Игра в «Еду», как способ расширения рациона ребенка с аутизмом

Переводчик /редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: http://www.bsci21.org/using-the-food-game-to-overcome-hurdles-of-eating-issues-in-children/

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Вам знаком хоть один разборчивый едок? Велика вероятность, что да, ведь почти четверть нейротипичных и около 80% детей с особенностями развития (Manikam & Perman, 2000) имеют те или иные проблемы с питанием. Эти проблемы как правило бывают вызваны комбинацией органических и поведенческих нарушений. Вот почему очень важно перед началом вмешательства получить консультацию мультидисциплинарной команды специалистов. В такую команду должен входить специалист по питанию, эрготерапевт, специалист по развитию речи и поведенческий аналитик. Если решены проблемы органического характера, львиная доля поведенческих нарушений, связанных с процессом питания, может быть решена посредством не слишком интенсивного поведенческого вмешательства (Sharp, Jaquess, Mortin & Herzinger, 2010). Приглашение к обеду больше не будет напоминать захват заложника, и может быть вы даже снова сможете ходить в рестораны.

Виды нарушений поведения, связанных с питанием
Все эти нарушения поведения могут встречаться как у обычных детей, так и у детей с особенностями развития:

• Очень ограниченный рацион. Может включать в себя лишь несколько наименований продуктов, или продукты определенной текстуры, цвета и т.д.
• Привычку питаться исключительно в специально отведенном месте
• Привычку есть исключительно из определенной посуды
• Чрезмерное или недостаточное потребление пищи или виться
• Отказ садиться за стол , в том числе вместе со всеми

Наиболее распространенные виды поведенческого вмешательства
Для работы с нарушениями поведения, связанными с питанием, существует целый набор научно-доказанных стратегий вмешательства, основанных на поведенческом подходе.

Форимирование – разбивание целевой реакции на несколько шагов и последовательное закрепление каждого из них. Например, если ваш ребенок согласен есть фрукты только в йогурте, можно начать с того что вы будете систематически увеличивать количество и размер кусочков.

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — то есть подкрепление желаемых пищевых привычек и игнорирование неприемлемых. Например, вы подкрепляете каждый новый шаг в расширении рациона (если ребенок соглашается положить это на тарелку, трогает, нюхает, лижет) тем что после удачной «попытки» даете ему любимую или привычную пищу.

Прочие техники могут привести к появлению нежелательных побочных эффектов если их применять неправильно или недостаточно систематически. Например, если вы физически направляете ребенка, не давая ему избежать необходимости попробовать что-то новое, его может попросту вырвать вам в лицо ( к примеру если у него уже полный живот спагетти и нет другого выхода). Если мотивация к успеху недостаточна, или вы требуете от ребенка слишком многого, вы погрязнете в «боях» и прием пищи начнет ассоциироваться с негативными эмоциями, что лишь усугубит проблему.

Игра в еду

Чтобы преодолеть некоторые подводные камни в этих стратегиях мы придумали «Игру в еду», где ребенок в игровой форме основанной на предоставлении выбора, учится пробовать новые продукты. Можно играть только с вами, или с группой других детей. Такая игра превращает выбор новых блюд в забавную игру, которая может стать дополнительным способом структурирования процесса приема пищи. Участие других детей дает ребенку возможность усвоить правильные ролевые модели поведения за столом.

«Игра в еду» — настольная игра с фишками в которой все участники выполняют определенные действия с продуктами. Чтобы начать вам понадобится специальное поле с квадратиками в каждом из которых будет написано определенное действие, связанное с употреблением пищи ( посмотри на еду, понюхай, потрогай, лизни и т.д.) Поле можно загрузить по ссылке или сделать свое.

Вам понадобится:

  • Поле
  • Небольшие кусочки бумаги с названиями продуктов
  • Фишки
  • Приз
  • Еда для заданий

На начальном этапе вы будете работать с продуктами, которые ребенок уже может спокойно употреблять в пищу.  Постепенно вводите продукты которые будет все сложнее попробовать. Успех игры зависит от того как часто вы будете создавать условия для правильных реакций и вознаграждать их. Во время игры дети двигаются по полю и выполняют задания, написанные в каждой клеточке. Целевой ответ для каждого вида пищи будет отличаться и постепенно усложняться. Например на начало игры ребенок возможно будет в состоянии только потрогать банан, но разжевать орешек.

Как играть
1) Выберете вознаграждение которое будет значимым для вашего ребенка. Для некоторых детей таким вознаграждением будет просто успех в игре. Не забывайте как можно больше хвалить и подбадривать вашего ребенка, чтобы атмосфера была энергичной и веселой.

2) Выберете целевые продукты. Сделайте список того, что ребенок уже может есть. Игру лучше начать с того что он не просто ест, а любит. Это поможет ребенку втянуться. Как только все запомнят правила, систематически добавляйте новые продукты и цели. Продвигайтесь вперед небольшими шагами, используя те продукты, которые ребенок уже может переносить и похожие.Например, если ребенок уже научился есть хлопья одного вида, попробуйте похожие хлопья с другим составом, или хлопья с аналогичным составом, но другой формы. Такой подход увеличивает вероятность успеха. Если вы будете продвигаться слишком быстро, игра станет слишком трудной и ребенок от нее откажется. Таким образом, если вы играете с ребенком, который не может есть фрукты, то начать лучше с кусочка сухарика, и двигаться к тому чтобы попробовать ломтик банана.

3) Пусть ребенок сам выберет с какого продукта начнется игра. Предложите ему на выбор несколько карточек с фотографиями или названиями видов пищи. После каждого хода отмечайте при помощи карточки на каком этапе находятся игроки.

4) Выберите цель для каждого наименования продуктов. Чтобы отметить рубеж, к которому вы стремитесь, используйте специальную фишку. Например, вы играете и цель ребенка — положить ягоду голубики в рот, таким образом специальная фишка стоит на квадратике с заданием «положить в рот» и ребенок постепенно продвигается к нему.

5) Соблюдайте очередность и используйте моделирование. Играйте с другими детьми и членами семьи. Таким образом участники могут мотивировать друг-друга, наблюдать за тем как другие игроки преодолевают разные «уровни» и получать таким образом дополнительное подкрепление.

Во время своего хода игрок выбирает вид пищи ( возможность выбора также повышает успех предприятия), а затем ведущий ставит маркер на финальный этап ( клеточку на поле) которого нужно достичь чтобы выиграть. Игрок проходит уровень если 1) достигает цели и получает награду 2) отказывается двигаться дальше и передает ход. В этом случае он не получает награду и может продолжить игру с того места, на котором остановился.

6) Заканчивайте игру на позитивной ноте. Постарайтесь играть не более 20 минут, чтобы участники не утратили интерес а задания не стали слишком сложными. Вознаграждайте каждое движение в сторону цели. Записывайте, на каком этапе каждый остановился, чтобы продолжить через какое-то время.

7) После того как вы несколько раз потренируетесь пробовать различные продукты в игре, начинайте систематически предлагать их во время приема пищи.

 

Дополнительные советы

  • Когда вы только начнете играть в «Еду» используйте очень значимые награды. Это поможет справиться с попытками избегания. Необходимость попробовать нелюбимый вид пищи для многих весьма непростая задача. Чтобы представить как это, подумайте, какая награда мотивирует вас на то чтобы съесть гусеницу?
  • Ваша цель — установить прочную связь между пищей и подкреплением, а не научить ребенка примиряться с тем что ему придется что-то попробовать. Если ребенок избегает подобного времяпрепровождения и явно нервничает — вернитесь на шаг назад.
  • То, какие шаги вы будете делать, в каком порядке и с какой скоростью зависит от ребенка. Для некоторых детей лучше, если вы будете продвигаться вперед маленькими шагами и не слишком быстро, другие могут двигаться пошустрее.
  • Скорость, с которой ваш ребенок может продвигаться в формате игры, может вас удивить. Мне приходилось видеть как дети, очень избирательные в пище, за одну игру соглашались попробовать сразу несколько новых продуктов, гораздо больше чем удавалось научить их пробовать во время специальных тренингов или обычных приемов пищи ( но конечно гусениц им никто не предлагал).

Удивительно, как может изменить поведение ребенка правильно организованная игра и возможность выбора!

Справочная литература

Manikam, R., & Perman, J.A. (2000). Pediatric feeding disorders. Journal of Clinical Gastroenterology. Jan;30(1):34-46.
Sharp, W., Jaquess, D.L., Morton, J.F., & Herzinger, C.V. (2010) Pediatric Feeding Disorders: A Qualitative Synthesis of Treatment Outcomes. Clinical Child Family Psychological Review. 13:248-365

 

Добавить комментарий