Автор: Татьяна Кирсанова
Оригинал: https://facebook.com/story.php?story_fbid=2724053874288973&id=100000531620795&refid=18&_ft_=qid.6649013429680791921%3Amf_story_key.1025104051026743%3Atop_level_post_id.1025104051026743%3Atl_objid.1025104051026743%3Acontent_owner_id_new.100002051781823%3Aoriginal_content_id.2724053874288973%3Aoriginal_content_owner_id.100000531620795%3Asrc.22%3Aphoto_id.2724053044289056%3Astory_location.6%3Aattached_story_attachment_style.photo&__tn__=%2As-R
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наш телеграмм-канал: https://t.me/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
ATTENTION: Этот текст запрещено копировать полностью. Если вы нашли его на наших страничках в соцсетях — нажимайте кнопку поделиться. Если каким-то другим способом — копируйте ссылки из начала поста, ставьте кусочек заинтересовавшей вас статьи и ссылку на текст на официальном сайте Особых переводов для дальнейшего чтения. Спасибо!
Любое путешествие с маленькими детьми – это в принципе задача не для слабонервных. Задача значимо усложняется, если у ребенка аутизм. За свою почти 5 летнюю жизнь Мишка побывал уже в 5 странах и более, чем в 30 городах. Было бы слишком легко думать, что по мере взросления проблем с перемещениями в пространстве должно становиться меньше. У нас как-то наоборот: тревоги и беспокойства несравнимо больше, чем было. Теперь любое путешествие перешло в разряд спецоперации, некий challenge, подготовка к которому начинается задолго до выхода из дома. Кроме этого, для постороннего человека даже плачущий 2-х летний малыш привычен, тогда как странное поведение пятилетнего ребенка вызывает море эмоций от желания напугать и пригрозить до поучить или пристыдить родителей, надо научиться спокойно реагировать на любые замечания.
Здесь я попыталась суммировать наш положительный опыт и показать неудачи, с которыми мы будем дальше работать.
1. Подготовка. К любой поездке надо готовиться заранее. У Мишки очень хорошая зрительная память, кроме этого, с Мариной он научился быстро обобщать предметы, находить лишнее, выстраивать логические последовательности картинок, поэтому лучший способ подготовить его к путешествию- создать «историю» в картинках, что-то типа визуального расписания. Есть множество приложений на телефоне, куда можно загружать картинки. Например, «Сначала-потом», «E-Pecs» и тд. Можно самостоятельно написать и распечатать рассказ из картинок на бумаге. Желательно просчитать самый «неблагоприятный» маршрут- поездка на стоянку у аэропорта, от стоянки до аэропорта, вход в здание аэропорта, очередь на регистрацию, очередь на досмотр и т.д. К сожалению, Мишка еще плохо понимает обращенную речь, а так можно еще читать книги про аэропорт, море, самолеты или смотреть фильмы. Все это делается для того, чтобы Миша максимально хорошо представил путешествие заранее и в идеале с нетерпением его ждал. Кроме этого, обязательно должна быть фотография конечного пункта путешествия: снятые апартаменты обычно имеют множество фотографий на сайтах и в отзывах.
2. Выбор места проживания. С учетом того, что походы на завтрак/обед/ужин в рестораны для нас недоступное удовольствие из-за поведенческих причин и особенностей пищевого поведения, требующих привычной консистенции и вида принимаемой пищи, отельный вариант отдыха нам не подходит изначально. Кроме этого, в отелях шумно и людно. Только апартаменты. Только самостоятельная готовка. Для понимания особенностей пищевого поведения- Мишка любит определенный вид мультифруктового сока и пьет только его, мы накупили 4 различных варианта сока в Италии, и все они были отвергнуты. Большинсто продуктов надо вести для него с собой.
3.Пакет с поощрениями. В подготовку к полету входит и заготовка целого пакета ништяков- поощралок : от шоколадок киндер и шоколадных яиц, до лизунов, мялок, маленьких игрушек. Желательно, чтобы этот пакет ребенок не видел, его надо хорошо прятать. Например, в этот раз диверсант выкрал пакет из закрытого рюкзака, что сильно усложнило задачу быстро придумать новые поощралки.
4. Горшок-туалет. У нас пройден туалетный тренинг — Мишка просится на горшок, иногда с опозданием, но просится. Для меня было большим открытием год назад, что завершенный туалетный тренинг и общественный туалет не имеют ничего общего. Страшно, много людей, непривычно. Поэтому наш спутник- складывающийся горшок. Желательно продумать места, где им можно воспользоваться и стараться пописать перед выходом/много не пить.
5. Самолет. Я перестала стесняться пользоваться услугами авиакомпаний по сопровождению людей с инвалидностью. Большинство из них можно заранее предупредить о пассажире с особыми потребностями. Если этого сделать нельзя, то можно обратиться к полицейскому, курирующему очередь на досмотре, или сказать об этом на стойке регистрации. Обычно по прилету нас пускают в окна паспортного контроля «жители ЕС», где значимо меньше народу. В этот раз по вылету домой нас провел сотрудник аэропорта от стойки регистрации, минуя все очереди на досмотр. Надо сказать, путешествие в этот раз не задалось с самого начала – нам надо было выезжать в 4 утра из дома, Мишка, перевозбужденный новогодними праздниками и итак имеющий проблемы со сном, отказался засыпать в 10 часов вечера даже с мелатонином, который он регулярно принимает, а в 0:00 у него поднялась температура 37,8С без явных катаральных признаков. Когда мы доехали до стоянки аэропорта и пронесли его на руках внутрь, он вдруг завлпил, и в его оре явно слышалось «домой», он начал «оседать» на пол при попытках его взять. Видимо, сенсорная перегрузка от недосыпа, температуры, громких звуков аэропорта и большого количества людей. Мне пришлось сразу же предложить ему шоколадку и долго наматывать круги по аэропорту в поисках места, куда бы ему хотелось, почему-то стойка регистрации ему категорически не подходила- он наотрез отказался даже приблизиться к ней. Я уже всерьез начала думать, что самолет улетит без нас. Через 10 минут путешествий Мишка устал, доел шоколадку, взял планшет и ударяя кота Тома по носу мы проникли внутрь, пройдя стойку регистрации и рамку металлоискателя досмотра. В самолет Мишка вошел без проблем, отрепетированное застегивание ремней безопасности прошло в этот раз отлично (до этого это был самый «напряженный» момент полета, и мы специально его репетируем до). После набора высоты, сонный Мишка быстро отрубился. А вот на обратном пути мы очень сильно «влипли» из-за его хорошей зрительной памяти и логики — приземлялись в Пизу мы с моря, и Мишка прилип к окну, чтобы посмотреть на посадку. На самолетах победы нет кармашков с вложенными правилами безопасности: они нарисованы на откидном столике. Погрузившись в самолет, Мишка провел пальцем по «застегнуть ремни», затем хохотнул, тыкая по картинке с взлетающим самолетом. И дальше уперся в изображенные на этом столике катастрофы: приземление самолета на воду, возгорание, дым от взрыва, люди пригибаются, обхватив голову руками, мама надевает маску на ребенка. С возгласом «не хочешь» у нас начался самый напряженный перелет за все наше время путешествий. Думаю, что эти картинки его настолько сильно впечатлили, что началась настоящая паника- он беспрерывно пинал ногами впереди стоящее кресло и орал в голос. Мы пили воду, доставали компьютер, съели почти весь мешок с ништяками. Этих маленьких перерывов хватало, чтобы перевести дыхание. Будем с этим работать.
6. Осмотр достопримечательностей. Ни о каких экскурсиях по музеям с Мишкой речи быть не может. Мы всегда стараемся выбирать такие места для осмотра или такие моменты, чтобы там было меньше народу и было не слишком жарко. Именно поэтому, Италия зимой. Нам повезло, Мишка довольно любопытный. Он любит ездить и смотреть что-то новое. Тут надо продумать вот какую вещь: средство перемещения. Сил на долгие блуждания/ подъемы и спуски даже у обычного ребенка нет, а 20 килограммового дитенка таскать на себе довольно сложно, поэтому мы берем с собой самокат с довольно длинной ручкой, который можно вести взрослому. А Мишка едет на нем и вертит головой по сторонам. Я считаю большим достижением, что Мишка в этот раз проехал на 2 часовом маршруте City sightseeing bus: мы были одни на втором этаже, сели перед лобовым стеклом и всю поездку считали то дома, то деревья, то светофоры, а когда останавливались, Мишка вслух гипнотизировал светофор «касный жотый зиеный поехали» (красный, желтый, зеленый, поехали) и бурно радовался понятливости трехглазой палки.
Я знаю, что многие мамы с особенными детьми предпочитают сидеть дома, совсем никуда не летать, чтобы не нарушать покой других пассажиров и привычный распорядок своего ребенка. Думаю, что это не про нас. Во-первых, мы имеем право на отпуск и новые впечатления. Во-вторых, у Миши есть старший брат, и лишать его возможности ездить – это ущемлять его в правах. Ну и в-третьих, считаю, что социализация таких детей- одно из необходмых условий для их дальнейшего развития. Я, естественно, еще тщательнее буду готовиться к полету, посоветуюсь с психиатром насчет возможного лекарственного сопровождения. А еще хотелось бы, чтобы люди больше знали о аутизме.