Обучение родителей: шаги к успеху
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.iloveaba.com/2012/07/parent-training-tips-for-success.html
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста
Тренинг для родителей направлен на то, чтобы привлечь их к участию в программе поведенческого вмешательства для ребенка. Все ABA-инструкторы обязаны привлекать родителей клиентов к работе и всячески поддерживать стремление к обучению. Для этого можно, например, обсуждать с ними детали текущих целей программы, совместный просмотр и обсуждение записей обучающих сессий, наблюдать за тем, как родители реализуют на практике вводный тренинг (compliance training) и предоставлять обратную связь … можно просто давать рекомендации по использованию разных форм поддержки для ребенка дома, например посоветовать повесить дома визуальное расписание.
Обучение родителей не должно быть сложным и отнимать много времени. Если вы работаете поведенческим инструктором, то в конце каждой сессии вам нужно сверять с родителями полученные данные и высказывать свои наблюдения относительно поведения ребенка на занятии. Если вы супервизор, то можно запланировать еженедельные встречи или телефонные консультации с родителями, на которых можно будет обсудить программу ребенка. Когда дело касается ABA, вовлеченность родителей — это путь к успеху.
Исследования однозначно показывают, что процесс поведенческого вмешательства протекает гораздо эффективнее, когда близкие ребенка вовлечены в процесс. Без команды ABA куда менее эффективен. Если поведение, формированием которого занимается инструктор, не обобщается, не получает подкрепления и не поддерживается в семье, может случиться одно из двух: либо ребенок потеряет этот навык, ЛИБО будет использовать его только на занятиях. Например ваш клиент может попросить вас о чем-то словами, а родителей по привычке тянет везде за руку. Навык, для демонстрации которого ребенку необходимо присутствие инструктора, нельзя считать усвоенным.
Родители и другие родственники ребенка должны очень хорошо представлять цели его обучающей программы, и быть ознакомлены с поведенческими планами настолько подробно, чтобы быть в состоянии провести обучающую сессию даже в отсутствие инструктора. Именно на такой уровень включенности вам следует ориентироваться.
Часто я получаю от инструкторов-новичков вопрос «Как я могу подтолкнуть избегающих и отказывающихся от сотрудничества родителей к участию в обучении?»
Прежде всего, нужно взглянуть на тех, с кем вы работаете, «правильными» глазами. Отбросьте в сторону привычку судить и критические замечания, настройтесь на сочувствие и понимание:
- Очень тяжело видеть в доме человека, который говорит что все что ты делал до сих пор — неправильно
- Очень тяжело довериться и доверить своего ребенка по сути незнакомцу
- Очень тяжело принять диагноз аутизм, даже спустя недели, месяцы и годы после того как он прозвучал впервые
- Очень тяжело переступить через парализующий страх и попросить о помощи
- Очень тяжело признать, что вы — родитель, но понятия не имеете как вам быть с ребенком
Поймите, что за словесными издевками, грубым обхождением, вечным недовольством, скептицизмом и бездействием, которые родители ребенка так часто вам демонстрируют, скрывается нечто куда более простое: страх.
Далеко не каждый из родителей, которые привели к вам своих детей, захочет учиться самостоятельно. Это данность. И это часть вашей работы, как специалиста в области ABA, объяснять родителям детей почему их включенность в работу с ребенком имеет столь важное значение.
Иногда, даже после того как вы объясните, почему вам так нужна их поддержка, вы все равно останетесь без нее. Для поведенческого специалиста очень важно, чтобы клиенты не имели шанса систематически отказываться или избегать родительских тренингов. Если вы работаете частным образом, то можете сказать не сотрудничающим родителям, что откажетесь работать с ними, если они не будут сотрудничать. В центрах специалисты также не имеют привычки слишком долго иметь дело с «не включенными» клиентами. Я бы не советовала иметь дело с компанией, не предоставляющей обучения для родителей, поскольку в противном случае вы окажетесь в ситуации, когда родители будут взаимодействовать с вами исключительно по желанию, а вы в их глазах превратитесь в высококлассную няньку. Не самое лучший вариант.
Мне часто приходилось работать в семьях, где родители не сотрудничали, а иногда и открыто выступали против меня, и вот несколько полезных советов, которые я могу дать по результатам полученного опыта:
- С самого начала ставьте ваши взаимоотношения с родителями ребенка на правильные «рельсы». Дайте однозначно понять, что рассчитываете на их участие в работе с ребенком ( я советую составить письменные договор) и предельно доходчиво объясните, как их участие повлияет на успех терапевтического вмешательства.
- Будьте внимательны к тому, как говорите с родителями. Следите за тоном, движениями, мимикой. Никто не захочет сотрудничать с человеком, который считает его глупым, ленивым и нерадивым. Помните, мы здесь не затем, чтобы судить, а затем, чтобы помочь.
- Давайте родителям конкретные комментарии, а не общие впечатления. Говорите им четко, что вы хотите, чтобы они ДЕЛАЛИ, а не то, что следует прекратить. Используйте планы действий (action statements).
- Требуйте, чтобы во время сессий родители по крайней мере были дома. Очень легко податься искушению и начать использовать вас как няньку, если во время сессии можно отлучиться в магазин или помыть машину. Скажите родителям, что ждете их на занятиях, чтобы они могли наблюдать и учиться.
- Не сходитесь слишком близко и не слишком глубоко погружайтесь в проблемы семьи. Когда границы стираются и вы начинаете «дружить» с клиентами, может быть трудно сохранять ваш профессиональный авторитет. Если вас будут воспринимать как «друга семьи» то ваши рекомендации будут «по дружбе» выполнять только время от времени.
- Братьев и сестер клиента можно привлекать к занятиям только когда вы отрабатываете социальные навыки или вам нужен «образец» для моделирования. И опять: не попадитесь в ловушку и не превратитесь в няньку. Вы специалист, и совершенно не должны параллельно с занятием развлекать всех остальных детей.
- Будьте аккуратны при исполнении своих обязанностей. Старайтесь не опаздывать, предупреждайте заблаговременно обо всех изменениях своего графика и т.д. Ваша безалаберность может подорвать доверие, и конечно никто не станет слушать человека, которому нельзя доверять.
- Задавайте вопросы, требующие развернутых ответов. Избегайте формулировок, в ответ на которые вы получите краткое да или нет, это не даст вам никакой информации. Вместо того, чтобы спросить «Проводите ли вы трехшаговую процедуру предоставления подсказки (3-step prompting procedure)? » спросите «Дайте несколько примеров того, как вы использовали трехшаговую процедуру предоставления подсказок на этой неделе»
- Для формирования поведения родителей используйте те же приемы, что и при работе с детьми. Если родитель, который никогда не справлялся со сбором данных, сумел собрать хотя бы немного сам, искренне поблагодарите и похвалите его. Я уверена, что положительного подкрепления заслуживают не только результаты, но и попытки. Помните: подкрепление усиливает поведение. Будьте с родителями аккуратны и последовательны и не забывайте подкреплять каждое их действие в правильном направлении.
Рекомендуемые ресурсы по проведению родительских тренингов:
Dempsey, I. & Dunst, C.J. (2004). Help giving styles and parent empowerment in families with a young child with a disability. Journal of Intellectual & Developmental Disability, 29 (1), 40-51.
Hastings, R.P. (2002). Parental stress and behavior problems of children with developmental disability. Journal of Intellectual & Developmental Disability, 27(3), 149-160.
Johnson, C.R., et al. (2007). Development of a Parent Training Program for Children with Pervasive Developmental Disorders. Behavioral Interventions, 22(3):201-221.
Perry, A. (2004). A model of stress in families of children with developmental disabilities: Clinical and research implications. Journal on Developmental Disabilities, 11(1), 1-16.