Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.thewatsoninstitute.org/watson-life-resources/situation/purposeful-spitting/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста
Ситуация
У меня есть ученик, который не удерживает во рту слюну, но кроме того он намеренно плюет на других детей.
Можете ли вы как-то помочь с этим справиться?
Вводная
У многих людей с нарушениями развития есть проблемы с удержанием слюны (слюнотечение) и многие из них плюются. Важно отметить, что одно или оба этих поведения могут быть вызваны пониженным мышечным тонусом или другими физиологическими проблемами. Например ребенок может дышать через рот из-за воспаленных миндалин или аденоидов. Слабость орально-моторных мышц из-за которой ему трудно держать губы сомкнутыми и, соответственно, удерживать слюну, может быть следствием самых разных нарушений. Если же ребенок плюется, и делает это намеренно, это поведенческая проблема, следовательно он использует плевки в качестве способа коммуникации, или как неприемлемый, но все же способ решить возникшую проблему.
Определение
Если ребенку трудно удерживать слюну, проблема скорее всего связана с его здоровьем, и об этом следует поговорить с соответствующими специалистами: педиатром, ухо-горло-носом, логопедом или эрготерапевтом.
Если вы столкнулись со слюнотечением у ученика, пожалуйста, получите консультацию у его логопеда, который сможет оценить уровень развития орально-моторной сферы, также может быть полезна консультация эрготерапевта и/или врача соответствующего профиля. В некоторых случаях ребенку может помочь визуальная подсказка, которая напомнит ему что нужно держать рот закрытым и вовремя сглатывать. Также можно повязать что-то вроде салфетки или шейного платка, чтобы он всегда мог вытереть рот. Прежде чем переходить к коррекции поведения крайне важно исключить все возможные медицинские проблемы.
Ориентируясь на заданный вопрос, мы поговорим о ситуации в которой ребенок намеренно плюется. Если ребенок целенаправленно плюет в других людей, его действия нужно рассматривать как дезадаптивное поведение, которое может быть скорректировано следующим способом: обучение альтернативному поведению, положительное подкреплением нового поведения и, если необходимо, предоставление адекватных последствий за плевки ( например утрата привилегий, тайм-аут, необходимость убрать следы плевков и т.д.)
Общие факты:
Возраст детей: 6-10
Степень сложности планирования: умеренная
Уровень сложности задачи: умеренная
Предварительные навыки
Ребенок должен понимать простые инструкции, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо», то есть понимать что значит хорошее и плохое поведение, и иметь необходимые навыки для овладения выбранным вами видом альтернативного поведения.
Если вы хотите использовать систему жетонов, ребенок должен понимать что после того как он соберет их все, то получит доступ к желаемому предмету или занятию.
Процесс
- Чтобы определить возможную функцию плевков, соберите данные. К примеру, ребенок плюется чтобы получить внимание или чтобы избежать какой-то деятельности? Простую таблицу ABC (см.дополнительные материалы) можно заполнять после каждого случая появления плевков. Это поможет понять, в каких обстоятельствах чаще всего возникает проблема и что ее поддерживает. Например если ребенок плюется когда его просят отложить значимый предмет или игрушку, в качестве альтернативы его стоит обучить фразе «хочу еще поиграть» или «еще 2 минуты, пожалуйста», либо научить прекращать игру по звуку таймера. Каждая ситуация, в которой ребенок проявляет желаемое поведение должна сопровождаться подкреплением ( материальным или вербальным).
- Обучите ребенка необходимым социальным/коммуникативным навыкам, которых ему недостает, так чтобы не было необходимости обращаться к плевкам. Например вы можете поработать над: умением играть по очереди, просить поиграть, просить о перемене, отказываться и т.д.
- Используйте социальные истории и другие визуальные подсказки (см.дополнительные материалы) чтобы обучить альтернативному поведению и показать варианты последствий как для плевков, так и для более приемлемого поведения, такого как «просьба о перемене»
- Видимая система подкреплений, такая как «башня подкреплений» ( судя по всему аналог планшета для жетонов, только вертикальный — прим. переводчика) или система жетонов — прекрасный способ вознаграждения за желаемое поведения ( в данном случае за альтернативу плевкам).
Если за 4 недели вам не удалось добиться значимых изменений поведения вероятно потребуется провести процедуру экспериментального функционального анализа поведения.
Дополнительные материалы и ссылки
- Список орально-моторных игр и занятий, которые можно использовать как альтернативу привычке плеваться или лизать все подряд ( приведена ссылка на материал про то как отучить ребенка все лизать, привожу кратко список игр и занятий — прим. переводчика): пузыри, губная гармошка или казуу, чистка зубов, возможность облизать фруктовый лед или леденец, «жевалки» в виже бус или кулона.
- Таблица ABC Generic-ABC-data-sheet
- Социальная история «Плеваться плохо» социальная история
ЕДополPossible activities/exercises may include: blowing bubbles, harmonica or a kazoo, brushing teeth/mouth with a tooth brush, licking a popsicle or lollipop or providing a “chewy” necklace. (consider age of child)