Ждем Анну на конференции «Аутизм: вызовы и решения»
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Здравствуйте! Хотелось бы искренне поделиться нашими успехами. Мы прекрасная семья, в которой растут три замечательных малыша ( 2 года, 4 года и 5 лет). Старшему мальчишке поставлен диагноз аутизм. О системе альтернативной коммуникации PECS мы услышали намного раньше, чем начали ее использовать, но видимо до всего нужно дорасти, и мы не исключение) Начали вводить PECS правильно и с консультацией у специалистов около трех-четырех недель тому назад.
До введения данного вида коммуникации ребенок был очень непредсказуем, постоянно кричал, щипался, царапался, тянул за руку туда, где ему что-нибудь понравилось. Доставалось и младшим ( братику и сестричке), которые, стараясь помочь Богдаше, подбирали игрушки, чтобы понять какую именно он хочет, но если это была не та игрушка, начиналась агрессия.
Началось наше путешествие,когда ребенку было 2 года. Я обратила внимание на то, что он ведет себя как-то необычно: первое, конечно, было то, что он так и не начал говорить, а лишь повторял свое тарабарское»тыгыды», не было понимания обращенной речи, были свои маршруты при выходе на улицу, он не отзывался на имя. В 2,6 Богдаша пошел в сад, и на мои вопросы к воспитателям, играет ли он с детьми, мне отвечали, что уних сейчас такой возраст, когда каждый играет сам по себе. Единственное, что их смущало, так это то, что во время прогулки Богдана нужно было ловить по территории всего сада. Но если он находил интересную игрушку, эта проблема исчезала — он сидел в песочнице и никуда не убегал . Когда в три года мы начали ходить по многочисленным специалистам, нам начали говорить о том, что у ребенка прослеживаются аутичные черты. И примерно с этого времени мы начали занятия по ABA-терапии с замечательным специалистом.
Через время мы решили ввести Богдану PECS, сделали карточки с подписями, сложили их в коробку, а основные карточки нацепили на кольцо и когда понимали, что именно ему необходимо, показывали нужную карточку и проговаривали это слово. Т.е. естественно этот способ общения ему не подошел, и карточками пользовались в основном мы, чтобы показать Богдаше, а не наоборот.
Начав вводить PECSс консультацией, сразу же увидели , что значит эта коммуникация для него. Благодаря тому, что мы наблюдаем как правильно делать каждый этап и всегда можем спросить, если что-то не понятно, это заработало просто великолепно. Мы с радостью наблюдаем, как Богданчик прекрасно отстраивается.
Начиналось все с подбора нужных для Богдана карточек.Изначально это были обобщенные карточки «игрушки», «пить», «сладости» и т.д .Он легко освоил первый этап, в котором он дает карточку, а в ответ получает то, что является его мотиватором. Дальше ситуация поменялась, ему необходимо было преодолеть расстояние, и опять он с легкостью понял, что от него требуется, чтобы получить желаемое. Дома малыши активно участвовали в закреплении полученных навыков: Сашка (сестра Богдаши), зная что его мотивирует мультик, садилась на стульчик с пультом в руках, возле себя положив карточку «мультик», говорила громко во время просмотра Богданом мультика «моя очередь, Богдан» и нажимала на паузу, в этот момент Богдан моментально бежал к Саньке, брал карточку со стола, давал ей в руку, она смотрела на карточку, говорила «мультик» и тут же включала его.
Третий этап распознавания карточек он применял уже начиная с первого , т.е. он дает карточки только те, на которых находится его мотиватор, никогда не перепутает. Когда начали вводить полоску-предложения, Богдан и здесь буквально за несколько попыток уловил что к чему, умело овладев этим этапом. На данный момент, он сам клеит на полоску-предложения карточку «я хочу» и ту карточку, чего он хочет. Сейчас у него более широкий набор используемых карточек, и он просит, например, не только пить, а конкретно: воды или какао. Ребенок стал обращаться к нам с улыбкой, точно зная, что его поймут, и он сможет получить то, чего просит. Сейчас мы находимся на 4 этапе, и можно сказать, что это совершенно другой ребенок. Мы спокойно можем ехать на машине на дальние расстояния, зная, что если он чего-то захочет, то спокойно сможет нам об этом рассказать. Младшие дети активно участвуют, помогают нам, и вместе с нами радуются, что теперь могут гораздо легче общаться со своим старшим братиком. В нашем детском саду родители одногруппников Богдаши стали интересоваться методом PECS, увидев у нашего ребенка такие положительные изменения.
Во время ввода PECS были и определенные трудности поведения, например, в самом начале введения, он желал получить мотиватор без карточки, поэтому начинал кричать, бросать стул. В такие моменты понимаешь как важно, когда есть второй человек, который находится в теме происходящего , являясь «феей», подходит со спины и делает подсказку ребенку, за несколько таких подсказок крики ушли, а карточки вошли в жизнь ребенка. Был момент, когда Богдаше нужно было не только подойти к человеку, но и позвать его, т.е. постучать легонько, или погладить, чтобы он повернулся, изначально это был очень сильный, неприемлемый удар, но опять же с помощью «феи» это быстро скорректировалось.
Мы понимаем, что наш путь начался и продолжается, впереди нас ждет еще много интересного, но видя такие изменения у ребенка, крылья за спиной вырастают, а работа, которую предстоит еще сделать, кажется не такой страшной, как представлялась в начале пути)
Суважением, Щупак Анна и Павел г Минск