75 советов и стратегий, которые помогут накормить ребенка
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.arktherapeutic.com/blog/post/2809
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста
Если вы хотите стать специалистом по кормлению, мой лучший вам совет — впитывайте знания везде, где только можно. Посещайте курсы и мастер-классы, читайте все статьи, которые сможете найти, обсуждайте разные случаи с коллегами, включайтесь в профессиональные группы в социальных сетях, читайте блоги, наблюдайте за работой других специалистов, а самое главное — постоянно учитесь у детей, с которыми работаете. Дети — ваши главные учителя.
Проблемы с питанием и кормлением всегда комплексные, так что ваша задача — собрать максимум информации из всех возможных источников, но помните, что далеко не все может подойти ребенку, с которым вы работаете. За последние 35 лет я много раз слышала от разных специалистов что только их путь в этом направлении единственно верный. Но, хотя это неимоверно бы облегчило мою работу, за все эти годы я так и не смогла использовать ни одну из известных мне методик «строго по инструкции». Каждый ребенок уникален, так что ваша задача привести программу вмешательства в соответствии с его потребностями.
Давным-давно свекр дал мне совет, который я пронесла через всю жизнь — внимательно слушай все предложения и советы, но делай только так, как считаешь нужным. Следовательно, нужно постараться набить вашу «кладовую» трюками и фокусами, приемами из самых разных подходов и техник, а затем решать что из этого подойдет в каждой конкретной ситуации.
Дорогие родители. Если вас беспокоит то, как ваш ребенок ест, самое лучшее — найти опытного специалиста в этой области, который сумеет изучить проблему всесторонне и построить программу помощи. Ни одна статья не может считаться полноценной альтернативой грамотному индивидуально подобранному вмешательству под руководством специалиста. Зуб даю — это так! Но мы приложим все усилия, чтобы вашим детям было чем занять свои зубы 🙂
Ниже вы найдете несколько советов и приемов, которые я использовала со своими клиентами в процессе терапии. Искренне надеюсь, что вашим подопечным они также будут полезны.
Общие советы
- Всесторонне изучите проблему. Первое, что следует выяснить — возможно ли, что ребенок отказывается от еды по каким-то медицинским причинам, поэтому обсудите проблему с педиатрами, изучите медицинскую карту, запросите дополнительные анализы и данные, если это необходимо. Есть ли у ребенка проблемы с пищеварением? Изжога? Если да, то с этим нужно работать в первую очередь. Я не рекомендую начинать какое-либо другое вмешательство до тех пор пока не будут решены все проблемы со здоровьем, т.к. в противном случае это может привести к дополнительным проблемам. Не забудьте, кроме всего прочего, показать ребенка стоматологу, чтобы исключить проблемы с зубами и деснами.
- Проконсультируйтесь с другими специалистами: диетологом, физическим терапевтом, который может подсказать, как правильно посадить ребенка, эрготерапевтом и т.д. Проблемы с питанием как никакие другие требуют командного подхода.
- Постарайтесь понять первопричину того, почему ребенок отказывается есть, и начните с нее. Это связано с проблемами орально/моторных мышц или особенностями сенсорного восприятия? это сенсорная защита? неприятие определенной текстуры пищи? Возможно ребенок не прошел еще оральную фазу развития? и т.д.
- Самое главное — установка доверительных отношений. Оцените ситуацию — если во время первой сессии ребенок чувствует себя не в своей тарелке, преосто поговорите, поиграйте, покажите что с вами будет весело. Очень важно чтобы ребенок чувствовал себя с вами комфортно. Чтобы установить контакт может потребоваться не одно занятие.
- Сохраняйте спокойствие и поддерживайте ребенка во всем. Многие дети крайне чувствительны к любой форме фрустрации, чрезмерной активности и напористости со стороны терапевта и т.д. , так что тщательно отслеживайте, какие эмоции вы транслируете. Работайте над тем, чтобы во время сессии возникало минимальное количество стрессовых ситуаций, будьте спокойны, терпеливы и всеми силами старайтесь показать ребенку что вам не все равно.
- Никогда не заставляйте ребенка пробовать, откусывать или лизать что бы то ни было через силу. Это недопустимо.
- Проявляйте гибкость и будьте готовы моментально подстроиться под ребенка. Если ему понравилась эта кукла — супер, используем ее во время занятия. Покормим куклу, а теперь пусть кукла покормит меня, а теперь кукла и тебя покормит. Что куклы любят кушать? и т.д. Тот же совет работает и в области речевой терапии. Используйте интересы ребенка, чтобы добиться нужного вам результата.
- Включайте в работу родителей — им предстоит продолжать вашу работу дома.
- Не оставляйте без внимание никого, кто поддерживает непосредственный контакт с ребенком (теть, дядь, сестер и братьев, бабушек и дедушек, друзей, поведенческих терапевтов и т.д.). Лучших результатов мы достигаем, когда используем каждый подходящий момент для терапевтического вмешательства. Чем больше будет таких моментов — тем лучше.
- Помните о том, что часто от еды ребенок отказывается из-за самого настоящего страха. Уважайте его чувства.
- Следуйте за инициативой ребенка. Если он любит картофельные чипсы — отлично! Начнем работу с чипсов. Если он явно не доволен, отталкивает ложку с едой, отворачивается — прекращайте и переключитесь на какую-то другую задачу. Важно переключиться или прекратить вмешательство ДО того как ваш клиент перегрузится.
Кусание и жевание
Прежде чем кормить:
- Введите постоянные ритуалы. Перед началом терапии ребенок должен обязательно помыть руки. У меня в кухне висит пошаговое визуальное расписание: открыть кран, взять немного жидкого мыла, вымыть руки, оторвать бумажное полотенце, вытереть руки, выбросить полотенце, сесть за стол. Рутина помогает ребенку подготовиться к тому, что его ждет, чувствовать себя увереннее и притупляет «страх неизвестного». Также это помогает дополнительно закрепить умение следовать инструкциям, выполнять последовательность действий и помогает почувствовать себя более самостоятельными.
- Убедитесь что ребенок понимает такие слова как откуси, жуй и т.д. Когда вы показываете ему, как откусывать, убедитесь что он видит и понимает, что конкретно вы подразумеваете. Знание «спецтерминов» поможет ребенку, когда вы будете учить его жевать и откусывать. Не пренебрегайте необходимостью расшифровать для него эти понятия.
- Если необходимо, начните с изучения игрушечных продуктов.
- Пустите ребенка в кухню. Если он примет участие в приготовлении еды ( выполнит хотя бы небольшое задание, например принесет тарелку на стол), это повысит вероятность того, что он хотя бы попробует приготовленное. Но даже если нет, само взаимодействие с пищей может считаться шагом на пути к успеху.
- Прежде чем кормить сделайте несколько упражнений на сенсорную стимуляцию, таких как сенсорные игры, игры с сенсорными досками ( специальные доски с различными текстурами, которые изучают наощупь — прим.переводчика), стимуляция губ и ротовой полости, языка и щек при помощи специальных зондов и т.д.
- Приучайте ребенка жевать/обсасывать специальные зонды, такие как Textual Grabber и/или Y-Chew. В ситуации, когда ребенок не смог нормально пройти через оральную фазу развития, такие приспособления особенно полезны при вводе в рацион пищи с новыми вкусами, или необычной текстурой, кроме того дети могут учиться исследовать различные формы приспособлений при помощи языка, получают необходимые сенсорные ощущения и т.д. Чуть позже попробуйте обмакнуть эти штуки в жидкую пищу.
- Если у ребенка повышена чувствительность в теле, прежде всего нужно начинать работу с телом, и только потом переключаться на оральную область. В этом вопросе будет неоценима помощь эрготерапевта. Ребенку могут порекомендовать прыгать или раскачиваться на качелях, прежде чем приступать к терапии; попробовать тяжелый жилет, различные сенсорные игры, устройства с вибрацией и т.д., чтобы отрегулировать сенсорные системы. После такой работы дети обычно с большей охотой пробуют новую пищу.
Как представить продукты
- Используйте формочки для печенья, чтобы вырезать из еды разные фигуры. Пусть ребенок вам поможет.
- Используйте тарелки с разделениями для детей, которым не нравится когда продукты на их тарелке соприкасаются. Новые продукты кладите в отдельную «ячейку». Ребенку не обязательно их пробовать, достаточно того что он просто позволит непонятной еде находиться рядом с привычной пищей.
- Давайте продуктам забавные названия типа «банановая флотилия» или «сельдерейный меч».
- Обязательно пробуйте сами то, что предлагаете ребенку, чтобы убедиться что это действительно вкусно.
- Макайте. Дайте ребенку что-то вкусное и попробуйте обмакнуть вкусняшку во что-то новое. Даже если удастся обмакнуть только кончик — это уже хорошо.
- Используйте неглубокие ложки, которые легко освободить от пищи. Также будет лучше если эти ложки будут меньше обычных, чтобы не создавалось ощущение что вы предлагаете огромный кусище — это ложка, не половник. Наша специальная ложка для кормления создавалась как раз с учетом этих соображений.
- Используйте правильную технику кормления с ложки
- Прежде чем использовать любые приспособления, расскажите о них ребенку, дайте потрогать, покрутить в руках и привыкнуть к их виду.
- Используйте прозрачные чашки/бутылочки, чтобы прежде чем глотнуть, ребенок мог увидеть что внутри — это может снизить уровень стресса
- Если ребенок не хочет есть ложкой — используйте все, что ему понравится: пальцы, специальные зонды ( Grabber, Z-Vibe, Animal Tip — специальные палочки для терапевтического кормления, производства компании ARK — прим. переводчика), ломтики моркови, тянучку и т.д. Иногда то, что выглядит иначе, пугает меньше чем традиционные ложки и вилки
- Если ребенок не хочет есть из тарелки, переложите еду в чашку, или ПРЯМО на стол/подставку у детского стульчика. Попробуйте поставить все с ног на голову.
Кормление
- Убедитесь что ноги ребенка достают до пола, а спина удобно опирается на спинку стула, проконсультируйтесь с эрготерапевтом по поводу правильного позиционирования во время приема пищи, если в этом есть необходимость.
- Используйте продукты, которые ребенок уже успел полюбить, в качестве «мостика» к чему-то новому. Например если ему нравится яблочное пюре, капните немного на крекер. Велика вероятность, что он рискнет его попробовать, или хотя бы облизать.
- Вносите крошечные изменения в уже привычные блюда. Он любит морковку? попробуйте нарезать ее очень тонко, или по-новому подать. Любит крекеры? попробуйте чуть-чуть присыпать их не слишком острыми специями. Используйте тот же продукт, но другой марки, или другой формы. Используйте различные приправы. И так далее. Люди в большинстве своем не в восторге от изменений, и дети не исключение, поэтому делайте все как можно более плавно.
- Там, где это возможно, позвольте ребенку самому выбирать. Пусть сам решает, какую ложку выбрать, попить сока или воды, три раза коснуться губами яблока или один раз его лизнуть и т.д. Выбор из двух вариантов — оптимальное решение, достаточно, чтобы учесть предпочтения, и не слишком много, чтобы вызвать перегрузку.
- В процессе вмешательства, убедитесь что проговариваете для ребенка все что вы делаете и почему. Понимание последовательности действий и хода событий сильно снижает тревожность.
- Новые продукты пробуйте во время перекусов, а не основных приемов пищи, когда не так важно «доесть все до конца»
- Пробуйте еду вместе с ребенком, дети часто учатся на чужом примере. Можно также покормить игрушку или домашнего питомца.
- Отдыхайте между каждым укусом или глотком. Переведите дыхание, досчитайте до трех, глотните воды — снова откусываем.
- Позвольте покормить вас, маму, бабушку и т.д.
- Попробуйте сами прожевать то, что предлагаете ребенку, чтобы оценить сколько раз вам придется подвигать челюстями. После этого вы сможете отсчитывать, сколько раз ребенок должен будет пережевать предложенный кусок, или жевать под ритмичную песенку. Это поможет, если дети жуют слишком быстро или глотают не жуя. В идеале вы должны добиться от ребенка систематического ритмичного пережевывания пищи.
- Не бойтесь беспорядка. Некоторые мои клиенты просто приносят с собой смену одежды.
- Попросите родителей не кидаться вытирать стол, лицо и руки ребенка до тех пор, пока он не закончит есть
- Сведите давление к минимуму, пусть ребенок понимает, что если ему что-то не нравится — вы не будете настаивать
- Если ребенок не хочет что-то пробовать — все в порядке. Пусть положит еду, которая не пришлась ему по вкусу, в специальную коробку под названием » НЕТ» и вы просто забудете об этом. Максимум, о чем вы можете попросить — прикоснуться к этому продукту, когда он будет переносить его со своей тарелки.
- Научите ребенка как он может вытолкнуть невкусный кусок изо рта языком или при помощи пальцев. Если ребенок будет точно уверен, что сможет «отступить» в любой момент, он с большей охотой будет пробовать что-то новое.
- Скажите ребенку ни в коем случае НЕ ПРОБОВАТЬ то, что вы предлагаете (реверсивная психология). Попробуйте так «давай-ка ты только прикоснешься к этому крекеру губами? ни в коем случае не кусай, только прикоснись». И, о чудо, ваш малыш откусывает кусочек. Тогда я начинаю нарочито возмущаться: «О нет! Ты не должен был кусать, только прикоснуться зубами, обожемой, что же теперь будет». Малыш хихикает, он доволен и это прекрасно. Теперь я понимаю, как сделать так чтобы он решился что-то попробовать. Большинство детей, с которыми я работала, достигали успеха как только удавалось выяснить, что может их мотивировать.
- Если речь идет о тех видах пищи, которые беспокоят ребенка, первое что нужно сделать — помочь ему освоиться и перестать бояться незнакомой или неприятной еды. Эта задача не терпит спешки. Я обычно ввожу «целевой» продукт через игру — кладу его перед ребенком и разрешаю мять его и трогать, размазывать, растирать по столу, рисовать при помощи пищи и т.д. Возможно для того, чтобы начать игру потребуется ваша помощь и пример. Будет бардак — ничего страшного! Возможно в финале ребенок согласится попробовать или даже съест то, с чем вы играли, что конечно будет прекрасно, но основная цель — научить его играть с едой, переживать новый сенсорный опыт, и сохранять спокойствие, когда рядом еда, которая его так тревожила раньше.
- Используйте элемент неожиданности. Однажды я просто взяла и опрокинула стаканчик йогурта на стол ( см.фото ниже). Ребенка настолько удивило что 1) я вообще решилась это сделать 2) с этим можно поиграть, а не есть , что в итоге он согласился попробовать йогурт впервые за день. Мне удалось перевернуть ( буквально) его отношение к йогурту, и в итоге он с большей охотой начал пробовать новое.
- Просто играйте с едой без какого либо упоминания о том, что ее надо в итоге съесть. Пусть ребенок освоится с продуктами в процессе приятной и спокойной деятельности. Обсуждайте, трогайте, дуйте, нюхайте и разглядывайте. Если ребенок не хочет трогать — все нормально, в игре можно задействовать вилку, кусочек моркови или сельдерея. И т.д.
- Предложите ребенку подуть на еду так, чтобы она двигалась по столу — любое взаимодействие с продуктами это уже прогресс. Пусть попробует подуть через трубочку, макаронину или кусок тянучки, пустой внутри.
- Чересчур тревожные дети могут отказываться даже находиться в одной комнате с продуктом, который не любят. Спустя какое-то время вы можете постепенно передвигать тарелку в дверной проем, на стол, класть кусочек на тарелку ребенка и т.д. Через какое-то время он может согласиться потрогать или лизнуть, потом сумеет задержать кусочек во рту на какое-то время и выплюнуть. Наконец, когда ребенок достаточно освоится, возможно он согласится разжевать кусочек или даже проглотить. Дайте себе и ребенку время, этот процесс может растянуться надоооолго, не стоит спешить.
- Детям у которых чрезмерно чувствительна ротовая полость, рекомендуется делать массаж языка перед приемом пищи и в течение дня. Работайте над нормализацией чувствительности в этой области.
- Поробуйте массаж при помощи Z-Vibe (зонд ARK с эффектом вибрации — прим.переводчика). Его мягкая вибрация поможет «разбудить» ротовую полость. Иногда совсем легкое вмешательство помогает ребенку вспомнить, где находятся его губы, каков вкус пищи и т.д. Вибрация также поможет десенсибилизировать слишком чувствительных детей.
- Детям, которые плохо владеют своим телом, будет полезно кушать перед зеркалом. Это поможет им лучше понять что происходит. Намажьте йогуртом, вареньем или шоколадной пастой их щеки и пусть слизывают перед зеркалом ( кроме того это очень полезно для развития оральной мускулатуры). Превратите все в игру! Предложите родителям сменить пасту, зубную щетку и сам способ чистки зубов. К примеру, если раньше ребенок сперва чистил левую сторону, попросите его начать с правой. Ваша цель — максимально разнообразить ощущения в этой области.
- Положите «жевалки» на какое-то время в морозилку. Холод поможет ребенку лучше сконцентрироваться на процессе.
- Используйте «жевалки» вместо ложек. Это поможет ввести новые текстуры пищи, попрактиковаться в жевании и кусании, и подготовиться к настоящей еде.
- Будьте внимательны к тому, что вы оставляете рядом с ребенком с задержкой развития, в т.ч. орально-моторного. Такие дети могут пока быть не в состоянии распознать например съедобное, и то, что есть нельзя.
- Оцените, насколько развиты орально-моторные навыки ребенка. Если его навыки соответствуют 8-ми месячному возрасту, отталкивайтесь от этого. Основной орально-моторный навык, который вам нужно вызвать, если вы работаете над тем, чтобы ребенок научился есть — умение двигать языком из стороны в сторону. Также ребенок должен уметь держать губы сомкнутыми, сжимать челюсти, раскрывать рот в соответствии с размером куска, который он хочет откусить, поднимать кончик языка, поднимать корень языка, зачерпывать пищу языком и т.д.
- В процессе кормления старайтесь класть еду в разные части рта и к разным щекам ( не только на язык). Это делается для того чтобы ребенок начал ощупывать рот языком.
- Подойдите к процессу творчески, или, как я люблю говорить, применимо к своей области деятельности «шагните за пределы тарелки». Обратитесь за идеями к сайту pinterest, там вы найдете огромное количество способов поиграть с едой. Сделайте зефирного человечка. Поиграйте в крестики нолики или лото, используя еду вместо фишек. Разыграйте спектакль, где печеньки будут прыгать в бассейн с йогуртом, чтобы поплавать. И т.д.
И еще кое что:
- Откажитесь от чашек-непроливаек — сразу переходите на питье через соломинку, это гораздо лучше развивает полость рта. Лучше всего, если соломинка будет со специальным блокиратором для губ (специальная насадка на трубочку, которая мешает заглотить ее и не дает ее грызть — прим.переводчика).
- Когда будете учить ребенка пить из чашки, если справиться с обычным напитком ему будет пока трудно, попробуйте намазать края чашки жидким детским питанием, или налейте немного детского пюре и предложите отпить.
- Попросите родителей вести дневник питания, записывать все что ребенок съел и выпил на протяжении 3-5 дней. Пусть также отмечают количество съеденного и все сопутствующие проблемы, чтобы вы могли максимально оценить ситуацию.
- Изучите вкусы членов семьи — если мама не любит лапшу, скорее всего дети ей тоже не обрадуются. Я ненавижу кофе и грибы — мои дети, как вы догадались, все это тоже не любят. Некоторые вкусовые предпочтения передаются по наследству.
- Дети, которых кормят через носовую трубку, все равно нуждаются в том чтобы кусать и жевать. Если ребенок когда-либо ел сам, продолжайте стимулировать его язык, щеки и область рта. Давайте ему «жевалки», когда он получает питание через нос.
- Пусть обстановка во время сессий будет спокойной и расслабляющей. Некоторым детям понравится сидеть на полу, другим за кухонным столом или детским столиком, третьим — в другой части дома или в саду. Кухня может вызывать у многих автоматическое чувство тревоги, так что будьте внимательны к окружающей обстановке. Будет полезно, если вы сведете количество потенциальных источников беспокойства в комнате к минимуму.
- Используйте зеркало, чтобы ребенок мог получить обратную связь. Но помните, что многих детей это может напугать или расстроить.
- Несколько слов о рефлюксе — я знаю случаи, когда родители переставали давать своим детям лекарства, не получив предварительно консультации у лечащего врача. Чаще всего это происходило между 2-3 годами, поскольку казалось что симптомы проблемы полностью исчезли. Но проблемы с кормлением начинались или даже не прекращались. Так что постоянно повторяйте что прежде чем что-то менять в лечении, родители ваших клиентов должны получить консультацию у врача.
- Если после первой попытки ребенок не захотел попробовать предложенное — продолжайте. Иногда требуется 8-10 сессий, чтобы ребенок только согласился дотронуться до какого-то продукта.
- Все время помните, что это нормально — не любить какую-то еду. Я не ем грибы, поскольку мне не нравится их текстура. От запаха кофе у меня болит голова. И я держусь подальше от сахарной пудры, т.к. непременно вдохну ее и начнется кашель. Это на 100% нормально. Попробуйте отыскать человека, которому придется по вкусу каждое блюдо на земле. Так что если вам никак не удается заставить ребенка съесть тыквенное пюре — ничего страшного. Ваша задача не сделать его всеядным, а расширить его рацион настолько, чтобы он был здоровым и полноценным.
- Не забывайте хвалить, хвалить и еще раз хвалить. Используйте подкрепления, значимые для ребенка. Покажите что вы в восторге от каждой, даже самой крошечной его победы.
- Ждите неожиданностей. События редко развиваются согласно нашему плану, но вы справитесь.
Чтобы решить проблему с приемами пищи может потребоваться много времени. Это не забег на короткую дистанцию, а длинный марафон. Так что держитесь. В терапии кормления нет единственно верного пути. Путь каждого уникален. К детям не прилагаются инструкции, так что будьте готовы пробовать и ошибаться, и снова пробовать. Применяйте дедукцию, ищите корень проблемы. Доверяйте своим инстинктам. Прислушивайтесь к родителям ваших клиентов. Слушайте самих детей и позвольте им помочь вам. Подойдите к проблеме творчески, и не забудьте получать удовольствие от процесса!