Досуг аутичного ребенка

 «Как научить ребенка проводить свободное время самостоятельно и с пользой»

Ждем  Викторию на конференции «Аутизм: вызовы и решения»
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Пенькова Виктория.
Досуг аутичного ребенка


Досуг — это свободное время, когда вы не заняты работой или важными делами – так мне сказал толковый словарь.
Сегодня, прошествии трех лет, трех активных лет построения маршрута для сына, реабилитаций, работы специалистов в саду и вне сада, я могу немного выдохнуть и точно сказать, что это понятие только-только появляется в жизни моего сына.
В нашей семье трое детей и сказать, что досуг это свободное время, я никак не могу. Я не понимаю что такое «свободное время». Возможно, я ошибаюсь, но для меня досуг это скорее переключение с одного вида деятельности на другой при желании, конечно, заниматься этой деятельностью. Поэтому, как ни крути, а ввести понятие досуг и наполнить его смыслом входит в круг наших с мужем обязанностей.
Как приятно смотреть на увлеченных детей, рисующих, пишущих, мастерящих в свободное время. Как приятно понимать, что ребенок может сам себя занять и тебе совсем не обязательно навязывать свои интересы, свое видение процесса, следить за ходом этого процесса. Найти увлечение, и расти вместе с этим увлечением, постепенно, по капельки взращивая из него свою будущую профессию, свое призвание — это моя цель воспитания детей и я ее придерживаюсь.
Но Миша, Миша совсем другой. Он ребенок с особенными потребностями. Досуг это высшая степень развития для него, если вкладывать толковый смысл слова досуг.
Если вы думаете, что диагноз РАС ограничивает вас в свободе, в желаниях, в потребностях, то вы сильно ошибаетесь, этот диагноз заставляет вас шире смотреть на вещи, которые стали привычными для вас. Это невероятная работа мозга, работа над сменой стереотипов своих собственных, на принятие вариативности понятий и действий, а главное, вы неосознанно заставляете мир меняться и людей вокруг, доказывая своим примером, что это возможно.
Поначалу, досуг сына состоял из моих «а давай попробуем…». Но, что я точно понимала, это должно быть в радость и с желанием. Только в этом случае будет успех. Но, как же быть, с компенсацией дефицитов, у нас не так много времени, чтобы всё успеть? Расписание подчас заполнено таким большим количеством спецов, что остается только время «на перевести дух». Поэтому, надо было придумать, как совместить приятное с полезным. Так в жизни Миши появилась лепка из глины. Это я называю досугом, потому что это суббота, мы просыпаемся, завтракаем все вместе, спокойно собираемся с пониманием, что впереди нас ждет приятное времяпрепровождение. Где вроде бы не очень любимое занятие, где надо трудиться пальчиками превращается в игру, в сказку, где оживают слепленные фигурки животных, человечков, где вихрь фантазии педагога сглаживает все шероховатости трудоемкого процесса лепки. Где сразу виден готовый результат и столько радости в глазах ребенка от «я смог, у меня получилось». Это не передаваемо. Так, я для себя расширила понятие «досуг».
Мне кажется, что у каждого ребенка, независимо от диагноза, должно быть свободное время на то, что ему хочется. Для ребенка с РАС важно понимание «я хочу/я не хочу», именно с ударением на слово Я. Это «Я» нужно было еще достать из глубин его особенностей. И мы его доставали, долго доставали. И оно пришло годам к пяти, и это было настоящим «кризисом трех лет». Для обычных родителей это кажется таким тяжелым периодом. Ребенок постоянно что-то требует, упрямится, не всегда понятны его требования, желания. Но только не в нашем случает. Для нас это был один из самых приятных моментов, когда Миша демонстрировал своё «хочу-не хочу». Теперь можно было не принимать в расчет моё «а давай попробуем», потому что у нас есть «я хочу». Так стала происходить смена досуга: айкидо, мной любимая стала гимнастикой, занятия домашние, мной навязанные как «надо» превратились в игру. И обязательно есть время для любимых занятий. Поскольку ребенку с Рас важно понимать, что в его жизни есть некая структура, последовательность происходящего, то придя из сада, я принимаю его «я хочу» полежать в «кенгурушке» и поиграть в планшет или послушать сказку в одиночестве.

Но самым важным досугом я считаю «ничегонеделание» летом. Я разрешаю и себе, и ребенку, да всем членам семьи пользоваться этим временем года по полной. Я отпускаю своё напряжение в гонке за знаниями и умениями и даю сыну свободу, свободу «ничегонеделания» и «дуракаваляния». Я становлюсь исключительно наблюдателем этого процесса. Мне кажется, что наши дети самые настоящие труженики, и как ни кто другой заслуживают этого.
Вот так привычные для нас понятия, могут трансформироваться в нечто большее. Надо только позволить себе это. Тот, кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины.

Добавить комментарий