Игнорирование нежелательного поведения

Игнорирование нежелательного поведения

Оригинал: http://www.autism-help.org/story-ignoring-autism.htm

Переводчик: Лелюхина Марина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Ничегонеделание — самая тяжелая работа на земле. От нее невозможно отдохнуть.

Неизвестный автор

«Игнорирование — гадость». Так некий молодой человек с расстройством аутистического спектра охарактеризовал первые попытки его родителей игнорировать нежелательное поведение. Игнорирование —  конечно не  «ничегонеделание» в чистом виде, но что-то близкое к этому. Но прежде чем мы продолжим, вот несколько причин, по которым многим родителям детей с аутизмом идея игнорировать нежелательное поведение ребенка категорически не нравится:

1. Эй, у него аутизм! Вы заыбли? Еще недавно он даже не смотрел в мою сторону, а сейчас вы предлагаете мне его игнорировать?!

2. Я уже пробовал(а), с ним это не работает.

3. Я хочу общаться со своим ребенком. Все, что он делает, требует моей реакции.

Может быть вы ни о чем таком никогда и не думали, но я регулярно слышу от многих родителей подобные аргументы. И у них есть основания сомневаться. Игнорировать ребенка с аутизмом не просто. Иногда это кажется просто подлостью по отношению к нему. Но нам не следует забывать, что наше внимание  может быть замечательным поощрением, подкрепляющим   нежелательное поведение. Конечно, так бывает не всегда. Но чаще всего дети воспринимают все, что мы говорим и делаем в ответ на их действия, как некую форму одобрения.

Из этого следует простое правило: если вам нравится поведение вашего ребенка — уделите ему внимание, если нет — игнорируйте.

Прежде чем вы начнете строчить в ответ едкие комментарии, позвольте сказать что далеко не любое поведение нужно игнорировать. Если ребенок дерется — это нельзя игнорировать, такое поведение требует закономерных последствий. Если ребенок ломает и крушит все вокруг — рано или поздно нам придется перестать его игнорировать,  чтобы каким-то образом вернуть все на место, либо обеспечить закономерные последствия. Самоповреждение ни в коем случае нельзя игнорировать. Если человек наносит себе серьезные повреждения, это требует вмешательства специалиста. Опасное поведение нужно прекращать! Здесь  двух мнений быть не может.

И все же  есть  масса случаев, когда мы можем и должны  игнорировать поведение ребенка. Сюда входят почти все случаи истерик, приступы плача или смеха без причины, провокации и баловство, навязчивые вопросы и множество других вариантов поведения, типичного для детей.

И как же это делать? — спросите вы. Отличный вопрос!

Из ИПрежИ всеЧто значит игнорировать

Давайте разберемся, что  значит игнорирование. Специалисты центра изучения аутизма имени Judevine  называют этот процесс «активным игнорированием» и дают ему следующее определение: «не смотреть и не уделять внимание человеку, если он ведет себя неподобающим образом». Я бы добавил, что игнорировать — значит не смотреть, не реагировать, не говорить и не прикасаться к тому, кто делает что-то, что нам не нравится. Реакция не обязательно может быть вербальной, это может быть едва уловимое, инстинктивное движение бровями, выражение лица, движение тела и т.д. Фокус в том, чтобы ребенок понял, что вы реагируете на его поступки по-разному. Если он делает все правильно — вы с ума сходите от радости и все ваше внимание направлено на него, если происходит нежелательное поведение — вы ничего не делаете.

Это не всегда легко. Трудно не рассмеяться, когда ваша дочка  ухает как сова, поглядывая на вас искоса ( как это делает моя маленькая Мэллори ). Я стараюсь держать себя  в руках — но это Ухху было последним! Не менее трудно было не реагировать, когда взрослый аутист угрожал выбить окно. Это случилось с моим другом Эрлом, и тогда я просто ответил, что он может делать все, что хочет, но без окна в комнате будет холодновато, а он положил деревянную вешалку, которой размахивал, и мы смогли поговорить. Слава Богу, была зима.

Но, так или иначе, нам необходимо научиться контролировать свои реакции. Возможность посмеяться или выйти из себя представиться позже, а пока вот несколько способов, которые помогут вам проигнорировать нежелательное поведение ( и помните, мы игнорируем поведение, а не человека, человека мы любим).

Сделайте вид, что ничего не случилось

Продолжайте вести себя так, как будто ничего не случилось. «Крик? А что, кто-то кричал?» Отойдите, если ваш ребенок впал в истерику в супермаркете. Просто постойте в сторонке. Тут конечно вам понадобится по-настоящему железная воля, потому что все без исключения «хорошие родители»  будут на вас смотреть так, как будто вы кого-то убили.

Проявите твердость. Вы знаете, что делаете. Это запланированная акция. Если вас очень беспокоит,  что  другие люди на вас пялятся, распечатайте про запас специальные карточки с примерно таким текстом: «Я вижу что вы уставились на моего ребенка. Мы это заметили. Да, он ведет себя плохо, но у него аутизм, а какие у вас оправдания?» Чтобы помочь себе справиться, вы можете отвести взгляд, повернуться к ребенку спиной, или спокойно похвалить других детей за хорошее поведение ( Сюзи, как тихо ты себя ведешь сегодня! Никаких сомнений, когда мы зайдем в булочную, ты получишь вкусное печенье!).

Выйдите из комнаты

Если вы чувствуете, что теряете над собой контроль, выйдите из комнаты. Дезертировать с «поля боя» лучше, чем предоставить ребенку внимание в неподходящий момент. Вы не всегда сможете так поступить, хотя бы из соображений безопасности, но в некоторых случаях бегство — идеальный способ помочь себе справиться и не  дать реакцию на нежелательное поведение. Обычно к такому средству прибегают дома. Воспринимайте это как возможность для передышки.

Займитесь чем-то ещеПрВыйВозм   

Для большинства родителей нет ничего тяжелее, чем сидеть сложа руки в такой ситуации! Этот совет для вас, неутомимые работоголики. Запаситесь интересной книгой, или держите наготове занятие, которое поглотит все ваше внимание. Вместо того, чтобы любоваться как ваше сокровище катается по полу и воет, перечитайте «Войну и Мир».

Нечто подобное я предложил одной чрезмерно заботливой и впечатлительной бабушке, как альтернативу тому, чтобы подхватывать на руки ее трехлетнего внука в истерике, каждый раз, как у нас случался перерыв в занятиях. В этой истории я выступал в роли «плохого парня», так как заставлял его работать, а она, независимо ни от чего, была для мальчика лишь источником объятий и поцелуев. Чтобы переломить эту ситуацию, я принес ей по-настоящему скучную книгу писателя по фамлии Козлофф ( шучу-шучу) и мы стали говорить мальчику, что «бабушка делает уроки». Сработало! Бабушка заслужила звание «Бабушка-кремень года», а малыш начал успешно осваивать программу.

Остановите поведение, но продолжайте игнорировать
Некоторые виды поведения невозможно игнорировать. Их надо прекращать. Например, если ваш ребенок в истерике колотится головой об пол, пока не пойдет кровь, игнорировать это невозможно. Вы можете подложить ему под голову подушку, или положить ладонь на лоб, в том месте, куда он бъет кулаком. Но, когда вы делаете это, не смотрите на ребенка, не говорите с ним. Краем глаза следите за тем, чтобы все было в порядке, но не более того.

Не всегда поведение следует игнорировать

Опасное поведение нельзя игнорировать — с ним нужно справляться.  Когда функцией поведения не является привлечение внимания, оно не прекратится от того, что вы начнете его игнорировать. Например, многие дети занимаются самостимуляцией ( повторяющееся поведение, которое дает им приятные сенсорные ощущения). Чаще всего это поведение не зависит от того, смотрит кто-то на ребенка, или нет.  Игнорирование может и не помешает ( по крайней мере вы не будете добавлять к тем приятным ощущением, которые ребенок получает, встряхивая руками, долю излишнего внимания), но скорее всего никак не повлияет на хорошо закрепленное самостимулирующее поведение.

Лучший способ справиться с самостимуляцией — выделить время, когда такое поведение допустимо. В остальных случаях вам придется прерывать процесс, и всеми силами привлекать ребенка к другим занятиям. Самостимуляция —  сильный «наркотик», на котором «плотно сидят» многие дети с расстройствами аутистического спектра. Немногие поощрения могут соперничать с удовольствием, которое дает  самостимуляция. Именно поэтому, когда вы занимаетесь, или играете с ребенком, время для  стимов следует ограничивать. Если ваш ребенок ничем не занят — он вполне может заняться тем, что ему нравится. Время для самостимуляции может быть прекрасным поощрением, которое будет подкреплять усердие на занятиях ( «как только закончим, можешь покрутить свои веревочки»).

Но я уже пытался(лась) его игнорировать, не сработало, стало только хуже!

Справедливое замечание. Если мы начинаем игнорировать поведение, которое раньше привлекало много внимания, прежде чем дела пойдут лучше, все  станет хуже некуда. В прикладном анализе поведения это называют «поведенческий взрыв» — ребенок помнит, что раньше это «срабатывало», и будет прилагать все усилия, чтобы добиться от вас нужной реакции. Весь секрет в настойчивости. Продолжайте игнорировать «целевое» поведение хотя бы недели три ( как я слышал, столько требуется, чтобы сформировать привычку). Собирайте данные о поведении, с которым работаете, чтобы удостовериться, что оно действительно идет на спад. Если три недели вы, и все, кто взаимодействует с ребенком, упорно игнорировали поведение, но оно так и не уменьшилось, возможно, его функция заключается не в привлечении внимания. Вам придется поискать другое решение. Но отнеситесь внимательно к процедуре игнорирования, оно должно быть полным и абсолютным. Вы не можете игнорировать нежелательное поведение время от времени. В этом случае вы рискуете усилить нежелательное поведение еще больше ( это называется  промежуточный режим усиления).

Убедитесь, что все члены семьи, другие родственники, учителя, все кто так или иначе контактирует с ребенком, готовы игнорировать поведение, с которым вы работаете, знают, что это за поведение, и умеют его игнорировать. И приготовьтесь к долгой дороге. Игнорирование — это не единовременная иньекция хороших манер, скорее это похоже на ежедневный прием витаминов. Вы должны быть готовы к тому, что некоторые виды поведения придется игнорировать до конца жизни. Со временем, вы и ваш ребенок только выиграете от этой ситуации, обещаю. Но чтобы не игнорировать все на свете, помните о том, что если ваш ребенок ведет себя так, как нужно — он заслуживает всего вашего внимания и самых бурных оваций.

Автор: Gary J. Heffner,  создатель  The Autism Home Page at MSN Groups.

Лучший Но СправУбедитес

 

 

 

Добавить комментарий