие проблемы. Эти три основных фактора напрямую влияют на умение читать и необходимо помнить о них, когда вы работаете над этим навыком. Кроме того важно не забывать , что самый лучший педагогический подход всегда должен быть индивидуальным.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ.

Дети с РАС часто имеют необычные интересы и пристрастия. Поезда, расписания, математические факты или кредитные карты могут быть для них настоящим источником радости. Эти особые интересы дают также прекрасную возможность привлечь внимание ребенка. Попробуйте следующие идеи для того, чтобы использовать склонности вашего ученика в своих целях.

  1. Начиная работать с ребенком, соберите несколько предметов, связанных с его предпочтением. Для каждого предмета изготовьте карточку, напишите на ней первую букву названия предмета и приклейте к нему эту карточку. Каждый раз, когда ребенок захочет взять предмет в руки, спросите его или ее, с какой буквы начинается название предмета. После этого переходите к написанию на карточках целых слов.
  2. Напишите краткий информационный рассказ об особых интересах и пристрастиях ребенка. Включите в него несколько фактов, о которых ребенок не знает, наряду с теми подробностями, с которыми он хорошо знаком. Учите ребенка читать этот рассказ.
  3. Выберите для работы книги на интересующие ребенка темы . Например, если ему интересны погодные явления, пользуйтесь книгами о природных катаклизмах, типах облаков и так далее.
  4. Вознаграждайте ребенка за его успехи предметами или информацией, связанной с его увлечениями. Например, как только ребенок научился читать десять слов, он или она может выбрать новую карточку, где написано слово – название желанного для него предмета.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ СЕНСОРНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ ИЛИ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ.

Согласно журналу «Психология сегодня» большинство людей с аутизмом страдают от сенсорной дезинтеграции. Это расстройство влияет на способность человека воспринимать и обрабатывать любую информацию извне, например, разговор других детей, лай собаки на улице, или странный запах. Кроме того, из-за сенсорных нарушений дети часто совершают стереотипные, повторяющиеся движения: хлопают в ладоши, раскачиваются, кружатся. Это является одним из диагностических критериев аутизма. Сенсорные нарушения очень мешают ребенку сосредоточиться на любом задании, в том числе и на чтении.

Следующие идеи могут помочь ребенку регулировать чувствительность и сосредоточиться на чтении.

  1. Занимайтесь в спокойной, нейтральной обстановке. Комната должна быть освещена неярким светом. Любые внешние раздражители, например, постеры или картины на стенах лучше убрать. Работайте, сидя вместе на полу, и разговаривайте с ребенком негромко.
  2. Попытайтесь определить, подвергается ли сенсорная система вашего ученика чрезмерной нагрузке или же наоборот, чувствительность ребенка снижена. Возможно, что у него присутствуют обе проблемы. Эрготерапевт может помочь вам их решить, предложив подходящие средства – жилеты с утяжелителями, вибрирующие насадки на карандаши, жевательные трубки – все, что может помочь ребенку сосредоточиться на занятиях.
  3. Многие аутичные дети лучше обучаются в движении. Почему бы и нет? Попробуйте заниматься, раскачиваясь на качелях. Еще один вариант – вращающийся стул. Движение может способствовать концентрации внимания.
  4. Делайте частые перерывы, чтобы ребенок мог восстановить сенсорное равновесие. Например, работайте десять минут, а затем сделайте пятиминутный перерыв для сенсорной стимуляции. Хотя столь частые перерывы в занятиях могут показаться нелогичными, но со временем вы сами убедитесь , что таким образом ребенок обучается гораздо эффективнее.

ВЫБИРАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И МАТЕРИАЛЫ.

Стандартные учебники для чтения и образовательные программы могут прекрасно подходить обычным школьникам, но дети с РАС не могут обучаться традиционными методами. Согласно данным исследования , проведенного в Медицинском университете штата Пенсильвания, у большинства аутистов очень хорошо развито визуальное восприятие. Тем не менее, каждый ребенок индивидуален и некоторые особые ученики испытывают значительные трудности при визуальном обучении, так как лучше воспринимают информацию на слух или кинестетически – через ощущения. Очень важно с самого начала определить доминирующий способ познания, так как это позволит подобрать нужные материалы и построить занятия с вашим особым учеником таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия. Если вы не уверены в том, какой канал восприятия является у ребенка основным, попробуйте разный подход и альтернативные методики.

Следующие компании занимаются производством обучающих материалов для детей с аутизмом:

Reading Mastery — специализированная продукция «Макгроу Хилл» по производству учебников. Преподаватели очень высоко оценивают качество их материалов.

PCI Education предлагает материалы для чтения для говорящих и неговорящих аутистов.

Special Reads — обучающая программа для детей с синдромом Дауна, но производитель утверждает, что она очень эффективна для аутичных учеников.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Многие родители и специалисты, обучающие детей с особыми потребностями, убедились на своем опыте, что использование компьютерных программ позволяет обучать ребенка чтению более эффективно. Журнал «Аутизм и нарушения развития» привел результаты исследования, которые подтверждали, что аутичные дети демонстрировали лучший прогресс и кроме того, получали больше удовольствия от занятий, когда в процессе обучения использовались компьютерные программы.

Обратите внимание на следующие компьютерные программы для обучения чтению.

  1. Kidspiration – визуальная обучающая игра, направленная на увеличение словарного запаса и лучшее понимание прочитанного.
  2. Click N’ Read Phonics – развлекательная визуальная игра, которая учит  детей составлять из букв и слогов целые слова.
  3. Computhera – программа, специально предназначенная для обучения аутичных детей чтению.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ОСОБЕННЫЙ.

Так как аутизм — это целый спектр расстройств, то каждый ребенок с этим диагнозом учится по- своему. Это означает, что те методы, которые дают хороший эффект с одним учеником, могут оказаться бесполезными с другим. Самые эффективные программы по обучению чтению и самые успешные преподаватели ставят цель преодолеть индивидуальные сложности ребенка с аутизмом , а также выявить и использовать его сильные стороны, и экспериментальным путем подобрать для особого ученика самый подходящий метод обучения.

Comments are closed.