Проблемное поведение.
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина.
Оригинал: http://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-behaviour/behaviour-guidelines.aspx
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
В этой статье мы представляем обзор поведенческих проблем, которые могут наблюдаться у детей и взрослых страдающих расстройствами аутистического спектра.
Нами будут затронуты следующие вопросы:
- Почему у людей, страдающих аутизмом, возникают поведенческие проблемы.
- Цели поведения.
- Способы работы с поведением.
В тексте мы говорим о «детях», но надеемся что информация будет полезна и для понимания взрослых с расстройствами аутистического спектра. Напоминаем, что каждый случай индивидуален, и информация, данная в этой статье не обязательно будет актуальна для каждого человека, страдающего аутизмом.
Почему у моего ребенка возникает проблемное поведение?
Поведенческие проблемы у аутичных детей могут быть вызваны самыми разными причинами. Для большинства аутистов наш мир — сложное, запутанное и одинокое место. Основные проблемы этих детей, возникающие в сфере коммуникации и социального взаимодействия, как правило служат причиной появления проблемного поведения. Конечно, существуют и другие причины. Их мы также рассмотрим ниже, но следует помнить, что приведенный список не может считаться полным.
Также мы хотели бы подчеркнуть, что если у вашего ребенка возникают проблемы с поведением, это не означает что вы плохие родители. Зачастую в этом вообще нет вашей вины. Такое впечатление может создаться лишь в случае, если проблемное поведение связано с вашим появлением — особенно если оно обычно возникает дома, а не в школе. Эта проблема касается не только вас, даже если вам поначалу так не кажется.
Многие родители обращаются к нам с вопросами, связанными с поведением их ребенка. Часто повторяющиеся вопросы и наши комментарии мы привели на сайте: www.autism.org.uk/behaviourfaq
Коммуникация.
У аутичных детей как правило возникает ряд проблем с коммуникацией, среди которых проблемы с :
- Обращением к другим людям ( экспрессивная речь)
- Пониманием речи (рецептивная речь)
- Пониманием невербальной коммуникации: мимики, жестов, языка тела (May, 2005).
Из-за озвученных выше проблем, аутисты часто с трудом могут сообщить о своих нуждах, или понять, о чем говорят или просят другие люди. Такое положение приводит к закономерной фрустрации и тревоге, которые, в свою очередь, если нет другого способа выразить эти чувства, могут привести к появлению нежелательного поведения.
Подробнее проблемы коммуникации и РАС рассмотрены в статье «Коммуникация и социальное взаимодействие»: www.autism.org.uk/18350
Социальные ситуации.
Коммуникативные навыки влияют на то, как ребенок справляется с различными социальными ситуациями. Многим аутистам, чтобы обратиться к другому человеку, требуются значительные усилия, поэтому они считают ситуации, в которых вынуждены это делать ( социальные ситуации) опасным источником стресса. (Whitaker, 2001).
Не все дети с расстройствами аутистического спектра в состоянии понять, что их точка зрения на какой-либо вопрос может не совпадать с точкой зрения другого человека. Это также вызывает определенные трудности при взаимодействии с окружающими.
Дети с расстройствами аутистического спектра могут не понимать «правил общежития» — неписанных правил, регулирующих взаимоотношения между людьми, к примеру, насколько близко можно стоять к собеседнику, как соблюдать очередность в разговоре, и т. д. Эта проблема становится особенно актуальной, если ребенок оказывается в новой, незнакомой ситуации.
«Близкие контакты» с социумом могут быть сложными и непредсказуемыми. Нежелательное поведение в том числе может быть связано с попыткой ребенка-аутиста избежать социальных контактов. (May, 2005).
Непредсказуемость событий.
Аутистам бывает трудно сориентироваться в режиме дня — то есть понять в какой последовательности и что будет происходить. Многим детям помогают различные виды расписаний, которые позволяют им сориентироваться в событиях в течении дня и подготовиться к ним.
Многим бывает трудно «пережить» так называемое «свободное», ничем не заполненное, время, например школьные переменки, которые в добавок бывают довольно шумными. В такой ситуации ребенку особенно трудно бывает предсказать, что произойдет в следующий момент и как он должен будет себя вести. (May, 2005). В процессе наблюдений вы можете заметить, что проблемное поведение у ребенка возникает в основном в «свободное время», в перерывах между занятиями и уроками(Clements, 2005).
Аутисты с трудом понимают абстрактные понятия, такие как время. Многим из них бывает трудно ждать. Иногда в подобной ситуации может помочь, если вы четко объясните ребенку, почему и сколько вам нужно подождать. Например вы можете сказать так : «Нам нужно подождать 5 минут, до 10:30, потому что доктор назначил нам прием на 10:30».
Проблемы сенсорной обработки.
Многие дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой сенсорной информации. К примеру многие из них не переносят определенных вкусов или текстур, или болезненно воспринимают любое — даже самое легкое — прикосновение.
У многих беспокойство и панику вызывают определенные запахи, звуки, или вспышки света. Другим детям бывает трудно дистанцироваться от фонового шума и ненужной визуальной информации. Вместо этого все звуки, свет, запахи и т. д. воспринимаются одинаково интенсивно и приводят к сенсорной перегрузке. В обстановке, вызывающей стресс, многие дети начинают проявлять повторяющееся поведение, например хлопать в ладоши, или крутиться на месте, с тем чтобы блокировать чрезмерную сенсорную нагрузку.
Люди с расстройствами аутистического спектра часто очень остро реагируют даже на самые незначительные изменения в окружающей обстановке. Если поведение ребенка резко и внезапно изменилось, подумайте, что в окружающем пространстве могло вызвать подобную перемену. Подробнее об этой проблеме можно прочитать в статье «Сенсорный мир аутизма» www.autism.org.uk/sensory
Проблемы со здоровьем.
Если поведение ребенка внезапно изменилось, проверьте, может ли перемена быть вызвана проблемами со здоровьем. Ребенку может быть трудно сообщить, что он плохо себя чувствует, или у него что-то болит, даже если он хорошо владеет речью.
У некоторых детей бывают эпилептические припадки, которые могут вызвать приступы раздражительности и дезориентацию, или проблемы гастроэнтерологического характера, вызывающие болезненные ощущения (Clements, 2005). Чтобы помочь ребенку сформулировать, где именно у него болит, можно воспользоваться специальной шкалой, такой как paediatric pain profile (PPP). Подробнее: www.ppprofile.org.uk
В качестве альтернативы, чтобы помочь ребенку показать, где болит, многие родители используют символы ( вы можете распечатать с нашего сайта специальную диаграмму).
Нежелательное поведение может вернуться в период, когда ребенок болен. Если это ваш случай, используйте для работы с поведением ту же стратегию, которую использовали в прошлый раз при работе над ним (May, 2005).
Издевательства.
К сожалению, дети с расстройствами аутистического спектра гораздо чаще, чем их сверстники, подвергаются издевательствам. Если в поведении вашего ребенка произошла внезапная перемена, поинтересуйтесь, возможно в школе произошла ситуация, в которой ребенок подвергся издевательствам, или его дразнили. Не все аутичные дети в состоянии рассказать, что стали объектом травли — некоторым трудно даже разобраться в значении этого понятия — поэтому вам, вероятно, придется сыграть в детектива.
Если ваш ребенок стал объектом травли, возможно вам пригодится наша статья «Травля: полезное руководство для родителей»: www.autism.org.uk/bullying
Перемены.
Аутистам трудно справляться с переменами, будь то временное изменение школьного расписания, или более значительные перемены, такие например как переезд ( о проблемах, связанных с переездом, можно прочесть в статье www.autism.org.uk/movinghouse). Наблюдая за ребенком, вы можете заметить, что нежелательное поведение возникает в период перемен, но прекращается, когда ребенок привыкает к новым обстоятельствам.
Есть ли у поведения цель?
Чтобы понять это, рассматривая конкретное поведение вашего ребенка, нужно задать себе два простых вопроса:
- Что мой ребенок хочет мне таким образом сказать?
- В чем функция данного поведения? (May, 2005)
Какой может быть функция поведения?
Писатель Philip Whitaker предложил воспринимать поведение как айсберг: то поведение, которое мы наблюдаем — это верхушка, но гораздо больше скрыто под ней. (Whitaker, 2001). Аутисты не всегда могут выразить свои чувства при помощи мимики, жестов или речи. Вместо этого они используют другие виды поведения. При помощи нежелательного поведения ребенок может пытаться сказать, что он устал, обеспокоен, или злится на что-то, или же ему нужно немного передохнуть и побыть в одиночестве.
В чем причина поведения?
Чтобы разобраться в причинах определенного поведения полезно вести записи, своего рода «поведенческий дневник». Это позволит вам понаблюдать за поведением и понять, что его вызывает, например, если нежелательное поведение возникает каждый раз в конце дня, вероятно ваш ребенок сильно устает в школе.
Один из способов записи данных о проблемном поведении, известная многим таблица ABC. В ней вы записываете предшествующие факторы ( что произошло до того как поведение возникло, кто присутствовал рядом, где был ребенок), само поведение, и последствия ( что произошло сразу после прекращения поведения).
Если вычислить потенциальные факторы, влияющие на появление поведения, будет легче придумать способы предотвращения этого поведения в будущем. То, что мы называем «стратегии». Стратегии как правило более успешны, если направлены на работу с причиной или функцией определенного поведения (May, 2005).
В конце этой статьи вы найдете ссылку для скачивания таблицы ABC. В этом документе также вы найдете вопросы, которые помогут вам распознать, в чем может быть причина поведения.
При работе с проблемным поведением, сосредоточьтесь не более чем на двух целях за один раз. Если вы попытаетесь одновременно использовать при работе с ребенком слишком много стратегий, скорее всего ни одна из них не сработает. Прежде чем начать работу, запишите все виды поведения ребенка, вызывающие ваше беспокойство, расположите их в порядке приоритетности и выберите 2 наиболее актуальные на текущий момент цели (Clements, 2005).
Не волнуйтесь, если сперва все станет еще хуже, поначалу все дети сопротивляются переменам. То, что ребенок изо всех сил старается оставить все как есть, нормально. Важно продолжать двигаться в русле выбранной стратегии и проявлять настойчивость.
Способы справиться с проблемным поведением.
В этом разделе мы перечислим некоторые стратегии, которые помогут вам справиться с проблемным поведением. Но сперва мы бы хотели привести наши главные советы, которые будут вам полезны вне зависимости от того, какую стратегию для работы с поведением ребенка вы в итоге выберете.
Советы:
- Последовательность имеет решающее значение. Какую бы стратегию для работы вы не выбрали, ее должны придерживаться все, кто так или иначе связан с вашим ребенком: члены семьи, учителя и т. д. Если на нежелательное поведение ребенка все будут реагировать по-разному, это может быть причиной стресса, беспокойства и дезориентации, что в свою очередь приведет к тому, что с нежелательным поведением будет только сложнее справиться.
- Будьте терпеливы: поведение вашего ребенка не изменится за одно мгновение. Ведите дневник, так будет легче отследить даже самые маленькие положительные изменения (Dickinson and Hannah, 1998).
- Наказания обычно не срабатывают, т. к. аутисты не часто могут понять связь между их поведением и полученным наказанием (Whitaker, 2001). Также наказания не объяснят вашему ребенку, какого поведения вы от него ждете, и не научат его ничему новому.
- Физические упражнения могут помочь справиться со стрессом и плохим самочувствием. Некоторые исследования показывают, что регулярные физические упражнения способны оказать положительный эффект на определенное поведение (Dickinson and Hannah, 1998). Многим детям, например, доставляют большое удовольствие прыжки на батуте.
- Тайм аут — прекрасная возможность для ребенка, чтобы успокоиться, особенно если факторы окружающей среды, такие как, например, мерцающие огни, вызвали у него сенсорную перегрузку. Место для тайм-аута может быть любым, но обязательно спокойным и безопасным (May, 2005). После нескольких минут перерыва можно вернуть ребенка к деятельности, которая не вызовет у него беспокойства. Некоторые дети во время тайм-аута дома могут посидеть у себя в спальне, или заняться каким-то любимым делом.
- Работая над поведением, смотрите на вещи реально и ставьте перед собой и перед вашим ребенком цели, которых вы в состоянии достигнуть. Не стоит расстраивать себя еще больше, самостоятельно ставя перед вами заранее недостижимые цели, и ругая себя за «провал» (Dickinson and Hannah, 1998).
- Людям с расстройствами аутистического спектра бывает трудно обобщить полученные навыки в разных ситуациях. Помогите вашему ребенку научиться использовать новые навыки или стратегии поведения в разных ситуациях — дома, в школе и т. д.
- Убедитесь, что навык не забыт. Если в прошлом вы успешно использовали какую-либо стратегию, время от времени следует освежать ее в памяти, чтобы ребенок не забыл полученных навыков. Может случиться и так, что вы будете вынуждены вернуться к старым стратегиям работы с поведением, в случае когда ребенок будет находиться в состоянии стресса, болеть или переживать серьезные перемены, и старое поведение вновь появится. Вам могут помочь визуальные средства поддержки.
Стратегии.
В этой части мы кратко поговорим о стратегиях, которые вы можете использовать при работе с проблемным поведением. За более подробной информацией и примерами того, как эти стратегии работают в разных ситуациях, вы можете обратиться по ссылке www.autism.org.uk/behaviourfaq
Говорите ясно и четко.
Некоторые случаи проблемного поведения связаны с тем, что дети не в состоянии сообщить о своих желаниях. Некоторые аутисты хорошо владеют речью, но им все равно может быть трудно сообщить о чем-то, если они расстроены, злятся, или не могут понять, о чем вы говорите. Главное, говорите кратко, и обязательно каждый раз обращайтесь к ребенку, лучше по имени, чтобы он понял, что ваши слова предназначены именно для него. Таким образом вы избавите ребенка от необходимости отфильтровывать лишнюю информацию.
Если ваш ребенок не умеет говорить, или ему трудно пользоваться речью, возможно вам стоит подумать об альтернативных способах коммуникации.
Используйте визуальные средства поддержки.
Людям с аутизмом обычно легче воспринимать визуальную информацию — это касается и тех из них, кто хорошо говорит. Многие дети используют картинки, символы или фотографии, чтобы сообщить о том, что им нужно, для кого-то проще сделать это на языке жестов.
Чтобы помочь ребенку подготовиться к событиям в течении дня хорошо использовать визуальное расписание. Это дает детям с аутизмом приятное чувство предсказуемости, и помогает справиться с неуверенностью.
На нашем сайте можно прочитать об использовании визуальных средств поддержки подробнее: www.autism.org.uk/visualsupports
Напишите социальную историю.
Социальные истории — короткие описание ситуаций, событий или занятий, как правило с картинками, в которых содержится информация о том, чего следует ожидать и почему. Подобные истории помогают ребенку получить представление о том, как другие люди ведут себя в разных ситуациях, и заложить основу для собственного подобающего поведения.
Чтобы узнать больше о социальных историях, о том как их писать и использовать, пройдите по ссылке: www.autism.org.uk/16261
Разберитесь с эмоциями.
Многим людям с аутизмом трудно не только понять, как чувствуют себя другие, но и разобраться с собственными чувствами. Эмоции, чувства — очень абстрактные понятия, и для того, чтобы «увидеть» собственную злость требуется изрядная доля воображения.
Есть способ сделать эмоции более «конкретными». Например шкала стресса — прекрасный способ, при помощи которого ребенок с аутизмом может понять, как он себя чувствует.
Вы можете выбрать «светофор», «термометр» или просто шкалу от 1-5, обозначив степень эмоций при помощи цветов или чисел. К примеру, зеленый свет светофора, или цифра 1, может означать «я спокоен», цифра 5 или красный свет — «я злюсь».
Ребенку нужно помочь понять, что значит «злость». Один из способов сделать это — обратить его внимание на физические изменения тела. Например: «Когда я злюсь, у меня болит живот, лицо краснеет, я хочу плакать». Когда ребенок научится распознавать крайние степени спокойствия и злости, можно будет переключиться на более тонкие эмоции.
Если ребенок видит, что начинает злиться, он может попытаться себя каким-то образом успокоить, или уйти из травмирующей ситуации. Или же посторонние могут заметить, что происходит, и прийти на помощь.
Научите расслабляться.
Детям с аутизмом обычно трудно расслабиться. Некоторым помогает особый интерес, или любимое занятие. Об этом конечно лучше знать. Можно ли вставить в их ежедневное расписание время, когда они смогут заниматься любимым занятием?
Но иногда особые интересы или занятия могут стать причиной нежелательного поведения. Например, в случае,когда ребенок хочет заняться любимым делом, но не может.
Другой способ, который, по словам самих аутистов, помогает им расслабиться — короткие перерывы в течении дня, когда они могут побыть в одиночестве, прогуляться, послушать музыку. Иногда помогают гомеопатические успокоительные средства ( разумеется назначенные врачом).
Изменяйте окружающую среду.
Как было замечено выше, дети с аутизмом с трудом обрабатывают сенсорную информацию. Некоторые факторы окружающей среды могут выступать в качестве серьезных раздражителей. Если в этом кроется причина нежелательного поведения, может быть проще удалить раздражитель, нежели пытаться изменить связанное с ним поведение. Мерцающие огни, громкий шум или сильные запахи вызывают у ребенка стресс? Помните, что раздражители могут быть совершенно не заметны вам, но для вашего ребенка их воздействие может быть более чем существенно.
Награждайте, когда есть заслуги.
Если ребенок усваивает новый навык, или стратегию поведения, старайтесь максимально поддержать его в этом деле и как можно больше хвалить.
Некоторым детям нравится словесная похвала, другим больше по вкусу материальная награда, например жетон, или пять минут, которые можно посвятить любимому делу, или просмотр DVD. Старайтесь вознаграждать ребенка тем, что имеет для него ценность.
И старайтесь предоставлять награду сразу же, как только ребенок продемонстрировал навык. Скорее всего ребенок свяжет приятные ощущения от награды с демонстрацией навыка, и будет стараться чаще демонстрировать его в дальнейшем.