В чем разница между языком и речью?

Переводчик: Елена Соловьева
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.playingwithwords365.com/2012/01/what-is-the-difference-between-speech-and-language/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

er

В чем разница между языком и речью?

На сегодня это один из самых часто задаваемых вопросов. Собственно говоря, моя мама сама задала мне этот вопрос всего лишь пару недель назад! Меня по-настоящему удивляет, сколько людей, работающих в сфере образования, не могут сказать, чем речь отличается от языка. Поэтому я с удовольствием уделю минутку и объясню, а также дам определение «коммуникации», так как родителям и педагогам важно понимать  значение этих терминов.
Что такое речь?
Когда мы, специальные педагоги, говорим «речь», то мы имеем в виду три ее составляющие : артикуляционные/фонологические навыки, беглость  и голос. Мы смотрим на следующие способности ребенка:
• Физическую способность произносить отдельные звуки и звуковые модели на родном языке (Артикуляция).
• Способность производить речь с соответствующим ритмом и без заикания.
• Звуковое качество производимой речи, соответствующее возрасту и полу ребенка.

ef

Возможно, у этих малышей еще не слишком хорошо развита речь, но они уже могут достаточно хорошо понимать язык

Что такое язык?
В то время как речь предполагает физическую (моторную) способность говорить, язык — это система символов, организованных по определенным правилам, которую используют для передачи сообщений. В английском символами могут быть как произнесенные, так и написанные слова. У нас также есть символы-жесты, например, мы пожимаем плечами когда хотим сказать, что чего-то не знаем, машем рукой, чтобы попрощаться или поднимаем брови, чтобы выразить удивление.
Мне нравится определение «языка», данное Американским обществом речи и слуха (ASHA): «Язык состоит из правил, принятых и используемых в обществе, включая:
• Значение слова (например, «звезда» может обозначать яркий предмет на небе или знаменитость)
• Правила образования слов (например, друг, дружелюбный, недружелюбный)
• Правила построения предложений (например, «Пэг зашла в новый магазин», вместо «Пэг в магазин зашла новый»)
• Словосочетания, уместные в той или иной ситуации (фраза «Не могли бы вы отодвинуть свою ногу?» может быстро трансформироваться в «Вы наступили мне на ногу!» если первая просьба не принесла желаемого результата)

К системам правил, согласно которым идет управление языком, относят синтаксис, семантику, фонологию, морфологию и прагматику.

efef

Язык позволяет нам общаться
Вы можете владеть языком, не владея речью
Хотя речь и язык связаны между собой, совсем не обязательно владеть речью, чтобы владеть языком. Как такое возможно? Использование языка жестов — лучший пример этому. Американский язык жестов (ASL) — это уже язык сам по себе, а не просто жестовая форма американского английского. У языка жестов есть собственная система правил, определяющая его использование: свои собственные символы, синтаксис, прагматика и т. д. Например, в разговорном английском символом для четвероного животного, говорящего «мяу» будет слово «cat» («кот»), однако в языке жестов для того же самого животного есть свой собственный символ, обозначающий «кота». Вы можете общаться на языке жестов, не произнеся ни одного слова вслух. Для этого языка речь не нужна.
Что такое коммуникация?
Коммуникация — процесс передачи сообщения или понятия в форме, доступной для других людей. Для коммуникации совсем не обязательно владеть речью или общим языком. Как такое возможно? Предположим, что вы отправились в путешествие в Рим, но не знаете ни слова по-итальянски. Вы сошли с самолета и хотите взять напрокат машину, но не может прочитать ни единой вывески. Вы встретили местного жителя, но он не говорит по-английски. Что вы можете сделать, чтобы донести до этого человека, что вы хотите взять машину напрокат? Есть несколько способов. Во-первых, вы можете жестами показать, что ведете машину. Другой способ — нарисовать машину. Возможно, после этого местный житель поможет вам найти салон проката автомобилей.
Итак, мой пример выше демонстрирует, что коммуникация может состояться без использования речи или общего языка (т.е. английского или итальянского). Используйте картинки или жесты для коммуникации!
Коммуникация прежде всего!
Когда я работаю с ребенком, у которого есть серьезные нарушения речи, то первоочередной целью будет коммуникация. Говоря это, я имею в виду, что бывают случаи, когда ребенку настолько трудно общаться при помощи голоса, что нам приходится обходиться без упора на звучание речи  и использовать систему альтернативной и дополнительной коммуникации (alternative or augmentative communication (AAC) system), чтобы ребенок начал коммуницировать как можно скорее. Чтобы ребенок мог выразить себя подходят как карточки, знаки и символы, так и электронные устройства. Как только ребенок начинает коммуницировать мы уже можем попытаться улучшить его речевые навыки, чтобы  он мог сообщать о своих желаниях и потребностях при помощи речи. Я еще напишу подробнее о системе альтернативной и дополнительной коммуникации и ее использовании в одном из постов.

efefefef

Возможно, эти малыши коммуницируют при помощи жестов, выражения лица и языка тела, даже если еще толком не говорят.

На этом у меня все. Несмотря на то, что речь и язык взаимосвязаны, но это не одно и тоже! Надеюсь, мой пост помог вам понять разницу между этими двумя терминами.

Добавить комментарий