Роль родителей в процессе ABA-терапии

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.iloveaba.com/2017/11/the-parents-role-in-aba-therapy.html
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Когда мы начинаем работу  с семьей родители задают мне множество разных вопросов, но по-хорошему все они делятся на две большие категории:

  • как его учить
  • как справиться с нежелательным поведением

И все.

Все то множество вопросов, которое я слышу в самом начале, сводится к двум, которые больше всего интересуют каждого родителя, который воспитывает ребенка с особенностями развития, а если честно — любого ребенка.

Я могу упростить все еще больше. Оба эти вопроса по факту означают следующее: «Пока вы, ребята, будете работать с моим ребенком, что делать мне?»

Вопрос на миллион долларов.
В ответ на это я обычно говорю: вам нужно будет учиться.

Среднестатистический родитель не является педагогом, экспертом по детскому развитию или поведенческим аналитиком. К сожалению понимание законов поведения не тот навык, которым владеет каждый. Многое из того, чему я учу родителей, кажется противоречит интуиции, нелогично и попросту странно.

Воспитывать ребенка даже без всяких диагнозов довольно трудно. Я не могу представить как это непросто, если ваш малыш обучается и развивается по совершенно неожиданному сценарию, и чтобы помочь ему вам не обойтись без команды специалистов, которые знают ОГРОМНОЕ количество вещей, о которых вы никогда не слышали.

Это должно быть невероятно тяжело.

И что же делать родителям? Вот то, что точно делать НЕ стоит: впускать в дом команду специалистов и исчезать из их поля зрения до тех пор, пока занятия не закончатся, а потом появляться только чтобы выпустить их обратно,  или ограничиться доставкой ребенка в реабилитационный центр и домой, а в школе встречаться с учителем только во время родительского собрания.

Ни один из таких сценариев не даст вам возможности хотя бы немного разобраться в том, что делают с вашим ребенком и какую терапию он проходит. Но уже много лет вокруг меня все действуют по одному из этих сценариев. Я вижу родителей мельком, когда вхожу в дом и прощаюсь либо  когда приветствую их в центре и вывожу ребенка с занятий. И нет ничего удивительного, что вне занятий эти родители говорят о массе проблем и неурядиц, которые просто не видны команде специалистов.

По той же причине многие специалисты напрягаются, когда родители начинают участвовать в занятиях … они не привыкли к такому. Не все родители участвуют в процессе вмешательства, так что если вдруг они начинают задавать вопросы, для некоторых ABA-специалистов это выглядит странно и кажется что таким образом клиенты выражают свое недовольство.

Я огромный сторонник включения родителей в терапевтический процесс и родительского коучинга, и глубоко уверена, что если люди, которые меня наняли, не включаются в процесс наравне со мной, нет никакого смысла в моей работе с этой семьей.

Родителям, которые читают этот текст: вы знаете, ЧТО должны делать, пока ваш ребенок получает терапию, но вероятно у вас возникает вопрос КАК это делать. Рада что спросили.

Задавайте вопросы: Я постоянно напоминаю родителям своих клиентов о том, что они очень мало меня спрашивают. Команда специалистов, с которой вы работаете, потратила много времени, накапливая знания и нарабатывая практический опыт, иными словами «они рубят фишку». И в ваших же интересах задавать им вопросы обо всем, что вас интересует или тревожит. Но давайте проясним, речь не идет о вопросах вроде «каким он будет, когда вырастет» или «он заведет семью, сможет работать?». ABA-специалисты не предсказывают будущее, но могут ответить на все вопросы о целях вмешательства, методиках, особенностях поведения и т.д.

Проводите собственные исследования. Я знаю, что не всем понравится копаться в научных статьях и собирать данные. И говоря об исследованиях я не имею в виду что каждый из вас должен написать диссертацию по поведенческому анализу. Я имею в виду, понимаете ли вы на самом деле в чем суть вмешательства, которое получает ваш ребенок? Вы знаете что такое ABA и что не имеет отношения к данной методике? Если у вашего ребенка есть ИПР, вы знакомы с тем, что полагается ему в соответствии с законодательством? Если ваш ребенок занимается с логопедом, что вы знаете о стандартах работы этих специалистов? Если вы приводите ребенка к специалисту, о методике которого имеете лишь приблизительное представление, то как вы поймете, все ли он делает правильно?

Читайте документацию…все документы. Да, я серьезно. Мы всегда видим, когда вы не читаете наши записи, будь то отчеты о проделанной работе, поведенческие планы, программы, руководства и т.д. Вопросы, которые вы задаете, и ваши действия наглядно это демонстрируют. Если вы не читали поведенческий план, как вы сможете ему следовать? Никак. В результате проблемное поведение не будет улучшаться … либо еще хуже, начнет ухудшаться. Если специалисты выдают вам книги, в которых вы не понимаете ни слова, вы безусловно можете попросить их «перевести» их содержание или пересказать понятными словами, либо, что еще лучше, запланируйте встречу, чтобы вместе просмотреть документацию.

НАБЛЮДАЙТЕ Обычно я начинаю привлекать к работе семьи, просто приглашая их посидеть на занятиях и посмотреть. Это позволяет достичь сразу несколько целей: родители могут оценить уровень подготовки специалистов и видит как обучают навыкам, а ребенок привыкает к тому, что папа или мама рядом, но не «спасают» их от занятий. Наблюдение за тем, как идет вмешательство, это неоценимый инструмент который позволит вам получить массу важной информации. Я постоянно наблюдаю за работой в школе. Просто за счет этого я могу сделать вывод насколько качественно идет обучение, какая в классе социальная температура ( насколько их принимают другие дети) и что поддерживает проблемное поведение. Если вы готовы хотя бы на один шаг увеличить свое участие в терапии, просто посидите и посмотрите как работают с ребенком. Это лучший способ научиться чему-то.

Задавайте еще больше вопросов. После наблюдений за работой логопеда, эрготерапевта, специалиста ABA, или похода в школу, у вас появится масса вопросов. Задавайте их. Наблюдения это прекрасно, но понимание — еще лучше.

Говорите с вашей командой так, как будто они работают на вас — ведь это на самом деле так. Специалисты здесь для того, чтобы помочь не только вашему ребенку, но и всей вашей семье. То есть вы нанимаете их на работу. Как вам кажется, они выполняют свою задачу? Они отвечают вашим ожиданиям? Ваш ребенок продвигается? Вы можете сказать, что от вмешательства становится лучше всей вашей семье, а не только ребенку?  Если нет — пришло время для откровенного разговора с командой.

Ожидайте, нет ТРЕБУЙТЕ профессионализма и уважительной коммуникации. У вас есть право на профессиональное и этичное вмешательство. Это очень важно: не этичный, не квалифицированный, не профессиональный специалист не сможет обеспечить вмешательство, которое поможет ребенку.  По крайней мере мне такого не встречалось.

Говорите нам, если вам кажется что вмешательство не работает. Если вы считаете что поведенческий план ничего не меняет, скажите об этом BCBA. Нам важно знать, если вы не видите результатов вмешательства ( мы называем это социальной значимостью). Как заказчик услуг, вы должны быть довольны результатом, и если это не так, мы должны знать. Я не могу ответить на вопросы, если их не озвучивают вслух, и ваша команда не сможет изменить свою работу, если вы об этом не скажете. Родители, которые говорят о проблемах, помогают специалистам выявить слабые места в их работе, обнаружить недостатки и изменить направление работы.

Список литературы:

Briesmeister, J. M., & Schaefer, C. E. (2007). Handbook of parent training: Helping parents prevent and solve problem behaviors (3rd ed.). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.

Crone, R. M., & Mehta, S. S. (2016). Parent training on generalized use of behavior analytic strategies for decreasing the problem behavior of children with autism spectrum disorder: A data-based case study. Education & Treatment of Children, 39(1), 64-94. Retrieved from https://search.proquest.com/docview/1776150175?accountid=166077

Lafasakis, M., & Sturmey, P. (2007). Training parent implementation of discrete- trial teaching: Effects on generalization of parentteaching and child correct responding. Journal of Applied Behavior Analysis, 40, 685-689.

Добавить комментарий