Как оценить структуру вашей ABA программы

Как оценить структуру вашей ABA программы

По материалам журнала Autism Asperger’s digest январь-февраль 2004 года

Оригинал: http://www.idsautism.com/sites/default/files/uploads/documents/ABA_Structure.pdf
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Постоянная ссылка на статью: http://specialtranslations.ru/examining-the-structure-of-your-aba-program/
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:       http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод)


Одна из самых сложных и болезненных проблем, с которыми сталкиваются родители детей с расстройствами аутистического спектра – выбор «правильной» программы интенсивного вмешательства. С ростом осведомленности об аутизме, существенно возрос выбор возможных программ и сервисов.

Программы раннего вмешательства включают в себя ежедневные индивидуальные занятия, сконцентрированные в основном на развитии игровых навыков, навыков коммуникации и самопомощи. Такие программы, чья эффективность была подтверждена эмпирическими исследованиями, в основном опираются на принципы прикладного поведенческого анализа. Прикладной анализ поведения (ABA) – методика, которая в течении нескольких десятилетий развивалась и расширяла сферу своего использования. Специалисты в области ABA используют множество разнообразных методик чтобы изменить поведение клиента, постоянно анализируют проделанную работу и систематически улучшают программу вмешательства.

Сфера использования ABA может показаться слишком сложной и запутанной для новичка, тем более что многие специалисты принадлежат к разным «лагерям» и направлениям использования метода. Таким образом, составленные разными специалистами программы могут существенно различаться, хотя на практике будут преследовать одни и те же цели.

Еще один фактор, который часто обескураживает — неточность и противоречивость терминов, которыми пользуются специалисты при описании программ. Такие слова как «метод отдельных блоков», «пивотальные навыки», «вербальное поведение», «естественная языковая парадигма», «случайное обучение», вкупе с многими другими, превращает процесс ознакомления с программой в настоящее исследование.

Дополнительных сложностей процессу добавляет то, что в каждом «поведенческом лагере» идут серьезные дебаты о том, какой метод обучения является наиболее эффективным и при каком подходе. К примеру метод отдельных блоков, без сомнения один из самых популярных, по-разному воспринимается разными агентствами и исследователями. Доктор Ивар Ловаас, автор этого метода, не единожды сокрушался о том, насколько непоследовательно его используют.
Специалисты имеют обоснования для столь различного подхода к применению техник прикладного анализа поведения в области раннего вмешательства, тем не менее, недостаток согласованности в профессиональной среде  ставит дополнительные препятствия для семей в поисках помощи.

Не так давно по профессиональному сообществу прокатилась волна горячих дебатов о том, что представляет собой хорошая ABA программа. Пока не будут получены результаты дополнительных исследований, трудно сказать, какое из ответвлений прикладного анализа поведения является наиболее эффективным.

Таблица 1: переменные, влияющие на структуру ABA программы
• Количетсво мест для возможного обобщения навыков
• Количество времени, отведенного для игр
• Количество ситуаций, в которых ребенку разрешается самостоятельно выбрать поощрение или активность
• Использование визуальных подсказок
• Использование пищевого подкрепления, похвалы, жетонов
• Использование физической подсказки
• Возможность привлечь к занятиям брата, сестру или другого партнера по играм

В этой статье мы коснемся базовых моментов, которые обычно учитывают при разработке индивидуальной программы, с особым акцентом на том, что является на наш взгляд основой любой хорошей программы раннего вмешательства – структуре. Не смотря на массу соображений, которые следует принять во внимание при оценке программы, именно структурированность должна быть оценена в первую очередь. Структура, структурированный подход к обучению – это то, что прежде всего отличает обучающие программы, созданные на основе принципов прикладного анализа поведения.

Из чего состоит ABA программа?
Прикладной анализ поведения использует различные обучающие стратегии для усиления желаемого, снижения нежелательного  и обучения новым видам поведения. Подобные стратегии могут быть использованы при работе с людьми любого возраста и любого уровня развития.

Один из базовых принципов ABA гласит что любое поведение имеет определенную функцию, то есть зачем-то нужно человеку. Например, при помощи поведения человек может сообщать о том, что ему что-то нужно, или требовать от окружающих какой-то специфической реакции (к примеру ребенок кричит, чтобы избежать задания). Обучающие стратегии, которые мы используем, основываются на подкреплении желаемого поведения и игнорировании нежелательного. Таким образом нежелательное поведение сменяется на более социально приемлемое и человек обучается новым навыкам.

Сбор данных необходим чтобы отслеживать прогресс в освоении новых навыков. Также на основе собранных данных проводят анализ эффективности программы и по необходимости вносят изменения.

На сегодняшний день больше всего вопросов вызывает то, как должна выглядеть программа интенсивного вмешательства на основе принципов ABA. Специалисты обычно придерживаются схожих принципов и методик, но мнения относительно того, как именно должно проходить занятие могут существенно разниться. Принципы прикладного анализа поведения и педагогические приемы могут использоваться сотней разных способов. Например мы можем учить ребенка говорить, когда он прыгает на батуте, или постепенно, с использованием подсказок, формировать у него навык произнесения отдельных звуков в структурированной среде за столом.

Традиционно в процессе ABA-сессии идет сбор данных о различных видах поведения, поощряется демонстрация желаемого поведения несколько раз за занятие и идет поступательное формирование желаемых видов поведения и навыков.
В последнее время все больше специалистов используют принципы ABA в процессе занятий, более соответствующих естественным потребностям клиента. В описании таких программ часто встречаются термины вроде «игровая» ABA и «естественное» вмешательство. Профессионалы в области поведенческого анализа признают как классический метод обучения отдельными блоками, так и новые, более естественные методики обучения, так как их эффективность также была подтверждена исследованиями. Но остается открытым вопрос, с которым сталкиваются все заказчики услуг: насколько важна жесткая структура при планировании интенсивной программы поведенческого вмешательства?

Таблица 2 Основные различия между ABA-программами
Программы с жесткой структурой 
• Предельно четкие небольшие цели на каждом этапе
• Каждый навык разбит на несколько маленьких шагов
• Учебным процессом управляет терапевт/учитель
• Для обучения нужным реакциям используется метод множественных проб

Программы на основе игровой деятельности

• Цели встроены в игровую деятельность
• Целевые навыки плавающие и могут меняться в течении занятия
• В начале работа более структурирована, но с течением времени, когда ребенок осваивает больше навыков, структура становится все более гибкой
• Учитель все еще контролирует процесс, но больше следует инициативе ребенка
• В игровом формате одновременно идет работа над множеством целей
• Детей учат тому, что игра требует развития коммуникативных и социальных навыков

Структура. Хорошая и плохая.

Каждая ABA программа направлена на работу с определенным поведением, которое формируется и усиливается на протяжении  занятия. Но обучающий процесс может проходить в самых разных условиях, и это не повлияет на его эффективность.

Наиболее четкая структура у занятий на основе традиционного метода отдельных блоков. В процессе подобных занятий ребенок сидит напротив терапевта и последовательно выполняет его задания (отвечает на вопросы, выполняет инструкции и т.д.). За правильные ответы ребенок получает подкрепление (сладости, игрушки, жетон или похвалу). Многие программы на основе метода отдельных блоков, по большей части состоят из занятий в подобном формате. Преимущество подобного подхода в том что за короткий отрезок времени можно многое освоить. Большинство учебных блоков представляют собой законченную структуру и прогресс, которого удается достичь, по-настоящему впечатляет. Родители и специалисты с восторгом наблюдают за успехами ребенка в области имитации, развития речи и т.д.

Но, как это всегда бывает, ради успеха нужно чем-то жертвовать, и у чересчур структурированной программы помощи ребенку с аутизмом есть своя цена. В результате у ребенка может сформироваться зависимость от подсказки или трудность с обобщением полученных навыков. Зависимость от подсказки выражается, например, в том что ребенок уже может говорить, но не делает этого до тех пор, пока ему не зададут вопрос, или он не получит подсказку. В результате полученный навык не используется для спонтанной вербальной коммуникации, и это никак не облегчает положение ребенка вне занятий. Проблемы с обобщением выражаются в том что ребенок становится чрезвычайно чувствителен к мельчайшим изменениям окружающей среды, к примеру жестам или тембру голоса. Эту проблему трудно заметить, если полученные навыки не тренируются в самых разных условиях в течении дня. Собранные во время занятия данные не будут в данном случае показательными, поскольку весьма вероятно что ребенок только запомнил как следует реагировать в определенных и весьма конкретных обстоятельствах, а на практике все успехи исчезают за пределами кабинета для занятий.

К сожалению такая проблема возникает часто, а исправить ее бывает непросто. Очень часто ребенок свободно отвечает на вопросы, самостоятельно демонстрирует игровые навыки и выполняет сложные инструкции, но…только во время занятий. А во время игр со сверстниками, или выходов в город с семьей эти навыки практически не используются. Вот почему важно, чтобы жесткая структура во время занятий гармонично сочеталась с более естественными условиями обучения.

Чем мы рискуем, работая в менее структурированной среде?

Очень важно чтобы часть занятий ежедневно проходила в менее структурированной  среде. Это значит что ребенку должны быть созданы условия, в которых он сможет играть, просить игрушки, изучать окружающее пространство и одновременно работать над целями программы. В таких условиях лучше всего идет работа над спонтанным использованием языковых и социальных навыков. В процессе естественного взаимодействия легче выстраивать работу одновременно над несколькими целями. Программы на основе игровой деятельности дают ребенку возможность выбора игр и заданий во время каждого занятия, что подкрепляет желание ребенка взаимодействовать с учителем. Он может выбирать разные игрушки и занятия, в процессе которых его будут учить навыкам коммуникации, игры и социального взаимодействия. Доступ к желаемым заданиям и играм мотивирует ребенка и поддерживает интерес к занятиям.

Такие занятия проще организовать при участии родителей, братьев и сестер, таким образом у ребенка появляется больше возможностей к обобщению изучаемых навыков. Менее структурированный подход позволяет уделить больше времени отработке целевых навыков, поскольку наиболее приятные моменты вместе могут быть использованы как повод научить ребенка чему-то новому и компетентные родители могут использовать выбранные принципы обучения на протяжении всего дня. Кроме того, когда учебные моменты «размыты» в пространстве и времени, новые навыки вероятнее всего будут обобщены и с меньшей вероятностью сформируется зависимость от подсказок.

Для не структурированной обучающей среды часто используют термин “естественная”, что вносит дополнительную путаницу. Хотя терапевт должен использовать все возможные «естественные» ситуации для тренировки целевых навыков, он не должен просто ждать, пока подвернется подходящий случай, чтобы научить ребенка чему-то. В таких программах все равно есть структура, здесь четко определены навыки, которые систематически тренируются и педагогические приемы, которыми пользуется терапевт. И кроме того огромную часть работы составляет вовлечение и мотивация ребенка к взаимодействию и совместной деятельности.

Термин «естественное/случайное обучение» часто понимают не верно. Это не означает что мы просто должны ждать, пока случайное стечение обстоятельств не даст нам возможность научить чему-то ребенка и похвалить его. Случайное обучение требует планирования и возможности «дирижировать» возникновением поводов для обучения в разных ситуациях. Только тогда этот подход может обеспечить ребенку возможность обобщить полученные знания и достичь независимости.

Утрата структуры несет за собой определенные риски. Литература, посвященная менее структурированным обучающим подходам обычно используется специалистами для критики метода отдельных блоков и традиционных подходов в рамках ABA. И это весьма печально. Необходимость обеспечить ребенку с аутизмом возможность обучения в менее структурированной среде не означает что мы должны уменьшить количество целевых поведений для работы по программе, или в принципе отказаться от структурированного подхода. В программах большинства детей с аутизмом есть место и для жесткой структуры, и для обобщения в естественных условиях.

Нужно найти необходимый баланс. Обычно ребенку нужно какое-то время заниматься в структурированной среде, пока он не разовьет достаточно сложных навыков, которые можно тренировать в естественных условиях. Поскольку даже структурированные занятия не отменяют необходимости  обобщения и развития самостоятельности, важно выбрать по-настоящему значимые навыки, которым вы будете обучать во время структурированной части занятий. Независимо от того, проходят ваши занятия в жестко структурированной или естественной среде, все цели так или иначе должны быть затронуты.

Еще один риск, который несет менее структурированный подход к обучению, заключается в том что родители, братья и сестры, сверстники и прочие могут не понимать как продвигаться в обучении в соответствии с возможностями ребенка. Прописанную от первого шага до последнего, структурированную сессию проще воссоздать, тогда как более свободное занятие на основе игровой деятельности повторить почти невозможно.

Любая ABA программа предполагает что ребенок получает много часов занятий и после того, как заканчивается сессия с поведенческим терапевтом. Очень важно правильно обучить тех, кто будет с ребенком на протяжении всего дня. Чтобы гарантировать, что все полученные навыки будут должным образом обобщены, попросите специалистов оценить уровень подготовки тех, кто ежедневно находится с ребенком и удостовериться что они хорошо понимают цели программы и умеют правильно использовать обучающие приемы. Это позволит  быть уверенным, что и вне занятий работа будет продолжена.

Когда стоит «ослабить  хватку»?

Стоит воспринимать переход к менее структурированным условиям как одну из целей вашей образовательной программы. Очень важно научить ребенка применять полученные коммуникативные, социальные и игровые навыки в разных обстоятельствах и с разными людьми. Итоговым результатом освоения любого навыка должно быть умение применять его в любых обстоятельствах.

Так например умению задавать вопросы начинают обучать под руководством учителя в структурированной среде, затем обобщают путем случайного обучения, в менее структурированных условиях, и наконец доводят до совершенства, так чтобы ребенок мог задать вопрос любому: друзьям, продавцу, любому коммуникативному партнеру который не имеет представления о том, как и чему этот ребенок обучается.

Когда ребенок уже освоил навык, а то и раньше, следует планировать занятия в менее структурированной среде. У многих детей большая часть занятий проходит в естественных условиях. Если данные показывают, что ребенок успешно продвигается, вы на верном пути. Если в течении существенного отрезка времени прогресса не происходит, возможно имеет смысл попытаться поработать над целями в более структурированной среде. Важно помнить что в естественной среде навыки могут усваиваться медленнее, но зато существенно снижается риск того, что они так и останутся не функциональными.

Таблица 3: Признаки, говорящие о том, что следует уделить больше времени занятиям в неструктурированной среде
• Хорошо развивается функциональная коммуникация
• Интерес ребенка к различным игрушкам и занятиям постоянно возрастает
• Ребенок умеет вербально выражать свои предпочтения
• Появилась символическая игра
• Зависимость от подсказок представляет существенную проблему

Когда стоит «натянуть поводья»

Два основных признака того что ваши занятия должны стать более структурированными – снижение прогресса в процессе обучения и появление нежелательного поведения. Если терапевт не контролирует поведение ребенка и окружающую обстановку, возможно следует перейти к занятиям в более структурированной среде для начала.

Одно из главных преимуществ структурированной среды – возможность быстро научить ребенка спокойно сидеть, сотрудничать, соблюдать правила и имитировать. Кроме того, если в менее структурированных условиях ребенок обучается медленнее, в рамках структуры он будет делать это быстрее.

Баланс структурированных и менее структурированных занятий – самая непростая часть планирования любой программы. Отказ от неструктурированных занятий лишает ребенка возможности обобщить целевые навыки. Отказ от структурированной среды ограничивает возможности ребенка к обучению новым навыкам.

Наша цель – обеспечить ребенку систематическое продвижение в освоении новых навыков. Таким образом наиболее предпочтительным является сочетание занятий в естественной среде и структурированных, либо освоение новых навыков в структурированных условиях и последующее обобщение в естественной среде. Самое важное – проявлять гибкость и вовремя изменять программу ребенка с течением времени, когда он осваивает новые навыки и умения.

Очень важно чтобы вы, как родитель, были согласны с основными целями и подходами программы вашего ребенка и считали что выбранное направление лучше всего удовлетворяет потребности вашего ребенка и семьи.

Вот на что следует обратить внимание:
1. Насколько целесообразны поставленные цели? Цели программы должны соответствовать текущему уровню развития ребенка, а также его коммуникативным и социальным потребностям.
2. Подходят ли вашему ребенку выбранные цели и обучающая среда? Очень важно чтобы у вашего ребенка было много возможностей практиковать новые навыки в разных социальных ситуациях. Это может быть в том числе включено в занятие.
3. Являются ли навыки, которым учат вашего ребенка, значимыми и функциональными? Он может пользоваться ими в повседневной жизни? Ваш ребенок в первую очередь должен получать полезные умения, которыми сможет пользоваться в течении дня. Например, если ваша цель – научить ребенка выполнять просьбы, вы можете учить его собирать монетки в стакан или убирать игрушки. Последнее является более функциональным и полезным. У этого навыка есть область применения, понятная ребенку.
4. У него есть возможность использовать новые навыки в разных обстоятельствах и с разными людьми? Это один из важнейших аспектов программы любого ребенка. Не стоит тратить время, обучая ребенка навыкам, которыми он сможет пользоваться только дома. Учить следует так, чтобы полученными навыками и знаниями ребенок мог пользоваться в парке, в школе, в магазине, где угодно. Цели программы должны быть значимы и для вас, и для вашего ребенка, где бы вы ни были.
5. Вы согласны с уровнем структурированности программы? Если вы считаете что подход к формированию программы вашего ребенка чересчур ригидный, или наоборот, попустительский, попросите внести необходимые изменения или обратитесь к другой методике вмешательства.
6. Программа включает в себя игру и социальные ситуации? Позволяет включать в процесс сверстников? Развитие социальных навыков имеет огромное значение, особенно на ранних этапах развития. Программа вашего ребенка должна включать развитие социальных навыков в разных условиях и практику взаимодействия со сверстниками, братьями и сестрами.
7. Вас устраивает специалист, который работает с ребенком? Он должен быть мотивированным, энергичным, креативным и по всем статьям подходить вашей семье. Чем чаще вы будете иметь возможность присутствовать при занятиях и перенимать техники, при помощи которых работают с вашим ребенком, тем лучше.

8. Вы видите позитивные перемены в поведении и состоянии ребенка? Вы видите как он осваивает новые навыки и продвигается? Если в течении первых 6-8 недель программы вы не видите прогресса следует обсудить это с супервизором. Важно понимать, как принимаются решения относительно программы, целей, методом и структуры обучения.

Таблица 4: Признаки того, что следует уделить больше времени занятиям в структурированной среде:

  • Одна из ваших целей — обучение базовой имитации
  • Одна из ваших целей — обучение сотрудничеству
  • Ребенок редко демонстрирует заинтересованность и внимание к поведению окружающих
  • Ребенку трудно делать выбор
  • Занятия ассоциируются исключительно с развлечениями

Некоторые размышления напоследок

Специалисты в области прикладного анализа поведения еще не пришли к тому чтобы разработать общий алгоритм разработки индивидуальной программы вмешательства для ребенка с аутизмом. Мы просто не располагаем адекватными исследованиями, которые позволили бы сравнить различные подходы.

Кроме того, как ясно из этой статьи, методическая литература не отражает видимых различий в разных подходах. На руках у нас лишь общие описания, которые оставляют оценку программы  целиком и полностью на откуп заказчику.

Мы рекомендуем родителям начать с того, что попытаться шире оценить возможности применения структуры в их педагогическом подходе. Больше всего это влияет на то, насколько «обучающей» является эта программа а также на то, какой уровень участия со стороны ребенка допустим в рамках такого подхода. Если специалист проявляет гибкость в выборе обучающих методик и может спокойно переключаться между разными обучающими подходами, это говорит в пользу выбора этого профессионала для работы с вашим ребенком. Гибкость и широкий кругозор говорит о том, что он скорее всего сумеет удовлетворить потребности ребенка в любой ситуации.

Забегая вперед, родители могут получить представление о том, как педагог принимает решения по программе и планирует занятия. Это позволит семье понять каким образом будут справляться с проблемой обобщения и возможностью формирования зависимости от подсказок.

С течением времени программа будет развиваться, и подход будет не единожды меняться в сторону все большей независимости и самостоятельности ребенка. Как только целевые навыки будут освоены и обобщены, могут быть поставлены новые цели. Обсуждение того, как максимально встроить программу ребенка в естественную среду должно идти постоянно. В конце-концов ваша цель — не сделать из ребенка робота, а «вооружить» его навыками и умениями, необходимыми для выживания в современном изменчивом мире. Хорошо структурированная и сбалансированная программа поведенческого вмешательства может помочь вам в этом.

Авторы

William D. Frea, Ph.D.  Специалист в области аутизма и специальной педагогики, клинический психолог, семейный психотерапевт и специалист по коммуникации. Как лицензированный психолог заведует программой специального образования в Associate Professor at California State University, Los Angeles.

Dr. Frea Автор более 25 исследовательских работ, статей и соавтор книг, а также более чем 100 докладов на региональных и национальных конференциях и семинаров по проблемам аутизма. Президент Калифорнийской ассоциации поведенческого анализа, консультант на нескольких порталах в интернете

Ronit Molko, Ph.D. сертифицированный поведенческий аналитик и клинический психолог, специализирующийся на помощи детям с РАС. Получила степень masters по психологии развития и докторскую по развитию семейных отношений в семьях с детьми с особенностями развития.

Dr. Molko читает специализированный курс для сотрудников системы образования по использованию позитивных поведенческих стратегий  и созданию комплексных программ поведенческого вмешательства в школах. Она является автором многих семинаров и докладов по проблемам аутизма и докладчиком на региональных профессиональных конференциях.

Добавить комментарий