Дети с аутизмом — учим рисовать

Дети с аутизмом — учим рисовать

Автор Джиллиан Дж. Фурнис (Gillian J. Furniss)

Перевод: Мария Горенская

Редакторы: Елена Корзникова, Юлианна Изотова, Марина Лелюхина

Оригинал: http://www.davisart.com/Portal/SchoolArts/articles/MIN_Autism506.pdf

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В США растёт число детей с диагнозом «аутизм». Аутизм — это первазивное нарушение развития (ПНР), затрагивающее важные области развития — социальное общение, межличностные отношения и игры с использованием воображения.

Аутизмом так же называют расстройства аутистического спектра (РАС). Некоторые дети-аутисты мутичны, другие обладают неразвитой или специфической речью. Многие из них гиперчувствительны к сенсорной информации, такой как звуки, зрительные образы, тактильные ощущения. Обучая детей с аутизмом рисованию, нужно сфокусироваться на том, что у каждого ребёнка есть потенциал для творчества, а занятия изобразительным искусством очень важны для развития мозга.

Выдающиеся способности

При всей выраженности нарушений, очень важно делать акцент на исключительных способностях некоторых детей с аутизмом. Например, портрет отца (справа) нарисован Джессикой Парк и представлен в книге Клэр Клейборн Парк («Покидая Нирвану», 2001, опубликована издательством «Бэк Бэй Букс»), в которой говорится о развитии её дочери с аутизмом.

Безымянный

Очень немногие дети с аутизмом способны демонстрировать хорошо развитые визуально-пространственные навыки и навыки зрительной памяти во время творчества. Свои любимые объекты – здания или животных – они могут воспроизвести спонтанно, со множеством деталей, с разных точек с учётом перспективы. Также дети с аутизмом показывают повторяющееся поведение, создавая множество идентичных рисунков. Это стоит поддерживать, так как они находят это занятие приятным и интересным.

Индивидуальные потребности

Уроки творчества должны учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка с аутизмом. Учитель рисования должен поощрять ребёнка к творчеству, в котором инициатором является сам ребёнок так, чтобы он показал свою визуальную заинтересованность и любимый вид творчества. Детям с аутизмом нужно давать визуальные подсказки, например, фотографии их любимых объектов. Многие дети любят рисовать, используя бумагу с карандашами или ручкой, потому что для этого требуется низкий порог обработки сенсорной информации. Дети с аутизмом впоследствии могут перейти на пластичные материалы, такие как пластилин, или рельефное письмо, такое как темпера.

Уроки творчества, направленные на деятельность, не вызывающую интереса у ребёнка, могут вызвать у него неподобающее поведение. Это может быть связано с тем, что обработка новой сенсорной информации подавляет его. Родители должны рассказать о предпочтениях своих детей, чтобы можно было поощрять то, чему они учатся.

Идеальным вариантов работы будет работа один на один ученика и преподавателя с помощью помощника. Продолжительность такого арт-класса должна быть около 30 минут, так как концентрация внимания у детей может быть непродолжительна.

Ребёнка с аутизмом можно вводить в новый для него творческий процесс, используя процедуру обучения «шаг за шагом», когда учитель с помощью моделирования или физических подсказок направляет ребенка на выполнение нужного поведения (формирование поведения).

Только тогда, когда в нужном поведении достигнуто мастерство, учитель может перейти к новой, или чуть более сложной задаче.

Учитель может дать подсказку ребёнку с аутизмом — предложить ему цветные мелки, или дать устную подсказку, сказав – «Нарисуй». Ребенка с аутизмом рекомендуется достаточно часто поощрять в течение длительного времени. Учитель может сказать – «Отличная работа» и предложить ребёнку новый лист бумаги, когда ребенок завершит рисунок.

Устройство класса

Лучше всего, если у каждого ребёнка будут его собственные материалы для работы. Дети с аутизмом могут сообщить о своих потребностях с помощью невербальной коммуникации, например, использовать руку учителя, чтобы получить что-то. Учитель может стимулировать ребенка к использованию речи во время художественного процесса. Учитель может спросить ребёнка — «Какого цвета этот карандаш?». И если ребёнок ответит правильно, похвалить его. Если же ребёнок не отвечает, то учитель может дать подсказку «Скажи – красный карандаш», а потом, после правильного ответа – похвалить.

Comments are closed.