Почему я не рекомендую терапию Floortime

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: https://erinhuman.com/2018/01/31/why-i-dont-recommend-floortime/
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Автор текста — женщина с расстройством аутистического спектра, мать ребенка с аутизмом.

Во многих диалогах о видах терапии аутизма я видела, как Floortime рекомендуют как альтернативу  ABA ( прикладной анализ поведения). Я часто включалась в эти беседы, чтобы предостеречь людей, выбирающих floortime, озвучивая свою точку зрения относительно того, насколько можно рекомендовать данный вид терапии.  Краткая версия лонгрида, отражающего мою точку зрения на этот вопрос, приведена ниже:

Хотя на практике Floortime может быть добрее, и даже содержать некоторые аспекты, которые могут быть полезны детям с РАС, лежащая в основе этой терапии философия все еще остается крайне нетерпимой к нейроразнообразию ( ориентированной на стандартный вариант развития нервной системы как на единственную норму ), адепты методики предвзято относятся к восприятию людей с аутизмом как к варианту нормы  и используют некоторый весьма вредные для человека с РАС приемы и методики.
Я хотела написать полноценный пост с обзором Floortime, поскольку мой критический взгляд основывается на ряде нюансов и я вполне могу понять, почему после беглого ознакомления с методикой, многие могут найти методику привлекательной.  Я также догадываюсь что многие из вас видели или принимали участие в сессиях Floortime которые выглядели вполне мирно и даже чудесно, поскольку уверена что многие люди лишь частично следуют методике.

Что такое Floortime?

Если до сих пор вы не слышали о Floortime ( или DIR/Floortime — официальная торговая марка), то знайте — это терапия для детей с нарушениями развития разработанная детским психиатром Стенли Гринспеном в период с 1980-90 годы. Floortime строится на игровом взаимодействии между ребенком и его родителями, за счет чего усиливаются эмоциональные связи между ребенком и его окружением, поддерживается эмоциональное развитие ребенка и таким образом методика влияет на его общее развитие.

На официальном сайте  дается хорошее представление методики в статье «Floortime Гринспена: что это такое на самом деле», написанной Стенли и Джейком Гринспенами ( Стенли умер в 2010 году и  центр Floortime сейчас работает под руководством сына Джейка, во всех упоминаниях Гринспена далее я буду говорить о Стенли). В процессе разбора метода, я приведу далее цитаты из этой статьи, и отмечу его хорошие, плохие и спорные стороны.

Чем Floortime отличается от ABA?

Хотя в Гринспена много эйблистского, нетерпимого к идеям нейроразнообразия и особенно анти-аутистического, я бы хотела упомянуть, что все же в методике заложен большой акцент на чувствительности и эмпатии, и в ней есть некоторые принципы, которые стоят того, чтобы их взять на вооружение.

DIR/Floortime часто представляют как более «добрую» альтернативу ABA и не без причины. Когда Гринспен изучал детскую психолгию в 60-е годы он в основном  изучал бихейвиористский подход, в частности работы БФ Скиннера. Бихейвиоризм сводит поведение человека всего лишь к набору реакций в ответ на определенные стимулы, а Скиннер к тому же озвучивал идею что мысли и чувства также можно контролировать при помощи подкреплений и/или наказаний. Оперантное обусловливание было основой ABA.

Гринспен чувствовал что этот способ поддержки детей не является верным — он считал что эмоциональная жизнь ребенка важнее, чем его поведение, особенно если речь идет об отношениях с его близкими. Так что относительно того, что его работа была реакцией и контраргументом на практику ABA, а также попыткой создать альтернативу, это действительно правда.

Ивар Ловаас, основатель ABA, считал что дети с аутизмом буквально не совсем люди, и формирование их поведения при помощи силовых методов — это способ сделать их похожими на людей: «Можно рассматривать помощь детям с аутизмом как работу по формированию личности. У вас есть сырой материал, и ваша задача сделать из него человека»( цитата из интервью в журнале  Psychology Today , 1974.) Для Ловааса ребенок с аутизмом был совершенно отличным от обычного ребенка существом, чем-то ущербным, недоделанным.

Стенли Гринспен, ноборот, считал что все дети живут одинаковой эмоциональной жизнью и обладают одними и теми же психологическими потребностями: «У них могут быть нарушения развития или какое-то расстройство, но они не являются только нарушением или только расстройством. Они люди, с настоящими чувствами, желаниями и мечтами(…) Основная цель — построить близкие отношения. Все начинается с взаимоотношений ребенка и родителя»(взято из оригинального текста). Если на то пошло, Гринспен слишком минимизирует диагнозы детей, не признавая при этом концепцию нейроразнообразия как единственно возможную для человечества, но его взгляды безусловно более гуманны чем взгляды основателя ABA.

Где же Floortime свернул не туда?

В соответствии с Гринспеном,

«Цели во Floortime достигаются при помощи трех ступеней, и все они должны сработать вместе, чтобы терапия Floortime была успешной. Вот они:

  1. Нужно следовать за инициативой ребенка и присоединяться к нему в его мире «

В первом шаге Floortime меня все устраивает. И думаю в реальном мире люди часто ограничиваются именно этим первым шагом. Так что если вы делаете Floortime неправильно и только присоединяетесь к ребенку, я на вашей стороне. В конце я еще раз вернусь к первому шагу, чтобы подчеркнуть его положительные стороны и показать, что мы можем взять из Floortime.

Но проблема конечно в том что сам Гринспен прилагал усилия чтобы донести до аудитории, что первый шаг сам по себе НЕ является сутью терапии Floortime, что он требует дальнейшего движения через шаги 2 и 3 —

«Теперь мы можем говорить о настоящей практике Floortime и ее структуре».

2. Вовлекать ребенка в совместное пространство, часто через установление препятствий,

3. Помогать ему освоить ступени развития и расширить их интересы.

«Мы не просто остаемся рядом в их мире и следуем за их действиями».

Вот где стройная теория Floortime сходит с рельс

NB! Я буду использовать в этом разделе слово стимминг, так как оно короткое и широко известное, однако я понимаю что многим людям с РАС оно неприятно и они не хотят его использовать.

«Следующий шаг Floortime, «препятствия»,можно использовать двумя разными способами. Одна — инициировать общение с ребенком, когда он вас игнорирует.  Второй — расширять сферу вашего взаимодействия, как только удастся завладеть его вниманием. В этом случае, вы решаете проблему избегания» (выделено мной)

Для детей с аутизмом в особенности, Гринспен устанавливает практически диктатуру нейротипичных социальных навыков в качестве целей развития. В ситуации когда ребенок просто хочет немного личного пространства, или глубоко погружен в приятную деятельность или свой интерес, Гринспен видит «проблему избегания».

В своей книге «Ребенок с особыми потребностями», которую я прочла несколько лет назад, Гринспен более детально рассматривает этот аспект философии Floortime. Хотя он не хочет изжить стимминг или другое «аутичное поведение», например хлопки, так как это делает ABA, он настаивает на том что такие виды поведения всегда должны использоваться для инициирования социальной игры. Он безапелляционно заявляет что детям с аутизмом нельзя позволять заниматься стиммингом в одиночестве, они фактически вообще не должны оставаться в одиночестве на более-менее продолжительный период времени — насколько это в человеческих силах ( речь идет об окружении ребенка) его постоянно нужно подталкивать к социальному взаимодействию.

Вот где моя критика Floortime может показаться чересчур сложной, тонкой и запутанной для не-аутистов, которые не попытались — а некоторые даже не хотели — сместить в своем сознании фокус с нейротипичных социальных навыков. Речь не о том, что Гринспен считал стимминг чем-то плохим, что нужно вытравить из ребенка — как это делал Ловаас — дело в том, что он считал, что если ребенок увлеченно занимается чем-то в одиночестве, это препятствует его развитию.

С официального сайта Floortime: : «Есть несколько разных способов обеспечить вашего ребенка с аутизмом «временем для простоя», отмечает доктор Гринспен: «Если ваш ребенок может почитать книгу, это замечательно, давайте ему такую возможность регулярно, если он может решить кроссворд — отлично, пусть займется этим во «время простоя», а затем сбалансируйте его режим в течении дня. Если ваш ребенок способен только к самостимулятивной игре ( самостимуляции) когда он натирает пятно на полу, выстраивает игрушки в ряд или бьется головой, такое времяпрепровождение следует минимизировать, так как оно деструктивно», — возражает доктор Гринспен.

Пример необъективности, вызванной нейротипичным взглядом на мир, приведенный выше, прекрасен. Смешать в одну кучу самоповреждение и удовольствие от выстраивания игрушек в ряд оскорбительно для детей с аутизмом — это упрощает их сложное поведение и эмоциональную жизнь до примитивной ерунды. А возвышение таких интересов как решение кросс-вордов, сборка паззлов или чтение — ничто иное как эйблизм, фанатичное следование анти-аутичной философии.

Я очень поддерживаю мнение Гринспена что атмосфера доверия и эмоциональной защищенности между ребенком с аутизмом и его близкими — основа его развития. Но к несчастью поскольку Гринспен просто не в состоянии заглянуть за пределы типичных сценариев социально-эмоциональных взаимоотношений и стандартов развития ребенка, его взгляд на то как достичь здоровых детско-родительских отношений и как поддержать развитие ребенка безусловно направлены против людей с аутизмом и контрпродуктивны.

Так что хотя Гринспен не призывает намеренно заглушать аутичное поведение, как это делают в ABA, это все равно происходит как серьезный и неизбежный побочный эффект Floortime, поскольку его модель «эмоционально здорового развития» исключает большинство форм аутичных взаимоотношений, эмоциональных проявлений, социальных навыков и поведения.

Говоря еще проще, самостоятельные занятия и параллельная игра, две основы благополучия аутичного ребенка, НЕ являются частью практики или философии Floortime. Параллельная игра разрешена только как краткий переходный период перед направленной интерактивной социальной игрой. Любая терапия, которая требует отмены нормальных здоровых занятий для ребенка с аутизмом не является ни уважительной, ни поддерживающей.

В чем иногда Floortime похож на ABA?

Поскольку модель детского развития, на которую опирается Гринспен, является нейронормативной, в некотором отношении она напоминает наиболее отвратительные аспекты ABA терапии, в которой традиционно «нормализация» является главной целью (практики ABA сейчас достаточно поумнели, чтобы избегать подобных терминов, но эта цель все еще очевидна).

Гринспен учит родителей использовать множество манипулятивных техник, которые позволяют «бросить вызов» ребенку — что на самом деле конечно означает заставить его использовать более нейротипичные социальные навыки, чтобы получить то, что ему нужно.

«Иногда мы можем начать взаимодействие с того, что как мы знаем доставляет ребенку удовольствие, особенно это касается физической активности, щекотка или катание на шее. дети любят кататься у папы на шее и много двигаться. Но затем, как нам заставить ребенка сделать что-то для нас? Как только он оказывается у папы на плечах он должен жестом или звуком показать что лошадка должна тронуться или что он хочет чтобы самолетик полетел. Мы ставим препятствие чтобы ребенок проявил инициативу».

Среди манипулятивных техник, которые он рекомендует — «игра в   дурачка», чтобы подтолкнуть ребенка к использованию более нейротипичной социальной коммуникации.

«Теперь у нас есть разделенное внимание, вовлеченность, намеренные действия и некоторый пример решения поставленных задач: реальное мышление. Слова «грузовичок-грузовичок-поехали» часто за этим следуют. Но нужно сделать еще больше. Мы начинаем давать ему выбор, расширяя игру «Ты хочешь поехать в туннель или в домик»? Он говорит «у до», что значит домик и указывает. Мы «играем в  дурачка» — еще одно препятствие  — и спрашиваем хочет ли он поехать в домик или нам на голову. Он смеется и снова указывает на домик».

И конечно центральный принцип Floortime — третья ступень — использовать интересы ребенка чтобы подтолкнуть его к «достижению мастерства на ступенях развития», разумеется имеется в виду нейротипичное развитие. В ABA интересы ребенка могут эксплуатировать более жестко, но Floortime также использует эту манипулятивную практику, в которой интересы ребенка используют как рычаги давления для того чтобы ребенок с аутизмом более успешно имитировал нейротипичные социальные навыки.

«Если ребенок хочет пройти в дверь, мы не ограничиваемся одним коммуникативным обменом, мы превращаем это в 10-ти ступенчатое взаимодействие. «Мама не может открыть, попроси папу». Ребенок обращается к папе, но у того тоже проблемы. «Ты мне покажешь? мне повернуть ручку или толкнуть?» И ребенок показывает. Ребенок может издать звук, чтобы дверь открылась и так далее, до тех пор пока вы не наберете 10 кругов коммуникации вместо одной просьбы открыть дверь».

Такая игра в дурачка и манипулирование ребенком с целью «расширить» его коммуникацию — один из приемов, который он считает особенно важным для детей с аутизмом, которые, как он считает, испытывают наибольшие трудности с поддержанием длинных цепочек социального взаимодействия. Это также является нейронорматизацией, поскольку обесценивает естественные коммуникативные способности и потребности ребенка — донести мысль при помощи минимального количества слов и жестов, чтобы упростить социальное взаимодействие и сохранить внутренние ресурсы.

Но, что еще хуже, я считаю что это к сожалению подрывает поставленную цель построить доверительные взаимоотношения между родителем и ребенком. Намеренное разочарование ребенка не способствует доверию, совсем наоборот. И я верю что Гринспен крайне недооценивал способность маленьких детей с аутизмом распознавать, когда ими манипулируют, когда родители «играют в дурачка» и когда они притворяются что играют с ними и «входят в мир ребенка», когда на самом деле едва скрывают свою главную цель — подтолкнуть его «развитие».

«Мы всегда стараемся расширить возможности ребенка в рамках текущей стадии развития — укрепить и расширить текущие навыки и подвести его к следующей стадии. Если они немного произвольны — мы хотим чтобы они совершали произвольные действия очень часто. Если они могут открыть и закрыть 3-4 круга коммуникации ( вперед и назад, при помощи слов и жестов) мы хотим довести их число до семи, восьми а затем 10, 20 и так пока не дойдем до 50-ти».

«Гринспен — Floortime на все времена»

Чему учатся дети когда их постоянно толкают учиться все большему и большему? Тому, что в глазах родителей они никогда не будут достаточно хороши.

Спросите меня, откуда я знаю

Хотя мне стыдно говорить об этом, мое жесткое выступление против Floortime вызвано тем что я на личном опыте узнала, сколько вреда может причинить терапия. Несколько лет назад по совету эрготерапевта я не только прочитала одну из книг Гринспена, но и заплатила 100$  за онлайн-курс ( пожалуйста, не покупайтесь на эту ужасающую ерунду, состоящую из серии плохо снятых видео, содержание которых вы можете легко и бесплатно узнать в другом месте).

Я старалась заниматься Floortime  с сыном дома, но не долго, так как хотя ему еще было 3 года с небольшим, он очень быстро раскусил мою схему и перестал играть со мной. Мне потребовалось много времени чтобы восстановить доверие, которая подорвала когда стала использовать каждую возможность поиграть с ним как терапевтическую сессию — и, что еще хуже, у него не было шанса поиграть одному, чтобы я не вторгалась постоянно в его дела.

И не будем говорить о том, насколько сильно меня, человека с аутизмом, истощала необходимость быть социально активной в течении целого дня. Если для меня, взрослого человека, с огромным опытом притворства в мире нейротипиков, это было тяжело, мне трудно представить насколько тяжело это было для аутичного малыша.

Что полезного мы можем почерпнуть во Floortime?

Однако, как я уже отмечала, во Floortime есть несколько позитивных и в некотором смысле полезных моментов, которые можно обособленно использовать.

Все родители детей с аутизмом только выиграют если сосредоточатся на построении доверительных взаимоотношений со своими детьми — установят и укрепят эмоциональные связи и чувство безопасности. Если родители только получили диагноз, смущены и перегружены вопросами и информацией, думаю построение этих отношений может стать своего рода путеводным маяком в их семейно жизни на данный период. Если родители не уверены как действовать и справляться с проблемами терапии и образования для своего ребенка и так далее, я думаю им будет лучше взять паузу и просто сосредоточиться на том, чтобы ребенок доверял им и чувствовал себя рядом с ними в безопасности.

Если бы мне можно было стать Floortime-нонкоформистом и ослушаться Гринспена, проигнорировав шаги 2 и 3, я бы могла рекомендовать первый шаг Floortime как терапевтическую практику для родителей детей с РАС. В некоторых моментах на страницах своих книг и видео Гринспен почти поэтически рассуждает,уговаривая нейротипичных родителей присоединиться к ребенку, описывая то, что на первый взгляд кажется «чепухой» как что-то безусловно значимое для ребенка.

Дальнейшие цели — использование интересов ребенка с целью продвижения терапевтического вмешательства, не верна, но сам способ достижения этих целей должен быть целью сам по себе: присоединяйтесь если ребенок позволяет. Не все время, не против его воли, но постепенно и пытаясь увидеть то, что они видят, услышать то, что слышат, почувствовать то, что чувствуют, принять то, что они любят, это того стоит. Если вы нейротипик, вероятнее всего вы никогда до конца не поймете что так притягивает его в бахроме на покрывале, или вращении потолочного вентилятора, но если вы попытаетесь, ребенок увидит что то, что имеет для него значение … значимо. Это не глупости, не плохо, не ерунда. И это краеугольный камень доверительных отношений с ребенком. Если говорить о людях с аутизмом, если то, что мы любим так глубоко, находит отклик у людей, которые для нас значимы, это одна из лучших и основных форм поддержки, на которую мы можем рассчитывать.

 

Добавить комментарий