Подкрепление

в Подкрепление

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал:https://sites.google.com/site/thebcbas/aba-toolbox/reinforcement
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

dro

Подкрепления — это огромная тема и нет никакой возможности рассказать о ней все в такой маленькой заметке. Подкреплений существует бесчисленное множество, и нет числа возможностям, которые открывают перед вами в процессе обучения правильно подобранные подкрепления.

Прикладной Анализ Поведения (ABA) во многом базируется на принципах подкрепления, которое используется практически во всех протоколах по работе с поведением и входит в трехчленную последовательность ( антецедент-поведение-последствия). Использование подкреплений приводит к тому, что в будущем в разы возрастает вероятность повторения подкрепляемого поведения. Поведение в будущем может проявляться как сразу же (через 3 секунды), так и позднее ( через 10 минут, 2 часа или 10 дней и т.д.), в зависимости от предшествующих факторов. Существует 2 вида подкреплений: положительные и отрицательные. Хотя говоря об «отрицательных подкреплениях» мы автоматически начинаем воображать что-то плохое, в рамках ABA прилагательное «отрицательное» не несет негативной окраски.  Ниже оба термина подробно расшифровываются.

  1. Положительное подкрепление: происходит поведение — сразу после поведения предъявляется подкрепляющий стимул — возрастает вероятность подкрепления в будущем.

Примеры:

Тодд заканчивает контрольную по арифметике вовремя и получает жвачку.

Джордж сидит смирно во время утреннего круга 5 минут и в награду получает пузыри.

2. Отрицательное подкрепление: происходит поведение — сразу же после этого убирается стимул — возрастает вероятность появления поведения в будущем.

Примеры:

Когда Тодд приступил к своей контрольной по арифметике, в ней было слишком много примеров. Как только он решал 5 примеров подряд, шестой можно было не решать и вычеркнуть.

Когда учитель сказал Сьюзи, что сейчас все пойдут на утренний круг, она в истерике упала на пол. Учитель разрешил ей не участвовать в утреннем круге.

Важный момент — можно сказать что нечто является подкреплением, только если точно известно что после его появления/удаления поведение гарантированно возрастает.  Только потому что нам кажется или очень хочется чтобы в результате наших действий поведение происходило чаще, мы не можем сказать что смогли его правильно подкрепить. Подкрепление = поведение гарантированно происходит чаще.

Также важно понимать, что то, что кажется нам удачным подкреплением, может не иметь никакой ценности для нашего ученика. Подкрепление — не то, что должно работать как подкрепление в нашем понимании, а то что действительно работает. Любая игрушка, занятие или игра, которая будет мотивировать ребенка уже на следующий день может не представлять для него никакого интереса.

От чего зависит эффективность подкрепления?

  1. Депривация/Насыщение:  когда «жизнь» недостаточно, или слишком хороша!

Депривация: отсутствие доступа к тому, чего очень хочется. Чаще всего используется для того, чтобы увеличить для кого-либо ценность определенного предмета или занятия.

Пример:

Я уже давно не ела пиццу, потому что сидела на диете. Поскольку в течение долгого времени мне не доставалось ни кусочка, я очень-очень-очень хочу пиццу.

Насыщение: обратная сторона депривации, когда вместо того, чтобы ограничить доступ к желаемому вам дают столько, сколько вы хотите и даже больше. Если все время использовать одно и то же подкрепление, человек насыщается и подкрепление перестает работать.

Пример:

Если вам будут подавать пиццу на завтрак и на обед, утром и вечером, в любое время суток и в любой день недели, рано или поздно вы пресытитесь и запросите пощады.

2. Незамедлительность: ТакжеТаОт ч1.ПримНасППриЕспоо поо    ппоо мммммподкрепление  нужно предоставлять как можно быстрее, сразу же после поведения, над которым мы работаем в данный момент. Чем больше промежуток времени между моментом, когда происходит поведение, и появлением подкрепления, тем слабее будет его эффект.

Пример:

Если в классе Райли спонтанно поднимает руку, чтобы ответить (наша цель на текущий момент) а в течение 10 минут ей не предоставляют такой возможности, подкрепляюшее влияние возможности ответить на поведение «поднимать руку» ослабевает. Давая возможность ответить спустя 10 минут мы подкрепляем уже что-то другое.

Важно понимать, что время от времени режим предоставления подкреплений надо прореживать. В конце концов мы сами,сидя на работе, не бегаем за зарплатой каждый час. Таким образом, нам надо научить наших подопечных не терять энтузиазма, даже если подкрепление предоставляется с задержкой, например через использование жетонов.

Индивидуально подобранная система подкреплений учитывает количество реакций или время в течение которого поведение должно происходить, прежде чем ребенок получит подкрепление. Эти параметры постепенно изменяются, подкрепление предоставляется все реже, пока наконец не исчезает совсем.

3. Размер: как долго и в каком количестве предоставляется подкрепление

Пример:

Если Майк получает огромную шоколадку после каждой прочитанной карточки со словами, то он быстро пресытится и мы будем вынуждены искать новое подкрепление. Лучшим вариантом будет давать ему кусочек шоколада после прочтения 20 карточек или после того как он полностью закончит задание по чтению.
Обусловленность: доступ к подкреплению должен предоставляться только после целевого поведения.

В процессе формирования поведения мы используем несколько процедур дифференцированного подкрепления. Дальше мы рассматриваем каждую из них подробно.

Дифференцированное подкрепление несовместимого поведения (DRI): в ходе данной стратегии мы подкрепляем поведение, которое физически несовместимо с целевым, над которым мы работаем.

Пример:
Самостимуляции при помощи рук или пальцев невозможны, если руки держать в карманах. При данной стратегии мы будем подкреплять человека за то, что его руки остаются в карманах.

Дифференцированное подкрепление поведения высокой частоты (DRH): данная стратегия предписывает подкреплять поведение, возникающее с высокой частотой, следовательно подкрепление предоставляется, если в определенный промежуток времени произошло необходимое количество реакций. Такую процедуру часто применяют при тренировке беглости и  когда поведение уже сформировано, но мы хотим чтобы оно появлялось чаще.

Пример:

Джонатан получит подкрепление только если закончит диктант в установленное для него время.

Дифференцированное подкрепление альтернативного поведения (DRA): подкрепляется поведение, альтернативное тому, над которым идет работа, то есть поведение, имеющее ту же функцию, но более приемлемое. Целевое поведение не подкрепляется.

Пример:

Если наша цель — работа над болтовней во время урока, мы подкрепляем работу над заданием, закрытый рот, поднятую перед тем как ответить руку и т.д.

Дифференцированное подкрепление снижения частоты реакций (DRD): в рамках этой стратегии мы систематически снижаем количество эпизодов поведения и предоставляем подкрепление как только количество реакций достигает оговоренного уровня.

Пример:

Если Кимберли выкрикивает в классе не меньше 5 раз за 5 минут ( в среднем), мы будем давать ей подкрепление, если она сможет сдержаться и выкрикнуть только 4 раза, затем — 3 раза и так до тех пор пока проблема не будет полностью решена.

Дифференцированное подкрепление другого поведения (DRO): при использовании этой процедуры мы подкрепляем отсутствие нежелательного поведения. Есть несколько способов ее применения, например подкрепление через определенные интервалы времени, или предоставление подкрепления, если поведение не происходит в определенный момент.
Пример:

Джей получает подкрепление, если не машет руками и ногами на протяжении всего дня и в не зависимости от того, где он находится. Таймер ставится на разные интервалы, от  1 до 10 минут, но он никогда точно не знает, когда прозвучит сигнал. Если таймер зазвенел, а Джей сидит спокойно — ему дают подкрепление.

Дифференцированное подкрепление поведения низкой частоты (DRL): эта процедура используется, когда мы не хотим полностью убрать поведение, а только ослабить. Другими словами, нам нравится что ребенок так делает, но мы бы хотели, чтобы он делал это реже. Таким образом, ребенок получает подкрепление, если поведение не проявляется в определенный промежуток времени после предыдущей реакции.

Пример:

В жару, во время перемены,  Джейд постоянно просится обратно в школу, где прохладнее. Не реже 1 раза в три минуты за 15-ти минутную перемену он спрашивает, не пора ли обратно . Для работы с этим поведением был задан первоначальный интервал в 3 минуты. Если Джейд просится обратно до того как истекут три минуты, ему не отвечают. Если вопрос звучит после трехминутного интервала с момента последней реакции — он получает ответ.

 

Добавить комментарий