Как предотвратить профессиональное выгорание у поведенческих терапевтов

Как предотвратить профессиональное выгорание у поведенческих терапевтов

Оригинал: http://ww.iloveaba.com/2014/04/preventing-burnout.htmlw

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Это страшное слово: выгорание

Профессиональное выгорание — серьезная угроза для работников нашей сферы, равно как и для всех представителей так называемых «помогающих профессий».

Такая работа  приносит много радости, но вместе с тем и немало проблем, тревог и разочарований, а порой и опасностей (например, при работе с агрессивными клиентами).

Все мы люди, а значит каждый из нас рискует столкнуться с проблемой профессионального выгорания.

Выгоревший сотрудник небрежно относится к работе, раз за разом совершает глупейшие ошибки, начинает работать словно на автомате, даже не пытаясь найти подход к клиенту, или наоборот, становится нервным и раздражительным, там где следует проявлять терпение и настойчивость.

Иногда бывает трудно понять, что именно стало причиной того, что  человек выдохся: дело в самом клиенте, работе в целом,  или он просто устал, перегрузился и испытывает стресс.

Очень важно регулярно отслеживать и анализировать ваше эмоциональное состояние. Вы не сможете эффективно работать и получать удовольствие от того, что делаете, если  останетесь без сил.

В идеале менеджеры,  курирующие образовательный процесс, или супервизоры, должны отслеживать признаки профессионального выгорания у персонала, и/или планировать работу так, чтобы минимизировать риск появления подобной проблемы у сотрудников ( как пример — регулярно разбирать различные кейсы). Но я рекомендую вам самим регулярно анализировать свое состояние, чтобы вовремя предпринять меры, если возникнет угроза выгорания.

За годы практики я научилась внимательно следить за собой и ловить первые признаки приближающейся беды. Я знаю, когда следует прекратить работу с клиентом, попросить стороннего специалиста дать свою оценку ситуации, или обратиться к коллегам за помощью. Я умею соблюдать  между работой и личной жизнью, но… Но я не всегда была такой умной.

Итак, как выглядят классические симптомы профессионального выгорания?

  • Вы не хотите идти на работу, постоянно отменяете занятия, или опаздываете
  • Во время работы вы постоянно ощущаете перегрузку и не можете держать все под контролем
  • Вы считаете, что недостаточно компетентны для этой работы, вам кажется, что вы не понимаете, что делаете
  • Вам кажется, что в вашей работе нет никакого смысла
  • Ваши коллеги и клиенты постоянно вас раздражают
  • Продуктивность вашей работы падает. Вам требуется много времени, чтобы просто начать упражнение, и трудно поддерживать  нужный темп

Понимание  своих собственных нужд и предпочтений в работе поможет вам в конечном итоге  понять, в какой области вы чувствуете себя лучше всего. Если вы чувствуете себя «не на своем месте» — это прямая дорога к профессиональному выгоранию. Предположим, больше всего я люблю работать со взрослыми клиентами по домашним программам, но вдруг я решаю пойти работать с детьми в полготовительном классе. Здесь я гарантированно окажусь не на своем месте, понимаете? Я буду делать не то, что мне нравится, буду работать за пределами своей профессиональной компетенции и скорее всего так и не смогу получать удовольствие от работы. Мне будет казаться, что я недостаточно независима в своей деятельности, не контролирую свою карьеру, делаю не то, что должна. И со временем, вероятнее всего, я  начну ненавидеть свою работу, мне будет казаться, что я не приношу никому пользы, а клиенты начнут меня раздражать. Все это — классические симптомы профессионального выгорания.

Есть ли способ предотвратить профессиональное выгорание? Есть! И не один:

Активное  включение родителей

Я никогда не устану говорить об этом на страницах своего блога, потому что этот фактор и правда один из решающих. Когда  терапевт все силы бросает на то, чтобы добиться ощутимых изменений в поведении клиента, и видит, как все  его усилия идут на смарку, из-за того, что родители не следуют рекомендациям или игнорируют их, это тяжело. Очень быстро может возникнуть ощущение, что вы строите замки из песка, которые сносит волна сразу же, как вы заканчиваете постройку, точно также как после вашей сессии никто даже не пытается подтолкнуть ребенка к тому, чтобы говорить, пользоваться туалетом, делиться игрушками с братьями и сестрами и т.д.

Супервизии и профессиональная поддержка

Всем специалистам в области прикладного поведенческого анализа нужна поддержка. Даже BCBA не являются исключением. Очень важно «держать про запас» нескольких коллег, к которым всегда можно обратиться за профессиональной  консультацией, или просто для того, чтобы «выпустить пар».

Один из главных факторов, ведущих к профессиональному выгоранию, на мой взгляд — недостаток качественных и регулярных супервизий. Всем сотрудникам, работающим в области прикладного анализа поведения, не обойтись без опытного супервизора, который сможет обеспечить их необходимой поддержкой и ресурсами для того, чтоб выполнять свои обязанности на должном уровне.

Качественное обучение

Еще одна серьезнейшая проблема, ведущая к профессиональному выгоранию. Когда терапевта быстро нанимают и бросают «в поле», предоставляя ему лишь редкие возможности проконсультироваться с супервизором, он вряд ли будет уверен в собственных силах и профессиональной компетентности. Недостаток уверенности в себе ведет к неудовлетворенности профессиональной деятельностью, едва ли кому-то понравиться постоянно чувствовать, что он плохо выполняет свои обязанности.

Качественное обучение и регулярные тренинги помогут решить проблему. «Вооруженный знаниями» терапевт будет лучше выполнять свою работу.

 

Понимание области своей компетентности

Это знание обычно приходит с опытом, но если вы сможете сформулировать какие условия работы и какого клиента вы бы посчитали «идеальными» — это поможет вам получать больше удовлетворения от своей профессиональной деятельности.

Не всем нравится работать с малышами, или высоко функциональными подростками. Работа в рамках вашей профессиональной компетенции не только помогает вам выполнять свою работу качественно, это позволяет вам получать максимум удовольствия от того, что вы делаете.

Низкая оплата

Спросите себя, какая зарплата позволит вам обеспечить себя и вашу семью всем необходимым. Я видела очень много поведенческих терапевтов, которые соглашались на зарплату гораздо ниже той,  на которую рассчитывали, из страха не найти другой вакансии.

Вы должны научиться  правильно подавать себя на собеседовании и демонстрировать свои профессиональные навыки так, чтобы работодателю не оставалось ничего другого, как вам более высокую оплату. Работа поведенческого терапевта может выматывать физически и эмоционально, а если в таком положении вам еще нечем платить по счетам…это верный путь к профессиональному выгоранию.

Тяжелая рабочая обстановка

Обстановка, в которой вы работаете, во многом определяет, сколько удовольствия вы получаете от процесса. Мне доводилось работать в семьях, где работодатели позволяли себе оскорблять  сотрудников. Был в моей практике и опыт работы с супервизорами, которые считали  себя истиной в последней инстанции и не признавали чужого мнения.

В таких условиях я постепенно начинала ощущать, что работа перестает меня удовлетворять. Только со временем и с опытом я смогла наконец признать, что не могу полноценно работать в такой тяжелой обстановке. Если отношения с работодателями упорно не складываются, возможно следует поискать другое место.

Постоянно возрастающие/изменяющиеся требования работодателя или клиентов

Если ваш супервизор, или семья клиента постоянно предъявляют к вам все новые и новые требования, и никогда не бывают в полной мере  довольны вашей работой — это прямой путь к профессиональному выгоранию. Очень тяжело осознавать, что вы никогда не сможете удовлетворить клиентов, как бы ни пытались.

Если вы слишком редко собираете данные, или вовсе забываете это делать
Не все терапевты это понимают, но постоянный сбор данных может быть отличным положительным подкреплением. Возможно вам КАЖЕТСЯ, что ребенок никуда не двигается, или ваша работа не эффективна, но когда вы посмотрите на листок с данными и увидите, что вы, пусть медленно, но продвигаетесь, это вдохновит вас. Если ваш клиент раньше кричал не меньше 11 минут, а сейчас «укладывается» в 9, это прогресс. Очевидно то, что вы делаете, работает и влияет на проблемное поведение. Я также советую собирать данные, когда вы работаете с  не склонными к сотрудничеству родителями. Это уже не раз помогало мне в прошлом. Если раньше родители отвечали на 25% моих писем, а сейчас стали отвечать на 45% это естественно  позволяет мне чувствовать, что я работаю лучше.

Иногда маленькие победы — все что нам остается, и все, что удерживает нас от настоящего поражения.

 

 

Добавить комментарий