Как рассказать об аутизме обычным детям (а также каждому встречному)
Автор: Leigh Merryday
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Анна Нуруллина
Оригинал: http://www.whattoexpect.com/wom/family-life/how-to-explain-autism-to-typical-kids-and-lots-of-others-while-you-re-at-it.aspx
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Замечательно, если с ранних лет ребенок будет знать, что такое аутизм, и учиться принимать особых детей такими, какие они есть. Чем больше люди будут знать об аутизме, тем лучше это скажется на всем обществе и, в первую очередь, конечно, на жизни людей с аутизмом. Но обычному человеку бывает трудно сразу понять, что рядом с ним находится человек с расстройством аутистического спектра. Откровенно говоря, даже признанным экспертам в этой области бывает трудно с первого взгляда понять, что перед ними аутист. Это сложное состояние, и распознать его тоже не просто. Люди, страдающие аутизмом, очень отличаются друг от друга и могут представлять собой как активных членов общества, живущих полной, самостоятельной жизнью, так и тяжелых инвалидов, не способных к простейшей коммуникации с окружающими.
Так каким образом может родитель, учитель или воспитатель помочь обычным детям понять, в чем заключается столь сложное нарушение развития? Какими словами об этом можно рассказать обычному ребенку, который неизбежно будет встречать людей с расстройствами аутистического спектра в школах, церкви, на детских праздниках? Как можно научить их не просто спокойно относиться к присутствию рядом их особых сверстников, но и принимать их в свои игры и активно общаться с ними?
Как учитель и мама маленького аутиста, я знаю, как обстоят дела с обеих сторон. В последнее время дети и взрослые все чаще задают мне вопросы о моем сыне. Мне приходится потрудиться, чтобы объяснить другим людям, что такое аутизм, и при этом не начать читать об этом лекцию. Как учитель я часто вижу, как обычные дети смущаются, когда в классе присутствует ребенок с особенностями, и какое разрушительное воздействие оказывает на особого ребенка чувство отверженности.
Нам всем нужно больше стараться
Ниже я привожу несколько советов и соображений, которые помогут обычным детям лучше понять своих сверстников с расстройствами аутистического спектра, а детям с аутизмом помогут быть понятыми и принятыми их окружением.
Честные вопросы не могут быть грубыми. Еще раз повторю, искренние и честные вопросы не могут быть грубыми, не могут обидеть. Как еще детям узнать что-то новое, если они не могут спросить? Конечно, маленький Джонни, который все время хлопает в ладоши и что-то бормочет, кажется нейротипичному четырехлетнему ребенку странным. И нельзя ругать его за то, что он спрашивает, что с Джонни не так. Наоборот, это прекрасный момент для беседы о том, что все люди в этом мире разные. В разговоре не обязательно затрагивать моменты, которые могут показаться малышу сложными. Наша пятилетняя дочка знает, что у ее брата аутизм, и что это нормально. Она знает, что ее брат другой, знает, что ему нравится, а что нет. Она знает, что за братом нужно присматривать чуть больше, чем за ней, но любим мы их совершенно одинаково. На данный момент этого достаточно. Она любит его и готова идти на уступки, чтобы они могли вместе играть и получать удовольствие от общения друг с другом. Это отличное начало.
Приведите понятную аналогию, например, с компьютерными играми. Этот вариант прекрасно подходит для детей среднего возраста. Родитель ребенка-аутиста и блоггер с ником Four Sea Stars использовала этот прием для того, чтобы поговорить о состоянии своего сына-четвероклассника с его сверстниками. Она спросила, что будет с компьютерной игрой, если ее запустить в системе, для которой она не предназначена (игра будет с трудом запускаться, тормозить, какие-то функции не будут работать и т. д. — прим. переводчика). Этого было достаточно, чтобы вникнуть в суть проблемы. Современные дети прекрасно разбираются в компьютерах и в компьютерных играх. После такой аналогии ученики задали много хороших вопросов, а ее сын получил возможность поделиться с ними своим уникальным опытом и помочь друзьям лучше понять его. Вы можете также предложить им сыграть в онлайн игру Auti-Sim, где показано, как гиперчувствительный ребенок-аутист воспринимает происходящее на игровой площадке. Это не самая лучшая игра, но она может дать детям интересный опыт.
Сфокусируйтесь на сильных сторонах ребенка. Когда будете говорить об аутизме с другими детьми, говорите о том, что аутичный ребенок может. Например, он не может говорить, но любит играть с поливальной установкой и танцевать под музыку. Предложите варианты, как дети могут играть все вместе и попросите других детей высказать свои идеи. Постарайтесь сделать так, чтобы они говорили напрямую с аутичным ребенком, даже если он не может ответить. Далеко не все аутисты умственно отсталые. Даже если ребенок не умеет говорить, он может прекрасно понимать, что вы говорите ему, и можно найти способ, чтобы он мог сообщить о своих желаниях.
Подключайте других детей к событиям, связанным с аутизмом. Во многих городах есть центры поддержки детей с аутизмом и другими расстройствами. Они проводят праздники, благотворительные мероприятия и т. д. Лучше всего будет, если вы организуете нечто подобное в вашем сообществе и привлечете к мероприятию нейротипичных детей. Будет замечательно, к примеру, устроить спортивные соревнования, где будут вместе соревноваться сборные команды, включающие особых и обычных детей. Если вы родитель, можно обратиться к одному из кинотеатров с просьбой организовать autistic-friendly сеансы. Спросите, кто организовывает в вашей школе (саду, клубе) новогодний праздник для детей, и предложите оставить в конце праздника несколько часов, чтобы дети с особыми потребностями также могли принять участие в празднике. Обязательно предложите помочь с организацией. Предложите организовать цикл детских чтений (мероприятие, когда дети собираются послушать сказки — прим. переводчика) в местной библиотеке. Организуйте все так, чтобы в мероприятии могли принять участие и дети с аутизмом. Попросите местное отделение пожарной охраны или полицейское управление выделить несколько часов для посещения этих организаций детьми с сенсорными проблемами в рамках «дня профессий». Вы удивитесь, как много людей захотят вам помочь, если вы их об этом попросите.
Поговорите с окружным управлением образования. Спросите, существуют ли в рамках их деятельности программы уроков толерантности для детей. Предложите провести такой урок для одноклассников вашего ребенка. Чаще всего такие уроки проводят в младших классах, в средней школе это происходит не так часто. И это большой недочет, ведь дети, только вступающие в подростковый возраст, особенно нуждаются в таких уроках.
Выведите аутизм из тени. Чаще всего детей старшего возраста считают очень жестокими. Проработав 15 лет в средней школе, я с уверенностью могу сказать, что и в этом возрасте дети вполне способны на сочувствие и бескорыстные поступки. Чтобы дети старшего возраста могли вас понять, необходимо быть открытым и честным. Если вы станете избегать какой-то темы, в их умах она будет связана с чем-то плохим, запретным. Отвечайте на их вопросы. Помните о том, что несмотря на возраст, эти дети еще меряют мир по своим стандартам. Если вы поможете им представить себя на месте другого человека, то обретете в их лице верных союзников. На вашей стороне стоит также свойственная детям этого возраста вера в то, что все возможно. Они горы свернут, если вы им объясните, что это важно.
Помните о братьях и сестрах. Alicia Arenas навсегда изменила мое восприятие братьев и сестер особых детей в своей лекции на портале TED “Glass children” (эту лекцию можно посмотреть по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=MSwqo-g2Tbk — прим. Переводчика). Братья и сестры особых детей нуждаются в том, чтобы другие признали их право быть просто детьми и не нести ответственность за эмоции их родителей, сестер и братьев с особыми потребностями. Попросите классного руководителя вашего ребенка помочь организовать в школе группу поддержки для братьев и сестер особых детей. Если в такой группе наберется достаточно участников, вероятнее всего в школе найдется достаточно аутистов, чтобы организовать группу поддержки и для них.
Проведите разъяснительную работу в церкви. Если вы посещаете церковь, то вероятнее всего приход и приходская жизнь играют большую роль в жизни вашей семьи. В этом случае стоит попросить у священника предоставить вам возможность поговорить с прихожанами. Расскажите им об аутизме, расскажите о вашем ребенке, чтобы они могли лучше его понять. Моей подруге повезло, в ее приходе стараются максимально привлечь к приходской жизни каждого особого ребенка. Какой прекрасный опыт для всех участников процесса!
Читайте книги об аутизме и аутистах. Существуют большое количество разновозрастной литературы, предназначенной как для аутистов, так и для нейротипиков. Как учитель и школьный библиотекарь, я не могу недооценить влияние хорошей книги на умы и сердца детей. Есть ли лучший способ ощутить себя другим человеком? Посмотрите список подходящих книг: http://www.bestchildrensbookstoday.com/bestautismbooksforchildren/.
Предложите подросткам и детям старшего возраста присоединиться к сообществам аутистов. Если вы живете в крупном городе, наверняка где-то неподалеку есть центр или мастерская, в которой работают люди с аутизмом, а может быть какая-то группа поддержки для них. Если вы живете в провинции, к вашим услугам интернет-форумы, группы, сайты и т. д., и, конечно, сайты с информацией не только для аутистов, но и для их друзей и родственников: Squag.com, AutismHwy.com, AspergersTeenChat.com, and Born This Way Autism. Важно понимать, что сами аутисты зачастую нуждаются в помощи, чтобы разобраться в том, что с ними проиходит. Возможность поговорить с «себе подобными» для многих из них является жизненной необходимостью и может оказать на них огромное влияние. Нам всем нужен кто-то, с кем можно поговорить.
Когда наступит ближайший день распространения информации об аутизме, почему бы вам не попробовать «распространить немного информации», воспользовавшись одним из моих советов? Этим вы не только поможете сделать мир чуть приветливее для аутистов, но и поспособствуете духовному росту тех, кто никогда не слышал об этом расстройстве. Вместе мы сможем превратить распространение информации об аутизме в распространение принятия аутистов по всему миру.
Мне кажется, каждый из нас от этого только выиграет, правда?
Leigh Merryday (автор).
Leigh Merryday — школьный учитель, мать ребенка с аутизмом, блоггер портала FlappinessIs.com. Замужем, воспитывает двоих детей: нейротипичную дочку пяти лет, и трехлетнего сына-аутиста. Она пытается убедить всех, что не проводит свободное время в Фейсбуке или за книгой, поглощая бутерброды с арахисовым маслом, но ей никто не верит.