Как научить детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра говорить «да» и «нет»

Как научить детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра говорить «да» и «нет»

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://marybarbera.com/2015/11/27/teaching-children-and-adults-with-autism-to-answer-yes-and-no/
Наша группа в фейсбуке:
https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте:
https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Screen-Shot-2015-11-27-at-15.52.52

Умение отвечать на вопросы «да» и «нет» — очень сложный навык, требующий свободного владения различными вербальными оперантами. Мой опыт говорит о том, что правильнее вначале осваивать с ребенком да и нет в виде манд-реакций ( прим. «Ты хочешь печенье? — да/нет») и лишь потом вводить их в реакции такт ( «Это кровать? — да/нет») или интравербал («Корова говорит ква-ква? — да/нет»). Для начала будет неплохо оценить умение использовать отрицание/согласие внутри каждого операнта.

Я потратила много сил на то, чтобы научить своего сына и нескольких других детей с аутизмом говорить да и нет. Учить ребенка говорить «нет» или мотать головой можно достаточно рано, это поможет ослабить нежелательное поведение, т.к. он сможет отказываться, вместо того чтобы плакать или отталкивать то, что вы предлагаете, но обучение слову «да» требует освоения нескольких важных предварительных навыков.

Я не рекомендую учить слову «да» в рамках манд-реакций до тех пор пока сам ребенок не научится спонтанно просить  не меньше дюжины объектов  в и вне зоны видимости, а также просить о разных действиях. Я видела много детей с неверно сформированной манд-реакцией «да» из-за того что этому навыку начали обучать слишком рано. Основная проблема заключалась в том, что они легко говорила «да» в ответ на вопрос ( «хочешь конфетку?», «тебя пощекотать?») но не могли спонтанно попросить об этом, если не предлагалось выбора.  Это часто приводило к появлению нежелательного поведения.

Когда ребенок обучается спонтанно просить множество действий и объектов, в том числе вне зоны видимости, я начинаю учить его манд-реакциям да/нет. Для этого я беру три желанных для ребенка предмета ( то, что ему скорее всего нравится и о чем он попросит) и то, что ему не понравится, от чего он вероятнее всего откажется ( изюм и другая нелюбимая еда, некоторые видео). Все это я  использую во время коротких (10-15 минут) обучающих сессий.

Я задаю вопрос: «Ты хочешь _____ ?», держа в руках один из объектов и провожу блок переноса контроля (transfer trial). Для некоторых детей использую текстуальные подсказки — слова «да» и «нет» на карточках. Вербальные и/или текстуальные подсказки нужно постепенно удалить через использование блоков переноса контроля.

Вот пример promted trial , сопровождающегося блоком переноса контроля:

Держу в руках изюм (ребенок его не любит), говорю «Хочешь изюм?», подсказываю вербально ответ НЕТ, качаю головой или показываю на карточку со словом. Ребенок должен сказать нет словами или покачать головой. Затем сразу же провожу блок переноса контроля, убираю текстуальную подсказку (если она использовалась) и снова задаю вопрос «Хочешь изюм». Ребенок отвечает «нет» без подсказки и объект убирается.

Я создаю множество ситуаций, в которых моим ученикам приходится делать выбор между желаемым и нежеланным и собираю данные, бок за блоком проводя эти короткие сессии по обучению да и нет. Когда навык хорошо усвоен для 6 объектов ( 3 желаемых и 3 нежеланных), находящихся в поле зрения, я начинаю  работать над обобщением  и убираю эти предметы, так чтобы ученик не мог их видеть.

Также вам следует проявлять осторожность и не допускать формирования «спаянных» ответов, таких как «печенькада». Если вы обучаете манд-реакциям да и нет, ответ должен быть строго нет или да. Также старайтесь не слишком часто использовать вопросы, требующие ответа да/нет за пределами этих обучающих сессий, пока ребенок еще не усвоил навык достаточно хорошо. В противном случае ребенок может полностью утратить спонтанный навык просьбы.
Такт-реакции да и нет ( ответы на вопросы «Это карандаш?» или «Он синий?» или «Я стою?») осваиваются с гораздо большим трудом. Обучение такт с использованием да и нет не следует проводить до тех пор, пока ребенок не научится уверенно использовать эти слова в манд-реакциях, когда желаемого объекта нет в зоне видимости ( «Тебе полить сосиску кетчупом? » «Хочешь мороженого?»). Также ученик должен обладать обширным репертуаром такт, включающим в себя объекты, качества, действия и т.д.

Для детей, свободно использующих да и нет в манд-реакциях, но испытывающих затруднения при формировании такт, я с успехом использовала модель обучения, где такт укладывался в форму манд. Когда мой сын учился использовать да и нет в реакциях такт, и вдруг просил у меня хлопья-колечки, я доставала коробку и спрашивала «Это колечки»? получив ответ «да», я насыпала ему хлопьев. Когда этот навык закрепился достаточно хорошо, я стала доставать в ответ на просьбу коробки с самыми разными хлопьями и спрашивать «Это колечки»? Когда сын отвечал «нет», я доставала следующую коробку и снова спрашивала, он опять отвечал «нет», наконец ( каждый раз в случайном порядке) я доставала коробку с колечками, он говорил «да» и получал желанные хлопья.

Затем я переключилась на отработку такт-реакций да/нет  без манд-компонента с помощью карточек. Когда я начала работать с карточками, то использовала только один вопрос «Это яблоко?»  и показывала ребенку большой набор из разнообразных картинок, в котором были разные яблоки, и множество других объектов. После того как навык сформирован, (т.е. ребенок может ответить на вопросы «Это кровать?» «Это машина?» и любой другой вопрос к любой картинке, которую вы показываете) его также нужно научить  такт-реакциям с использованием да и нет, включающим в себя характеристики, функции и категории объектов (напр. «Это еда?» «У этого есть колеса?»)

Для интравербальных реакций очень важно, чтобы инструктор знал однозначный ответ на вопрос, который задает ребенку. Например вопрос «ты катался на лодке?» — неудачный пример, т.к. вы не можете точно знать было это, или нет. Часто дети и взрослые в любой ситуации отвечают «да», потому что просто не понимают вопроса. Вот почему обычно я не фокусирую внимание на обучении интравербальным реакциям да и нет. Я предпочитаю учить манд и такт с использованием да и нет, позволяя интравербальным реакциям формироваться более медленно и постепенно ( я тренирую только базовые, функциональные и жизненно-важные интравербальные реакции с использрванием да и нет).

Более подробно о методиках,которые я использую, можно узнать, прослушав мой Autism ABA Help Course.

Мэри Барбера

Добавить комментарий