Обучение детей и взрослых, страдающих расстройствами аутистического спектра
Оригинал: http://www.autism.com/index.php/advocacy_grandin_teaching
Перевод: Ирина Гончарова
Редактор: Анна Нуруллина
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Хорошие учителя помогли мне достичь успеха. Благодаря им я сумела преодолеть свой аутизм. В возрасте двух с половиной лет меня поместили в детский сад, где была организована необходимая среда для обучения и работали опытные педагоги. С самого раннего возраста меня учили хорошим манерам и правильному поведению за столом. Детям с аутизмом прежде всего нужен четко структурированный день и учителя, которые могут быть строгими и добрыми одновременно.
В период между двумя годами и тремя месяцами и пятью годами каждый мой день был распланирован до мелочей и мне не позволяли отклоняться от моего расписания. Пять раз в неделю у меня были занятия по речевой терапии длительностью по 45 минут и , кроме того , моя мама наняла няню, которая учила нас с сестрой играть, соблюдая очередность. Каждый день по три – четыре часа мы учились «правильно играть». Когда мы лепили снеговика , няня говорила мне скатать снежный ком, а следующий должна была сделать моя сестра. Во время трапезы все ели вместе и мне не разрешали никаких неуместных действий. Единственное время, когда мне можно было вернуться к аутичному поведению – это был час отдыха после ланча. Благодаря удачной комбинации детского садика, игровой деятельности , речевой терапии и уроков хороших манер мой мозг был привязан к реальному миру сорок часов в неделю.
1. Большинство людей с аутизмом обладают визуальным мышлением. Я думаю образами, а не словами. Мои мысли похожи на видеозаписи, которые прокручиваются в моем воображении. Образы это мой первый язык , а слова — второй. Учить существительные легче всего, потому что я могу вообразить себе то, что означает это слово. Чтобы ребенок смог выучить слова «вверх» и «вниз», учитель должен продемонстрировать их ему. Например, возьмите игрушечный самолет, изобразите, как он взлетает со стола, и скажите «Вверх!». Некоторые дети лучше заучивают слова «вверх» и «вниз» если на карточках с этими словами изображен самолет – взлетающий или приземляющийся.
2. Избегайте длинных словесных инструкций. Люди с аутизмом плохо запоминают предложения. Если ребенок умеет читать, запишите инструкции для него на листе бумаги. Я не в состоянии запоминать предложения. Если мне нужны указания на заправочной станции, я могу запомнить только три требуемых действия подряд. Если их больше, то я должна их записать. Также я с трудом запоминаю телефонные номера, так как они не вызывают никаких образных ассоциаций в моем воображении.
3. Многие дети с аутизмом хорошо рисуют и отлично разбираются в компьютерных программах. Эти таланты нужно поощрять . Развитию детских талантов надо уделять особое внимание, так как в будущем их можно обратить в навыки.
4. Аутичные дети часто имеют необычные пристрастия , например, они могут быть поглощены картами или поездами. Эти интересы можно использовать для повышения мотивации к учебе. Если ребенку нравятся поезда, читайте с ним книги о поездах и решайте математические задачи , в условии которых фигурируют поезда. Например, пусть он рассчитает , как долго будет ехать поезд из Нью-Йорка в Вашингтон.
5. Используйте конкретные визуальные методы, обучая ребенка числам. Мои родители давали мне математическую игрушку, чтобы помочь освоить числа. Эта игрушка состояла из нескольких частей, различных по длине и цвету. Каждая длина и цвет соответствовали определенному числу от одного до десяти. С этой игрушкой я научилась складывать и вычитать. Чтобы я могла понять , что такое дроби, мой учитель использовал деревянное яблоко, разделенное на четыре части и деревянную грушу , разрезанную на половинки. Таким образом, я выучила понятия четверти и половины.
6. У меня был самый ужасный почерк в классе . Многие аутичные дети имеют серьезные проблемы с моторикой. Им сложно добиться четкого и аккуратного почерка. Эти сложности могут сильно расстраивать ребенка. Чтобы избежать этого , научите ребенка печатать на компьютере , это гораздо легче и доставит ему больше удовольствия.
7. Некоторым аутичным детям легче научиться читать с помощью фонетического метода , а другие лучше запоминают целые слова. Я освоила чтение , пользуясь фонетическим методом . Мама объяснила мне правила фонетики и учила проговаривать слова. Дети с эхолалией лучше обучаются чтению, если при этом показывать им карточки или картинки , на которых под изображением напечатано полностью слово, обозначающее рисунок. Так возникают ассоциации между графическим изображением слова и его значением. Важно, чтобы картинка и напечатанное слово располагались на одной стороне карточки. При заучивании существительных ребенок должен слышать, как вы произносите слово и одновременно видеть его написание и картинку с тем, что оно означает. Например, обучая ребенка глаголу «прыгать» , вам нужно показать ему карточку, где написано слово «прыгать» и сразу подпрыгнуть вверх.
8. Когда я была ребенком, громкие звуки вроде школьного звонка действовали на мои чувствительные уши подобно сверлящему жужжанию бормашины. Детей с аутизмом нужно по возможности защищать от раздражающих их звуков. Прежде всего к ним относятся школьные звонки, звуки , усиленные микрофоном или рупором , гудки, сирены, телефонные звонки, звуковые сигналы на электронном табло в спортивном зале и скрипящие по полу ножки стула. В большинстве случаев ребенок будет в состоянии вытерпеть резкие звуки , если их немного приглушить тканью или клейкой лентой. Царапанье ножек стула по полу можно заглушить , надев на них надрезанные теннисные мячи или постелив ковер на пол. Ребенок может испытывать страх перед определенной комнатой, где его однажды напугал резкий визг микрофона , усиленный динамиком. Боязнь резких звуков может вызвать негативное поведение. Если ребенок закрывает уши, это показатель того, что определенный звук ранит его слух. Иногда чрезмерная чувствительность к конкретным звукам, например к пожарной сирене, может быть снижена, если записать вой пожарной сигнализации на магнитофон. Это позволит ребенку прослушивать этот звук по собственному желанию и постепенно увеличивать его громкость. Другими словами ребенок должен уметь контролировать воспроизведение звука и как следствие он перестанет его бояться.
9. Некоторых аутичных людей раздражает свет люминесцентных ламп. Их зрение различает высокочастотное мерцание электрического света и страдает от этого. Чтобы избежать такой проблемы поставьте стол ребенка рядом с окном и не используйте для освещения флуоресцентные лампы, или же покупайте самые современные из них, они мерцают меньше. Раздражающий эффект флуоресцентного света можно уменьшить , поставив рядом со столом ребенка обычную лампу накаливания.
10. Некоторым гиперактивным детям-аутистам часто помогает снизить двигательную расторможенность ношение жилета-утяжелителя . Давление от одежды помогает успокоить нервную систему. На меня это действовало самым лучшим образом. Для лучшего результата жилет- утяжелитель нужно носить течение двадцати минут, затем на несколько минут снимать, для того, чтобы нервная система не адаптировалась к такому воздействию и оно не потеряло свой эффект.
11. Некоторые аутичные дети лучше взаимодействуют с учителем, раскачиваясь на качелях или завернувшись в гимнастический мат. Сенсорная стимуляция от внешнего воздействия мата на тело и от раскачивания на качелях помогает улучшить коммуникацию и зрительный контакт, и иногда способствует развитию речи. Но такие приемы должны быть для ребенка забавной игрой, не принуждайте его к подобным манипуляциям против его воли.
12. Некоторые аутичные дети и взрослые лучше умеют петь, чем говорить. Они реагируют на слова и предложения более адекватно , если им их не произносят, а напевают. Дети с повышенной чувствительностью к звукам лучше воспринимают речь учителя, если он разговаривает с ними шепотом.
13. Некоторые неговорящие дети и взрослые не могут одновременно воспринимать визуальную и слуховую информацию. Другими словами , они не могут видеть и слышать одновременно. Их незрелая нервная система не справляется с такой задачей. Не нужно просить их об этом. Давайте им задания или с помощью словесных инструкций или визуально.
14. В более старшем возрасте у детей и взрослых самым надежным каналом восприятия является кинестетический – обработка информации через ощущения и прикосновения. Такие дети и взрослые легче обучаются письму, если могут ощупать или потрогать буквы из пластика. Они лучше понимают пункты ежедневного расписания, если им предварительно дать потрогать предмет, который ассоциируется с очередным действием их графика. Например, за пять минут перед ланчем дать ребенку подержать ложку на несколько минут. Или дать ему игрушечную машинку перед тем, как куда-нибудь ехать на машине.
15. Некоторым аутичным детям и взрослым проще работать с компьютером, если клавиатура расположена близко к экрану, и они могут видеть экран и клавиатуру одновременно. Аутисты часто имеют проблемы с запоминанием , поэтому , переводя взгляд с клавиатуры на экран, они могут успеть забыть, что напечатали.
16. У неговорящих детей и взрослых ассоциации между словом и изображением возникают быстрее, если они видят картинку и напечатанный текст на одной стороне карточки. Некоторые аутисты не воспринимают рисованные изображения, и с ними рекомендуется сначала использовать при обучении реальные объекты и фотографии.
17. Аутисты не всегда осознают, что речь используется для коммуникации. Обучение языку станет намного легче, если языковые упражнения будут способствовать развитию коммуникации. Если ребенок просит чашку, дайте ему чашку. Если он просит тарелку, а ему на самом деле нужна чашка, дайте ему то, что он просит, то есть, тарелку. Ребенок должен понять, что слова, которые он говорит, связаны с конкретными предметами и событиями. Аутисту проще понять, что он употребил неверное слово, если за этим последует не тот результат, который он ожидает.
18. Аутичные люди часто испытывают трудности , манипулируя компьютерной мышью. Им бывает сложно кликать мышью и даже просто держать ее, особенно при наличии проблем с моторикой рук. Попробуйте шаровой манипулятор для управления движением курсора, он имеет заостренную форму и отдельную кнопку, чтобы кликать.
19. Дети, которые плохо понимают речь, с трудом различают твердые согласные звуки, такие как «Д» и «Л». Мой логопед помог мне выучить эти звуки следующим образом: я громко декламировала твердые согласные , вытянувшись при этом в струнку. Даже если у ребенка нет проблем со слухом, он все равно может путаться в твердых согласных. Дети, которые говорят исключительно гласными звуками, не слышат согласных.
20. Некоторые родители рассказывали мне, что субтитры в телепрограммах помогли их детям научиться читать. Ребенок мог прочесть текст на экране и соотнести его с произносимой речью. Его любимые программы с субтитрами были записаны на видео, и это очень способствовало усвоению навыка чтения, так как записи можно пересматривать и останавливать по желанию.
21. Некоторые аутичные дети не понимают, что движение стрелки на экране компьютера повторяет движение мыши по коврику. В таких случаях нужно наклеить на компьютерную мышь точно такую же стрелку как на экране монитора, сделанную из бумаги.
22. Дети и взрослые с аутизмом, у которых есть затруднения с визуальным восприятием , могут видеть мерцание монитора телевизионного типа , незаметное для обычного, здорового глаза. Таким людям лучше пользоваться ноутбуками и плоскими панельными дисплеями, которые мерцают меньше.
23. Проблемы с визуальным восприятием также могут вызывать страх перед эскалатором. Это происходит потому, что некоторые люди с аутизмом не всегда могут определить, когда он выключен, а когда движется. Им также трудно переносить свет флуоресцентных ламп. Очки со специальными цветными линзами для лечения синдрома Ирлена могут решить эти проблемы.
24. Аутистам с нарушенным визуальным восприятием часто проще читать черный шрифт, напечатанный на цветной бумаге, для того , чтобы уменьшить контраст. Попробуйте светло-коричневую, светло-голубую, серую или светло-зеленую бумагу. Экспериментируйте с разными цветами, кроме ярко-желтого , он может повредить зрению. Цветные линзы для лечения синдрома Ирлена также могут облегчить чтение.
25. Генерализация навыков часто представляет сложности для аутистов. Например, когда вы обучаете ребенка не перебегать дорогу на красный свет, это нужно делать в разных местах. Если он тренируется только с одним светофором, то может подумать, что правило : не переходить дорогу на красный свет распространяется только на конкретное место , где находится этот светофор.
26. Еще одна обычная проблема : туалетный тренинг. Часто ребенок умеет пользоваться туалетом дома, но отказывается ходить в туалет в школе . Это связано с тем, что он просто не может распознать туалет . Бельгийка Хильда де Клерк, работник Образовательного центра по Аутизму в Антверпене выяснила, что аутичному ребенку для того , чтобы узнавать туалет, необходима маленькая деталь, которая к туалету не имеет никакого отношения. Нужно иметь наблюдательность детектива, чтобы обнаружить эту деталь. В одном случае аутичный мальчик мог пользоваться туалетом дома только , если сиденье было черного цвета . Его родители и учитель решили вопрос так : чтобы ребенок мог посещать школьный туалет , они покрыли белое сиденье унитаза черной клейкой лентой. Со временем, ленту постепенно убрали и туалеты с белыми сиденьями тоже стали восприниматься им как туалеты.
27. Людям с тяжелым аутизмом трудно запоминать последовательность действий. Они не всегда могут понять задания, которые состоят из нескольких шагов. Один эрготерапевт успешно тренировал неговорящего аутичного ребенка забираться на горку и скатываться с нее с помощью физических подсказок, которые в данном случае работали гораздо лучше, чем визуальные средства. Подобным образом можно научить ребенка обуваться. Учитель должен взять руки ребенка в свои , затем положить их на ступню ребенка так, чтобы он ощутил ее форму. Следующий шаг – ощупать свободную туфлю изнутри и снаружи. Чтобы обуть своего ученика , учитель руками ребенка берет туфлю ( метод «рука на руке» ) и одевает ее на его ступню. Так ребенок может прочувствовать весь процесс обувания, понять его и запомнить.
28. Проблемы с едой также обычное дело. В некоторых случаях ребенок может зациклиться на какой-либо детали, связанной с определенной едой. Пример из опыта Хильды де Клерк: она обнаружила, что один аутичный ребенок ел исключительно бананы «Чиквита», потому что его внимание привлекали наклейки с эмблемой фирмы. Он охотно ел и другие фрукты, например, яблоки и апельсины, когда на них были эти наклейки. Попробуйте положить разные, но похожие продукты в коробку от хлопьев или в другую упаковку от любимого лакомства ребенка. Одна мама аутичного ребенка предложила ему домашний гамбургер с безглютеновой булочкой, положив его в фирменную упаковку ресторана Макдональдс и это сработало.