Автор: Jenny Tuzikow, Psy.D., BCBA-D
Оригинал:
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Волкова
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
В период полового созревания аутичные подростки часто ведут себя неподобающим образом. Также как их нейротипичные сверстники, аутисты в период полового созревания переживают гормональные изменения и ощущают все возрастающий интерес к интимной сфере жизни и отношениям между полами. Разница состоит лишь в том, что все это аутичные подростки переживают в дополнение к «уже привычным» проблемам, связанным с их расстройством: трудностям с коммуникацией и социальными контактами, проблемному поведению.
В этот период родителям очень важно понять, что их дети вполне могут испытывать интерес к сексу и демонстрировать это (Van Bourgondien, Reichle, & Palmer, 1997). Основная проблема, с которой сталкиваются родители молодых взрослых с расстройствами аутистического спектра, связана с желанием научить детей социально приемлемому сексуальному поведению.
Не ждите.
Это может быть не так просто, но зачатки социально неприемлемого поведения лучше распознать как можно раньше и среагировать на них как можно быстрее. Чем дольше вы игнорируете проблему, тем сложнее будет справиться с уже сформировавшимся поведением.
Чаще всего родители жалуются на то, что подростки начинают трогать себя в интимных местах, мастурбируют и раздеваются на публике (Haracopos & Peedersen, 1992; Ruble & Dalrymple, 1993). Если до наступления подросткового возраста ребенка не удалось обучить самостоятельно за собой ухаживать, каким-то образом выражать свои чувства и желания и взаимодействовать с окружающими, родителям будет сложно сразу распознать зачатки социально неприемлемого сексуального поведения и выбрать верную стратегию по работе с ним.
Лучше всего будет, если работу над возникшим проблемным поведением вместе с родителями будет вести квалифицированный специалист. Можно обратиться за помощью к специальному психологу, ведущему психологических тренингов, или сертифицированному поведенческому аналитику ( их контакты можно посмотреть на сайте www.bacb.com ).
Все люди, страдающие аутизмом, уникальны, все они по-разному познают этот мир и взаимодействуют с другими людьми, поэтому к каждому проявлению проблемного поведения следует подходить индивидуально. Для кого-то будет достаточно просто пройти тренинг по половому воспитанию, кому-то потребуется интенсивная программа поведенческого вмешательства. Независимо от того, к чьей помощи вы в итоге прибегнете, каждая грамотная программа по работе с проблемным поведением будет иметь ряд общих черт.
Меняя факторы окружающей среды вы меняете поведение.
Первый шаг при работе с любыми видами нежелательного поведения — определение его внешней причины, если таковая имеется. Устранив ее, вы существенно снизите возможность возникновения подобного поведения в будущем. Если внимательно отнестись к этой задаче, то нежелательное поведение может вовсе прекратиться.
К примеру, многие родители говорят, что подбор правильной одежды и нижнего белья помогает существенно снизить стремление ребенка трогать себя в интимных местах. Еще одна семья рассказала, что с тех пор как они стали следить за тем, чтобы их сын надевал пояс, аналогичное поведение практически прекратилось.
Если что-то вызывает у подростка повышенную склонность к проявлению нежелательного поведения, просто ограничьте доступ к этому объекту, или его воздействие на ребенка. Эффект от подобной процедуры возникает быстро, и не требует от близких подростка существенных усилий.
Поддерживайте правильные модели поведения.
Еще один эффективный способ борьбы с нежелательным поведением — объяснить подростку как можно себя вести, а как нельзя. Мы часто говорим детям «перестань так делать», забывая, что прекратить нежелательное поведение — лишь часть решения возникшей проблемы. Согласно принципам прикладного анализа поведения, лучший способ справиться с нежелательным поведением — обучить человека альтернативной, более приемлемой его форме.
Адресованное ребенку требование «перестать делать ТАК», вызывает в ответ закономерный вопрос: «а как же мне быть»? Таким образом, одно нежелательное поведение может легко смениться другим, если не предоставить человеку альтернативы.
К примеру, одна мама, чтобы отвлечь своего сына от привычки трогать себя в интимных местах, в магазине просила его везти тележку. Эта хитрость сработала замечательно. У юноши просто не было возможности вести себя неподобающим образом, обе его руки были заняты, он вез тележку.
Чтобы научить подростка тому, как можно вести себя в общественных местах, а как — только в интимной обстановке, ему нужно прежде всего объяснить разницу между публичным( улица, магазин, гостиная вашего дома) и личным ( спальня, ванная, его комната) пространством. Как только он сможет понять эту разницу, ему можно будет объяснить, что некоторыми вещами можно заниматься, к примеру, только у себя в комнате, за закрытыми дверями. Попытки вести себя неподобающим образом в общественных местах нужно сразу же пресекать. Таким образом, вы дадите подростку понять, что он может заниматься желаемыми вещами, но только в соответствующих местах.
Важно, чтобы подростки научились различать не только места, но и людей. Например, любой подросток должен знать, что обнимать и целовать можно только близких людей, а никак не посторонних. После того, как это будет усвоено, можно объяснить, что даже самым близким не всегда бывает приятно проявление чувств.
Будьте последовательны.
При работе над любыми формами нежелательного поведения ключевую роль играет последовательность. Все, кто сталкивается с проявлением нежелательного поведения у подростков, страдающих аутизмом, должны действовать сообща. Если каждый раз они будут встречать разную реакцию на свое поведение, им будет сложнее понять, как все таки следует себя вести. Например, если подросток имеет привычку раздеваться на публике, запрет на подобное поведение должен исходить и от родителей, и от учителей, действовать и в школе, и дома. Проявив солидарность в вопросах воспитания взрослые смогут избежать многих неприятностей в будущем.
Помните о возможности форс-мажорных ситуаций.
Думайте наперед. При осуществлении любого вмешательства важно понять, как человек будет применять полученные навыки в разных условиях. Родители и учителя часто тратят массу времени, чтобы помочь ребенку обобщить полученные навыки в разных средах. К примеру, если вы учите ребенка говорить «пожалуйста», закономерно вы ждете, что он будет говорить это слово братьям и сестрам, учителям и родителям, и сможет использовать его в любых обстоятельствах. Обобщение полученных навыков чаще всего является желаемым результатом в работе с ребенком. Но бывает и наоборот. К примеру, если вы приучили ребенка заниматься мастурбацией в ванной, он может начать делать то же самое в душе после урока физкультуры. Именно поэтому очень важно, чтобы все люди, работающие с вашим подростком, следовали общей стратегии в работе с его проблемным поведением.
Научить подростков и молодых взрослых воздерживаться от нежелательного сексуального поведения — очень важная задача. Подростки и молодые взрослые, умеющие держать себя в руках, имеют больше шансов принять участие в развлечениях, завести знакомства, научиться чему-то новому, и гораздо меньше — попасть в беду. В контакте с профессионалами вы можете разработать эффективные способы работы с поведением ребенка. Поиск в тесном контакте со специалистами наиболее эффективного способа работы с нежелательным сексуальным поведением подростка, в конечном итоге станет важной составляющей его будущего успеха.
Эти книги могут вам помочь:
Haracopos, D. & Pedersen, L. (1992). Sexuality and autism: Danish report. United Kingdom: Society for the Autistically Handicapped.
Ruble, L.A. & Dalrymple, N.J. (1993). Social/sexual awareness of person’s with autism: A parental perspective. Archives of Sexual Behavior, 22(3), 229-240.
Van Bourgondien, M.E., Reichle, N.C., & Palmer, A. (1997). Sexual behavior in adults with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 27(2), 113-125.
Доктор Jenny Tuzikow лицензированный психолог и сертифицированный поведенческий аналитик в New York State Institute for Basic Research in Developmental Disabilities в Стейтен Айленде. Вы можете связаться с автором по электронной почте: Jenny.Tuzikow@opwdd.ny.gov.