Сексуальность и РАС. Несколько советов родителям
Переводчик: Наталия Никитина
Редактор: Анна Нуруллина
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Часть первая. От рождения до трёх лет
Ребенок появляется на свет, и путешествие начинается. Родители с волнением ожидают рождения сына или дочери, мечтая о его или ее будущем. Сексуальность – это обычно последнее, о чем думают родители, глядя в глаза своего новорожденного малыша, однако, как это красноречиво отмечено в следующей цитате, сексуальность охватывает все аспекты человеческого существования.
«Сексуальность – неотъемлемая составляющая каждой индивидуальности: мужчины, женщины, ребенка. Это базовая потребность и неотъемлемая часть человеческого существования, которая не может рассматриваться в отдельности от других аспектов жизни человека. Сексуальность – это не синоним сексуальных отношений, это не о том, испытываем ли мы оргазм или нет, и это не сумма всех наших эротических переживаний. Все это может быть частью сексуальности, но это не является сексуальностью как таковой. Сексуальность – это нечто значительно большее: это энергия, которая заставляет нас искать любовь, контакт, чувствовать тепло и близость. Она проявляется в том, как мы ощущаем, двигаемся, прикасаемся и отвечаем на прикосновения; это то, что делает нас чувственными в той же мере, что и сексуальными. Сексуальность влияет на мысли, чувства, действия, взаимодействия и, тем самым, – на наше ментальное и физическое здоровье.» (Langfeldt & Potter, 1986, р.5)
Разные семьи по-разному воспринимают новость о том, что их ребенок страдает аутизмом. Многие испытывают горе, гнев, разочарование и смятение. Последнее, о чем они думают, это сексуальность, и уж тем более — о том, где и как начать знакомить ребенка с этой стороной жизни.
Люди с Расстройством Аутистического Спектра (РАС) имеют специфические потребности и нуждаются в специальном подходе к обучению, что связано с особенностями обработки и обобщения информации. Это важно понимать и при обучении таких детей проактивным моделям поведения. В большинстве своем лица с РАС понимают все буквально, нуждаются в визуализации информации и испытывают трудности с обобщением и переносом навыков.
Первое, что должен сделать родитель такого ребенка, это мысленно представить его взрослым (и неважно, сколько ребенку на данный момент лет). На что это похоже? Какие навыки понадобятся ему, чтобы жить полной жизнью? Этот подход известен как «долгосрочное планирование». Следующий шаг – это составление плана действий для достижения цели, поставленной на первом этапе, – процесс, известный как «обратное планирование». Эти два понятия необходимо иметь в виду всегда, когда речь идет о социальных навыках и сексуальности вашего ребенка. Постарайтесь организовать обучение так, чтобы ребенок освоил необходимые навыки за 2-4 года до того, как они ему действительно понадобятся.
В этой статье представлена информация о том, как сформировать навыки социального общения и навыки, связанные с сексуальностью, у ребенка от рождения до, примерно, трех лет – возраста, когда дети идут в детский сад и вынуждены столкнуться с разными людьми вне семьи.
Обсуждение вопросов, связанных с сексуальностью, вначале может смущать. Однако, чем более конкретно и систематично вы подойдете к этому, тем более комфортно и расслабленно вы себя почувствуете.
Многие люди с РАС испытывают сложности с обработкой сенсорной информации. В этом случае мы рекомендуем обратиться к эрготерапевту для выбора соответствующей стратегии.
Безопасность – прежде всего. Лица с РАС часто имеют затруднения с обобщением навыков, однако они успешно решают эти задачи в условиях предсказуемости и соответствия заведенному порядку. Четко обозначая для ребенка социальные и моральные ориентиры, вы помогаете ему лучше справляться с ситуациями, возникающими на его жизненном пути.
- Используйте визуальные подсказки, чтобы помочь ребенку лучше понять свое тело; обсуждайте с ним социальные нормы поведения, даже если он еще очень мал.
- Используйте правильную терминологию для названий частей тела: глаза, руки, ноги, пенис, вагина и т.д.
- Ваши объяснения должны быть краткими и по существу. Дайте ребенку время (10 секунд, как минимум) на то, чтобы он мог воспринять полученную информацию, прежде чем повторять ее снова.
- Читайте и рассматривайте книги про человеческое тело, обсуждайте различные части тела в контексте. Трудно заранее знать, что именно заинтересует вашего ребенка. Одной из стратегий может быть создание книги «Все обо мне» с фотографиями вашего ребенка и понятными короткими подписями к ним.
- Лица с РАС испытывают затруднения при обобщении навыков, касающихся понимания границ личного пространства и личной безопасности, которые потребуются от них в жизни. Поэтому важно заранее решить, когда и где вы собираетесь говорить с вашим ребенком на тему сексуальности. Эти разговоры должны происходить в среде естественной и соответствующей контексту: например, во время купания, когда для ребенка нормально быть раздетым, или перед сном, когда вы помогаете ему переодеться. Еще одно место, подходящее для обсуждения таких тем – на приеме у врача. Этот вариант приобретает особую значимость по мере того, как ребенок взрослеет и сталкивается с конкретными проблемами социального и/или сексуального характера.
- Объясните вашему ребенку, какие части тела не подлежат демонстрации (например, все, что прикрыто футболкой и шортами – это определение подходит как мужчинам, так и женщинам).
- Всегда, когда это возможно, следите за тем, чтобы ваш ребенок носил одежду, даже находясь дома. Не забывайте о «долгосрочном планировании»: допустимо ли взрослому разгуливать раздетым?
- Придумайте для себя специальную форму одежды (например, белый медицинский халат) для случаев, когда выполняете различные гигиенические процедуры с ребенком. Это поддерживает концепцию «долгосрочного планирования», формирует у ребенка поведение, которое затем может быть использовано школьным персоналом, и гарантирует, что ваш ребенок будет отдавать себе отчет в вопросах, связанных с безопасностью и нарушением личных границ (например, только человек в специальной униформе может помочь ему в уходе за собой). Даже неговорящий ребенок не останется равнодушным, если привычная процедура будет нарушена, и привлечет внимание взрослого к возможно небезопасной ситуации. Не забывайте, безопасность – прежде всего: кто будет помогать вашему ребенку в уходе за собой, когда он станет взрослым?
- Проследите, чтобы все люди, которые взаимодействуют с вашим ребенком, делали это в безопасной, профессиональной и уважительной манере. Например, не позволяйте ребенку обниматься ни с кем, кроме близких членов семьи, таких как мама и папа, то же касается сидения на коленях. Ребенку обычно сложно понять, кого можно обнимать, а кого нельзя. Но не забывайте о «долгосрочном планировании»: кого он будет обнимать, став взрослым? Кому будет позволено обнимать его?
- С самого раннего возраста формируйте и поддерживайте у вашего ребенка правильные гигиенические навыки, такие, как принятие душа, мытье головы и чистка зубов. Это облегчит ему социальное взаимодействие со сверстниками в будущем.
- Заведите календарь, в котором картинками будет обозначено время для купания, принятия душа, чистки зубов и т.д. Поощряйте следование этому расписанию.
- Всегда, когда это возможно (например, на прогулке в парке, при встречах в кругу семьи, на собраниях общины), старайтесь обеспечить вашему ребенку позитивное, социально приемлемое взаимодействие со сверстниками.
Наслаждайтесь обществом вашего ребенка, радуйтесь жизни и ни на секунду не забывайте о том, какие социальные навыки и навыки, связанные с сексуальностью, потребуются от вашего ребенка в будущем. Когда ему станет ясна логика социальных взаимодействий, он сможет лучше понимать, чего от него ожидают.