Как правильно привлечь внимание взрослого? Навык поднимать руку

Как правильно привлечь внимание взрослого? Навык поднимать руку.

Переводчик: Анна Осипова

Редактор: Надежда Белоглазова

Оригинал: http://www.brighthubeducation.com/special-ed-neurological-disorders/123315-teaching-children-with-autism-to-raise-their-hand/

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

0010-021-Pochemu-eto-vazhno

Научить ребенка поднимать руку, когда он хочет что-то сказать на уроке, довольно трудно, а  научить этому навыку ребенка с аутизмом  кажется трудным вдвойне. Приведенные советы и рекомендации помогут детям с РАС освоить это непростое умение и повысят эффективность их обучения в школе.

  • Проявляйте терпение

Учащийся с аутизмом испытывает серьезные трудности, находясь в классе: начиная от сенсорной перегрузки и заканчивая непониманием принятых норм в общении. Если ребенок расстроен или нуждается в чем-то, он может просто не знать, каким образом привлечь к себе внимание учителя.

Дети с РАС могут неожиданно встать из-за парты или перебить учителя посреди урока, некоторые могут даже закатить истерику. Это не вина ребенка, просто он еще не обучен социальным правилам, принятым в классе.

Класс, в котором больше 20 учеников, это целая толпа. Часто учителю бывает трудно понять, нужна ли помощь кому-то из его учеников, или быть может кто-то из них хочет задать вопрос. Так как детям с расстройствами аутистического спектра бывает трудно разобраться в нормах поведения в обществе, они не всегда могут самостоятельно понять, что для того чтобы привлечь внимание учителя, следует поднять руку, даже если будут видеть как это делают их одноклассники. Когда вы обучаете новому навыку ребенка с аутизмом, вам требуется гораздо больше терпения и сил, чем при работе с нейротипиком, т.к. работа с этими детьми требует совсем иного подхода. Часто бывает что вы тратите много времени на то, чтобы научить ребенка с аутизмом какому-то новому навыку, вам кажется что вот, наконец, он его усвоил, но на следующий день приходится начинать все с начала. Такое положение дел сильно расстраивает учителей и родителей. Поэтому помните, чтобы научить ребенка поднимать руку, потребуется терпение, много-много терпения.

  • Дайте понять, чего конкретно вы ждете

Первый и самый важный шаг: внятно объяснить ребенку, чего вы ждете от него. Наивно предполагать, что ученик с расстройством аутистического спектра поймет смысл жеста «поднять руку» только потому, что остальные дети в классе поднимают руку, чтобы привлечь внимание учителя.

Сядьте рядом с учеником и объясните, что для того, чтобы получить помощь, нужно поднять руку. Расскажите, что, при помощи этого жеста, он сможет получить необходимое внимание, не нарушая ход занятия и не отвлекая других детей в классе.

После того, как ребенок поймет, чего от него ждут, обучение пойдет значительно легче. Возможно, вам придется не раз напоминать ученику об этом жесте. Здесь вам очень помогут визуальные средства поддержки. Сделайте небольшую подсказку в виде записки или картинки, которая может лежать на парте. Она поможет  ученику вспомнить об усвоенном жесте на уроке.

  • Социальные истории

Хотите узнать, как легче всего научить ребенка с расстройством аутистического спектра поднимать руку? Используйте социальные истории! Это отличный способ обучить аутичного ребенка самым различным навыкам, в частности, умению поднимать руку, чтобы привлечь внимание учителя.

Социальная история – это рассказ от первого лица о том, как нужно поступать в какой-то конкретной ситуации, в котором поясняется почему следует поступать именно так.

Социальные истории удивительно эффективны, они охватывают тысячи тем и ситуаций. Большинство историй находится в свободном доступе, беглый поиск в Google поможет вам найти тысячи различных вариантов.

В процессе обучения можно обратиться за помощью к одноклассникам. Дружеское напоминание со стороны другого ученика может быть более эффективно, чем слова учителя. Однако нужно убедиться, что для одноклассников необходимость напоминать об этом не превратится в повод для насмешек. Ребятам с аутизмом и так достаточно сложно, лучше сразу пресекать повод для возможных издевательств.

Многие дети с расстройствами аутистического спектра лучше усваивают социальные навыки, если имеют возможность увидеть их «живьем»  на экране телевизора. Наблюдение за живыми героями в реальной ситуации для них более значимо, чем чтение.

Еще один способ эффективного обучения — положительное подкрепление. Подкреплением может быть словесная похвала, лакомство или дополнительное время на игру с любимой игрушкой. В прикладном анализе поведения (Applied Behavioral Analysis – ABA) широко используется такой подход.

Хотя обучение ребенка с расстройством аутистического спектра умению поднимать руку, чтобы привлечь внимание, может показаться очень сложной задачей, положительное подкрепление позволит вам легко достичь поставленной цели.

Не жалейте усилий, этот навык поможет ребенку лучше успевать в школе, а в дальнейшем будет полезен и во взрослой жизни.

Добавить комментарий