Что делать, если поведение вашего ребенка опасно для окружающих

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.ocali.org/up_doc/Dangerous_Behavior_Guide.pdf
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

От редакции. Данный перевод представляет собой только фрагменты оригинального буклета,  в котором большую часть текста занимают ссылки на различные организации, которые могут оказать помощь в такой непростой ситуации. Мы надеемся с вашей помощью дополнить публикацию «кризисным планом», который может быть использован в российских реалиях.

Особые переводы

Это первая часть перевода. Вторая по ссылке: http://specialtranslations.ru/what-to-do-when-your-child-exhibits-dangerous-behavior-2/

Вступление

Тяжелые случаи проблемного поведения у ребенка — самоповреждение, агрессия, разрушение собственности — нелегкое испытание прежде всего для родителей. В некоторых случаях справиться со срывом удается внутри семьи, то есть силами родителей ребенка удается поддерживать в стабильном состоянии не подвергая остальных членов семьи опасности. Но в других ситуациях поведения может быть настолько серьезным, что следует обратиться за помощью к специалистам.

Мы разработали этот буклет для семей, которым требуется помощь. В нем мы постараемся ответить на три основных вопроса:

  1. Когда следует обращаться за помощью?
  2. Что делать, если поведение ребенка становится опасным?
  3. Где искать дополнительную поддержку?

Когда нужно обращаться за помощью

Дорогие родители, вам очень трудно, но просто помните — вы не виноваты в том, что происходит…

Родители могут сопротивляться необходимости обратиться за посторонней поддержкой в попытке справиться с поведением ребенка по целому ряду причин:

  • С течением времени поведение стало  чем-то привычным ( даже если размеры ребенка и интенсивность поведения уже не позволяют справляться с ним)
  • Они не хотят чтобы другие знали, что ребенок может быть опасен, т.к. подобное поведение возникает не преднамеренно
  • Они испытывают чувство вины и боятся осуждения, боятся что их посчитают плохими родителями
  • Они боятся за ребенка. Боятся того, что с ним сделают, если узнают о его поведении

Признаки того, что вам нужна помощь специалистов

Подобный сценарий держит родителей в постоянной тревоге. Вот несколько признаков того, что семье требуется посторонняя помощь:
  • Регулярные истерики, сопровождаемые опасным поведением, интенсивность которых возрастает
  • Физическая агрессия, направленная на родителей или младших членов семьи
  • Угрозы или попытки нанести себе вред
  • Использование оружия в качестве угрозы или по прямому назначению
  • Жестокость по отношению к животным
  • Поджоги и другие попытки разрушения собственности

Существуют специальные агентства, которые помогают справиться с подобными трудностями.  Здесь вам помогут разработать домашнюю программу по коррекции поведения и определиться, какая еще помощь может быть необходима ( к сожалению в РФ подобных агентств нет — прим.переводчика).

Что считается кризисом?

Когда родителям нужно обращаться в службу спасения или полицию?

Это нужно делать тогда, когда поведение ребенка выходит из-под вашего контроля, и он …

  1. Опасен для окружающих  — его действия наносят или могут нанести вред
  2. Опасен для себя — его действия могут нанести  физический вред ему самому
  3. Разрушает собственность, что может быть в перспективе также опасно для него или окружающих

Если кто-то из членов вашей семьи в опасности — звоните в службу спасения. При звонке обязательно сообщите диспетчеру о наличии у вашего ребенка ментальных заболеваний или нарушений развития, чтобы специалисты уже знали об этом до приезда. Если ваш ребенок не говорит — обратите на это особое внимание. В некоторых службах есть отдельные специалисты, обученные работать с людьми с нарушениями развития.

Как вести себя родителям, если поведение ребенка становится опасным

Хотя каждая ситуация уникальна, есть некоторые общие направления поведения с момента «запуска» срыва до момента разрешения кризиса, когда ребенок переходит в восстановительную стадию.

На пике срыва ребенок может быть физически агрессивен и опасен. Самое важное что вы можете делать — стараться сохранять спокойствие и говорить мягким, ровным голосом. Для некоторых детей нервозный тон может быть связан с чувством тревоги и страха.

Если вы чувствуете что ребенок начинает терять над собой контроль, но все еще способен воспринимать вербальную информацию, вы можете попробовать то что называется «Заговором на безопасность». Здесь безопасно, и я никому не позволю … (обидеть тебя, бросить в тебя чем-то и т.д.), потому что здесь безопасно. И я не могу позволить тебе … (ударить сестру, швыряться вещами), потому что здесь  всегда и для всех безопасно.

Порядок предложений, которые вы произносите, очень важен, поэтому старайтесь произносить их, ничего не меняя. Первая часть успокаивает ребенка, если он расстроен или напуган, после чего он может воспринять оставшуюся часть «заговора». Повтор в конце дополнительно  снижает тревогу.

Как себя вести на пике кризиса

  1. Попросите остальных домашних уйти подальше
  2. Позвоните или попросите позвонить в службу спасения
  3. Ограничьте доступ к опасным предметам или постарайтесь увести ребенка в безопасную комнату
  4. Не пытайтесь урезонить или уговорить ребенка, не пытайтесь его «воспитывать»
  5. Держитесь по крайней мере за один шаг от ребенка. Не стойте прямо перед ним, лучше держитесь чуть сбоку. Такое положение выглядит менее угрожающим и не вызывает дополнительного чувства тревоги
  6. Старайтесь сохранять над собой контроль: ведите себя тихо и спокойно. Заставьте себя не включаться в ситуацию эмоционально и старайтесь не принимать происходящее на свой счет ( близко к сердцу).
  7. Проявляйте гибкость. Ваш ребенок сейчас на это не способен
  8. Если ребенок нападает, используйте подушку или валик чтобы защитить себя
  9. Дышите глубже

Не пытайтесь физически удерживать или связывать ребенка ДО того как убедитесь что его поведение представляет однозначную опасность. Физическое вмешательство увеличивает градус агрессии и может привести к тому что вы или ребенок получите дополнительные повреждения.

В рамках данного буклета мы не даем адекватной информации о том, как физически сдерживать ребенка с целью контролирования агрессивного поведения так, чтобы это было безопасно для него и для вас. Но если в итоге вам все таки приходится использовать физическое воздействие, помните о том, что делать однозначно НЕ стоит. 100% безопасных способов физического удержания не существует. Некоторые способы могут до смерти напугать ребенка, например если его уложат лицом вниз, или обхватят сзади. В добавок ко всему такое положение затрудняет дыхание.

Что делать сразу после кризиса

Когда пик кризиса миновал, ребенок начинает восстанавливаться. На этой стадии он физически вымотан, эмоционально опустошен и чрезвычайно раним. Риск повторения кризиса все еще очень высок. Продолжайте говорить с ним мягким  спокойным тоном. Не стойте слишком близко. Постарайтесь перенаправить его внимание на приятное занятие. Сейчас не время вводить дисциплинарные взыскания или учить чему-либо. Не время злиться и взывать к дисциплине. Занятия, которые вы предлагаете ребенку, должны быть ему по силам, а лучше чуть легче чем обычно. Возможно он захочет полежать или вздремнуть — это нормально.

Во время срыва часть мозга, ответственная за мышление, отключается. До или после кризиса вы можете помочь реактивировать ее и вернуть ребенка к «стадии мышления» при помощи заданий с возрастающей сложностью. Например, предложите ему рассортировать колоду игральных карт по цвету. Затем, в зависимости от возраста и уровня функциональности, по масти, числам и т.д. Такое задание постепенно переводит мозг от простых реакций к анализу, в то время как спокойное перебирание карточек и повторяющиеся действия дополнительно успокаивают. Такие задания (сспокойные, простые, с возрастающей сложностью) могут помочь сгладить ситуацию и недопустить кризис еще до его начала.

Помните о том, что даже если вашего ребенка направят в больницу, он не обязательно будет госпитализирован, но если будет — скорее всего пробудет в больнице несколько дней. За это время вам обязательно нужно получить поддержку, благодаря которой он сможет вернуться в домашнюю обстановку. Обратитесь к специалистом. Вам и членам вашей семьи нужно получить консультацию перед возвращением ребенка и возможно нужно договориться о постоянных консультациях для самого ребенка и  поддерживающих — для остальных членов семьи, а также по возможности нанять помощника, который будет помогать вам справляться с поведением хотя бы первое время.

Переживание подобных срывов выматывает морально и физически. Дайте себе время восстановиться. Посидите какое-то время в тишине и покое. Займитесь чем-то расслабляющим — полистайте журнал, послушайте музыку, посмотрите телевизор, немного прогуляйтесь. Помните: НЕ ВЫ стали причиной всего этого.

Подготовка к следующему кризису

Чтобы подготовиться, продумайте заблаговременно как вы будете действовать в кризисной ситуации. План должен включать для себя «Программу подготовки домашних» и «Сценарий действий во время кризиса».

Программа подготовки домашних 

Здесь действует принцип «предупрежден значит вооружен». Вы должны заранее подготовить всю информацию, которая может понадобиться или помочь во время кризиса.

Что сюда входит:

  1. Список тех, кто сможет быстро прийти на помощь при необходимости. Это могут быть родственники или соседи. Запишите их телефонные номера и разместите на видном месте, чтобы в нужный момент не искать долго.
  2. Указания для других детей и домашних относительно того, как вести себя во время кризиса: оставаться в своих комнатах, уходить к соседям или родственникам и т.д. Это позволит вам в нужный момент не отвлекаться и сосредоточиться на ребенке, терпящем бедствие.
  3. Договоренность с ближайшей больницей, на тот случай если им придется срочно забирать вашего ребенка.
  4. Общий сценарий обращения в службу экстренной помощи. Заранее разузнайте куда нужно звонить в таких случаях, кто должен ответить, о чем просить, как будет развиваться ситуация, куда повезут ребенка, кто займется его состоянием, какие шаги предпринимать дальше.
  5. Информирование о состоянии ребенка и положении вашей семьи представителей местного отделения полиции/службы спасения.

Сценарий действий во время кризиса

Продумайте вашу реакцию на действия ребенка на каждой стадии грядущего кризиса.  Это позволит вам заблаговременно продумать какие действия могут помочь ему успокоиться и прийти в себя в самые опасные моменты. Цель вашего поведения во время кризиса — любым способом добиться деэскалации опасного поведения. Но помните что в некоторых случаях поведение может расти даже при самом профессиональном вмешательстве. Ведите записи после каждого кризисного случая, чтобы запомнить какие приемы сработали, а какие нет, чтобы корректировать будущие сценарии «быстрого реагирования». При обращении к специалистам ваши заметки помогут составить максимально эффективный Кризисный план.

Медицинское и психиатрическое вмешательство

Если у вашего ребенка есть нарушения развития, может быть несколько причин появления агрессивного и опасного поведения:

  • Побочные эффекты приема медицинских препаратов
  • Расстройства сна
  • Медицинские состояния, включая хронические боли
  • Психическое заболевание

Все эти состояния должен подтвердить специалист. Возможно вам потребуется не только поведенческое вмешательство.  Если у ребенка постоянно возникают вспышки агрессивного и опасного поведения и их интенсивность возрастает, необходимо рассмотреть вероятность наличия коморбидных заболеваний или состояний и выстраивать вмешательство в соответствии с полученной информацией.

Подготовка к вмешательству

Подготовьтесь ко встрече со специалистами, составив подробное описание срывов ребенка, включая информацию о том, как часто они возникают и что , на ваш взгляд, может стать триггером, запускающим реакцию. Частично эта информация войдет в историю болезни, которая будет отправлена вашему лечащему врачу. Если вы хотите сообщить ему что-то, что туда не вошло, обязательно отметьте эту информацию, чтобы поделиться с ним лично.

После госпитализации психиатр может прописать некоторые медикаменты, которые помогут держать под контролем поведение ребенка. Он будет консультировать вашего лечащего врача и даст все необходимые объяснения ( в нашем случае передаточным звеном в цепочке информации по всей видимости придется выступать родителям — прим. переводчика).

Показания к использованию медикаментов

Не смотря на то что медикаменты могут действительно помочь справиться с неконтролируемыми проявлениями опасного поведения в некоторых случаях, не следует забывать о возможных побочных эффектах. Прием препаратов может привести к набору веса, нарушениям сна и вялости. Медицинское вмешательство должно проходить под постоянным наблюдением специалиста который будет оценивать изменения в поведении и анализировать побочные эффекты.

Разработка комплексного подхода

Независимо от того, будет ли вам прописано лекарственное лечение, ребенка необходимо учить навыкам самоконтроля.  В этом вам помогут специалисты ( в российских реалиях наиболее уместно будет искать поведенческого аналитика или психотерапевта — прим.переводчика).

Навыки самоконтроля

Обучение ребенка и поощрение использования этих навыков в повседневной жизни поможет вам научиться  по-новому реагировать в сложных ситуациях. Попросите специалистов, работающих с вашим ребенком, включить обучение навыкам самоконтроля в программу работы.

Предугадывайте сложные ситуации и подготавливайте к ним ребенка

Старайтесь предусматривать возможные трудности и заблаговременно готовить к ним ребенка. Чаще всего триггером возможных кризисов является:

  • Смена деятельности. Старайтесь давать ребенку запас времени, чтобы перестроиться постепенно: от просмотра телевизора к обеду, от выхода из дома до «погрузки» в автобус, от игр до похода в ванную.
  • Сенсорная перегрузка. Рассказывайте в доступной форме ребенку о его сенсорных особенностях и учите стратегиям поведения в ситуации перегрузки.
  • Сложные социальные ситуации. Расскажите ребенку как следует вести себя в разных сложных случаях, разыграйте возможные сценарии по ролям.

Учите ребенка правильным способам избегания трудных ситуаций

 

Этот навык полезен всем без исключения. Научите ребенка просить разрешения покинуть помещение/уйти подальше, если он чувствует что перегружен или расстроен. Выберите и обустройте специальное место, где ребенок сможет выпустить пар и успокоиться и всегда давайте возможность выбрать эту «передышку». Разработайте программу заданий и дел, которые помогут ему отвлечься от грустных и тревожных мыслей:

  • Посидеть одному — завернуться в одеяло, спрятаться в «домик» или забраться в машину (если это безопасно)
  • Нарисовать или описать письменно свои чувства
  • Сбросить напряжение физически — побить подушку или грушу, покричать и поплакать
  • Повозиться с игрушками, сенсорными материалами, книгами
  • Использовать какую-нибудь сенсорную стратегию расслабления — понаблюдать за чем-то расслабляющим, дать нагрузку на мышцы (попрыгать, побегать), послушать музыку
  • Глубокое давление на мышцы. Некоторым детям такая техника помогает расслабиться., другим больше подходит легкая стимуляция, например опустить руки в песок или воду, третьим подойдет легкое растирание и пощипывание кожи.
  • Учите ребенка вступать в переговоры. Например: «Что мы можем сделать, чтобы ты …»
  • Учите ребенка рассматривать его чувства как сигнал, а не как проблему. «О чем нам сигналят твои эмоции? Что будет дальше?»

Добавить комментарий