Коморбидные поведенческие нарушения и психические расстройства при аутизме

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Оригинал:http://childhood-developmental-disorders.imedpub.com/comorbid-behavioral-problems-and-psychiatric-disorders-in-autism-spectrum-disorders.pdf
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Абстракт:

У людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) нередко встречаются поведенческие нарушения и различные психические расстройства, которые чаще всего принято рассматривать в контексте «аутичного поведения», а не как отдельные коморбидные расстройства. В этой статье мы суммируем информацию о нескольких симптомах или синдромах, оказывающих существенное влияние на способность к саморегуляции и общий уровень функционирования, описываем существующие на сегодняшний день способы лечения с доказанной эффективностью, а также приводим информацию о возможных  в будущем способах вмешательства. Данные симптомы или синдромы лежат за пределами основных диагностических черт РАС — нарушений в области коммуникации и  социального взаимодействия, специфических, ограниченных интересов, повторяющихся движений — что дополнительно затрудняет в этом случае использование поведенческих и других немедицинских способов вмешательства. Разработке успешной целенаправленной терапии  в данном случае может помочь только раннее выявление подобных проблем у пациентов.

Вступление

Пожизненные нарушения функционирования, связанные  с ключевыми симптомами аутизма, такие как дефициты в области социальных и коммуникативных навыков, хорошо описаны в литературе. Проблема психиатрических коморбидных заболеваний при РАС изучена значительно хуже.
Эта статья посвящена способам оценки и вмешательства при нескольких симптомах или синдромах, которые значительно усложняют процессы саморегуляции и адаптации людей с РАС. Эти нарушения лежат за пределами ключевых диагностических черт, связанных с РАС — нарушений в области коммуникации и социального взаимодействия, повторябщихся движений, ограниченных специфических интересов — тем не менее они оказывают значительное влияние на уровень функционирования пациентов и могут препятствовать реализации поведенческих и других немедицинских видов вмешательства. [1,2].

Достижения в области генетики и нейронаук привели к многообещающим находкам в области определения целевых молекул и нейропсихологических путей, участвующих в развитии РАС [3]. За последние годы значительно выросло количество исследований, посвященных облегчению состояния людей с РАС за счет лечения симптомов сопутствующих заболеваний, не затрагивающего ключевые симптомы аутизма. Определение мишений подобного целевого вмешательства, безусловно, позволяет значительно улучшить общее состояние пациентов и уровень благополучия их семей.

Выявление коморбидных психических заболеваний остается серьезной проблемой для клиницистов: сама природа РАС затрудняет оценку мыслей и эмоций пациентов из-за проблем с поддержанием диалога, сложностей с определением собственных эмоций и недостаточно развитой моделью психического, а также с недостатком эмпатии. Сам больной может не догадываться о том, как его поведение отражается на окружающих.

Отдельные генетические синдромы также могут быть причиной в гетерогенных случаях  [4]. Сами по себе ключевые черты и симптомы коморбидных состояний могут перекрываться, скрывая факт наличия коморбидной патологии. Фенотип заболевания в контексте РАС может отличаться от его обычных проявлений. Коморбидное заболевание может осложниться за счёт тяжести черт аутизма и уровня нарушений интеллекта. И наконец факторы окружающей среды и уровень стресса могут повлиять как на симптомы РАС, так и на то как проявляется коморбидное заболевание.

Чтобы уменьшить сложность с постановкой диагноза и поспособствовать развитию согласованных программ вмешательства, требуются проверенные инструменты для  исследования возможных коморбидных заболеваний. Примеры таких  инструментов: The Autism Comorbidity Interview-Present and Lifetime version (ACI-PL) [5], Children’s Interview for Psychiatric Syndromes-Parent version (P-ChIPS) [6]  и , Children’s Yale- Brown Obsessive Compulsive Scale (CY-BOCS), адаптированная для пациентов с РАС. В ближайшее время будет доступна многообечающая шкала Anxiety Scale for Children — ASD, Parent and Child versions (ASC-ASD) [7].

Полуструктурированные инструменты, в которых степень выраженности той или иной проблемы оценивает сам интервьюэр, такие как  Structured Clinical Interview for DSM-IV Axis I Disorders (SCID-I), если диагностику проводит клиницист имеющий опыт в работе с дюдьми с аутизмом, могут оказаться более точными, нежели структурированные инструменты оценки, в которых результат зависит от собственных ответов интервьюируемого [8]. Отсутствие золотого стандарта для оценки коморбидных состояний может частично служить объяснением различия в цифрах, касательно распространенности и исхода коморбидных заболеваний у людей с РАС [9]. Чтобы разбработать эффективную, хорошо переносимую программу терапевтического вмешательства, ведущую к устойчивым улучшениям у пациента с РАС необходимы достоверные сведения о его развитии и  семейной истории, а также подробный фенотип  и функциональный анализ ключевых симптомов. В идеале вмешательство должно строиться на научно-доказанных практиках, но при этом должно учитывать уникальные потребности каждого пациента.

Можно говорить о возможном наличии коморбидного заболевания, когда существующие нарушения не объясняются ключевыми симптомами аутизма, когда состояние пациента существенно меняется к худшему, либо в ситуации, когда пациент не реагирует на терапевтическое вмешательство так, как ожидается  [9].  В работе Simonoff et al. использовали структурированные методики оценки на группе из 255 детей с РАС, в результате выяснилось, что  70.8% участников исследования страдали по крайней мере еще одним психическим расстройством. Чаще всего диагностировали так называеоме расстройство социальной тревожности /social anxiety disorder ( 29,2% в трехмесячный срез), дефицит внимания/гиперактивность (28,1%) и вызывающее оппозиционное расстройство (28,1%). Другие расстройства, частота выявления которых превысила 10% —  общее тревожное расстройство (13,4%), панический синдром (10,1%) и энурез (11%). Показаели распространенности клинической депрессии (0,9%), дистимического расстройства (0,5%), обсессивно-компульсивного расстройства (8,2%) и кондуктивного расстройства/расстройства поведения (3,2%) оказались достаточно низкими [10].

Mattila et al. изучали коморбидные расстройства на выборке из 50 детей в возрасте от 9-16 лет, с диагнозом синдром Аспергера и высоко функциональный аутизм. Результаты показали что психические нарушения имели 74% участников, у многих были диагностированы множественные расстройства. Чаще всего встречались различные расстройства поведения (44%). Диагностическим критериям СДВГ отвечало 38% участников. У 42% было диагностировано тревожное расстройство, 26% страдали разнообразными тиками, из них 13% — синдромом Туретта. У 14% участников диагностировали от двух до трех текущих тревожных расстроств. У учащихся начальных классов наибольшее распространение имели разнообразные тики и поведенческие расстройства. Оппозиционное вызывающее расстройство, тревожное расстройство и клиническая депрессия, как показало исследование, существенно ухудшали общее функционирование ребенка  [11].

Lugnegard et al. [8] изучали коморбидность на примере молодых взрослых с РАС.  Результаты показали рост распространенности тревожных расстройств у  50%. Не меньше 70% переживали хотя бы один депрессивный эпизод,  у 50 % возникали повторные рецидивы. Психоз наблюдался примерно у 4%, что считалось достаточно низкими показателями по сравнению с другими работами  [12,13], где называли цифры от 12-20%. Нервная булимия была диагностирована у 4% участников. Хотя общие показатели злоупотребления психоактивными веществами в группе людей с РАС были невысоки, частота их употребления была выше, если имелся дополнительный диагноз СДВГ(ADHD).

Mukaddes et al. сравнили виды коморбидных заболеваний и их распространенность у групп с диагнозами высоко функциональный аутизм и синдром Аспергера. Обе группы по результатам имели высокий риск развития психических заболеваний, у людей с синдромом Аспергера в том числе был выше риск развития депрессии [2].

Возраст постановки диагноза и тяжесть основных симптомов оказывают непосредственное влияние на риск развития коморбидных психических заболеваний, за исключением депрессивных расстройств, так как последние исследования показывают, что риск развития депрессии повышается у людей с менее груыми нарушениями социального взаимодействия [14]. Аналогичные результаты получены в области изучения тревожных расстройств. Пациенты, которые лучше осведомлены о своих трудностях с интерпретацией социальных сигналов с большей вероятностью страдают от повышенной тревоги [8].

Агрессия и самоповреждающее поведение

Если у пациента присутствует дезадаптивное поведение, в том числе агрессия и самоповреждение, в качестве одной из причин следует рассматривать возможные медицинские проблемы: судороги, сонное апноэ, проблемы с ЖКТ, менструальные боли, дефицит железа и цинка и другие. Также следует оценить влияние внешних факторов, которые могут ускорять развитие этих проблем. Для того чтобы выявить факторы, ответственные за появление, развитие и закрепление нежелательного поведения, основной процедурой является экспериментальный функциональный анализ. Он позволит понять, какие в данном случае возможны виды поведенческого вмешательства / behavioral interventions  и как можно изменить внешние условия [15].

Для пациентов, у которых вместе с деструктивным поведением наблюдаются тяжелые функциональные нарушения, если стоит вопрос безопасности или пациент не откликается на поведенческое вмешательство, рекомендуется фармакологическое вмешательство. Такое вмешательство должно строиться в соответствии с доказательными практиками и соответствующими принципами лечения [16]. Препараты следует назначать в минимальных эффективных дозах, следует избегать политерапии ( назначения более чем одного препарата — прим.переводчика), так как она потенциально ухудшает поведенческие проявления [17].

Для снижения тяжелых проявлений агрессивного поведения у детей с аутизмом  обычно используются нейролептики, такие как галоперидол, но их использование ограничивают значительные побочные эффекты, в том числе острая дистония и дискинезия [18].

В обзоре медицинского вмешательства для детей с РАС, выполненном Huffman et al., были  получены убедительные доказательства эффективности использования рисперидона (он же рисполепт — прим.переводчика) при повышенной раздражительности [9]. Рисперидон одобрен Управлением по контролю за качеством лекарств и продуктов питания США (FDA) как лекарство, показанное при повышенной раздражительности, агрессии, самоповреждающем поведении и тяжелых истериках у детей с РАС  [17,19].

Арипипразол признан FDA как средство, показанное при повышенной раздражительности у детей с РАС в возрасте от 6-17 лет [20]. Годовое исследование с последующим наблюдением на группе из 124 детей с РАС доказало, что рисперидон и арипипразол дают хорошие результаты в лечении данных симптомов и позволило изучить их эффективность в качестве дополнения с родительским тренингом по контролю поведения  [21].

В нескольких рандомизированных контролируемых исследованиях было получено меньше данных об эффективности и выявлено больше побочных эффектов для других атипичных антипсихотиков /atypical antipsychotics  таких как клозапин, олазапин и зипразидон [2224].

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) характеризуется наличием повторяющихся, навязчивых действий, мыслей или образов. Может начаться как в детстве, так и в подростковом возрасте, хотя точный диагноз часто запаздывает на годы.

Исследования показывают широкое распространений ОКР среди людей с РАС, равно как и распространенность аутизма среди людей с ОКР  [3,16]. Исследования, проводимые на семьях, показывают связь между повторяющимся поведением у детей с аутизмом и чертами обсессивно-компульсивных расстройств у их родителей [25,26]. Постановка сопутствующего диагноза осложняется ключевыми симптомами аутизма: наличием ритуалов, повторяющегося поведения и общей ригидности и склонности к постоянству  [8,27,28]. Компульсии, связанные с ОКР, легче распознать если они вызывают беспокойство, являются для человека нежелательными (эгодистония), им предшествуют тревожные мысли и сами действия служат для снижения тревоги anxiety. Ритуалы, часто встречающиеся при аутизме, для большинства людей приятны и служат источником удвольствия, они эгосинтоничны, человек вовлекается в них по собственной воле и эти действия не напрямую связаны с предшествующим чувством тревоги и/или переживаниями. При РАС ожидается что дети должны немного понимать что с ними происходит ( то есть понимать, что навязчивые мысли и повторяющиеся действия это нечто не естественное)  [29]. Другие исследователи считают, что подобный критерий неприменим в случае если ОКР наблюдается у ребенка, которому недостает навыков или осведомленности о себе, чтобы судить о своем состоянии  [30].

Ruta et al. [31] не нашли различий между самоосознанием у двух групп, но дети и подростки с ОКР и с РАС проявляли разные виды повторяюшихся действий и мыслей с разной частотой. В группе ОКР значительно чаще возникали обсессии  связанные со страхом загрязнения и агрессией, а также компульсии направленные на постоянные проверки, в группе РАС несколько выше были показатели связанные со стремлением поддерживать определенный порядок и патологическим накопительством. Mack et al. [28] сравнили клинические характеристики и тяжесть симптомов у детей с ОКР в сочетании с РАС, с ОКР в сочетании с синдромом Туретта и только ОКР. Авторы сообщают о сопоставимом уровне тяжести симптомов и характере нарушений. Дети с ОКР+синдром Туретта больше были склонны к компульсиям, связанным с поддержанием порядка и страдали от обессий, связанных с сексуальным контекстом, в сравнении с детьми с ОКР+РАС и только ОКР. Группа ОКР+ РАС сообщала о меньшем количестве игр и суеверий и реже жаловалась на соматические проблемы.

Определение сопутствующего с РАС ОКР имеет смысл прежде всего потому что это заболевание подлежит лечению при помощи специфических видов вмешательства, таких как Когнитивно-поведенческая терапия Cognitive Behavioral Therapy. Однако для определения эффективности существующих видов терапии с учетом особенностей развития детей с аутизмом необходима дальнейшая работа.

Использование селективных ингибиторов обратного захвата серотонина основано на результатах рандомизированных контролируемых исследований [33], демонстрирующих эффективность этих средств при терапии ОКР у людей без аутизма. Схожие черты между ОКР и повторяющимся поведением у людей с РАС привела ученых к идее исследовать воздействие ингибиторов обратного захвата серотонина на один из ключевых симптомов аутизма [34]. В рандомизированном перекрестном исследовании с плацебо-контролем, в котором принимали участие 44 ребенка с РАС, флуокситин оказал показал эффективность в снижении повторяющегося поведения [35]. Флувоксамин показал ограниченную эффективность и плохо переносился испытуемыми [36]. Открытые исследования сераталина на взрослых показали улучшения [37]. Доказательная база эффективности циталопрана и эсциталопрама считается недостаточной [17]. В настоящий момент многообещающе выглядят исследования возможных преимуществ  мематина при терапии ОКР  [38]. Также при лечении ОКР и тяжелых поведенческих расстройств эффективен рилузол [39].

Дефицит внимания и гиперактивность

Для СДВГ характерны такие симптомы как нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность в разных условиях. СДВГ и РАС часто сочетаются [40], следовательно возникает потребность во вмешательстве, направленном на оба нарушения. СДВГ сопутствует РАС в 30-80% случаев, а симптомы РАС  в свою очередь наблюдаются  у 20-50% детей с аутизмом  [41]. Van der Meer et al. [41] исследовали три группы испытуемых: СДВГ+РАС, выраженный РАС +СДВГ как сопутствующее заболевание и СДВГ само по себе. РАС сам по себе был исключен, поскольку некоторые симптомы СДВГ в том числе свойствены РАС. Авторы исследования привели клиническое описание в соответствии  с Conner’s Parent Rating Scale (CPRS)  и   Social Communication Questionnaire (SCQ) , также были рассмотрены профили когнитивного развития испытуемых. Такие симптомы как недостаточно развитые социальные навыки, эмоциональная неустойчивость и оппозиционное поведение, наблюдались при обоих диагнозах, но их проявления качественно различались. С когнитивной точки зрения в их описании есть очевидные сходства и различия. Авторы  пишут о том, что у группы РАС+СДВГ процесс распознавания эмоций был значительно замедлен по сравнению с группой детей с СДВГ. В области процессов торможения и когнитивной гибкости/cognitive flexibility не было обнаружено существенных различий. Небольшие, но значимые различия обнаружились в области пространственного внимания, вербального внимания и рабочей памяти. В группах РАС+СДВГ и СДВГ испытуемые значительно хуже фокусировались на обработке деталей заданий.

Mahajan et al. [42] выявили коморбидный СДВГ у 41-78% детей с РАС. Эта находка подтверждает наличие коморбидного диагноза РАС+СДВГ, исключенного из 4 издания Руководства по диагностике и статистическому учету ментальных заболеваний (DSM IV), но возвращенного в V редакцию.

Клинические практики в Северной Европе сформулировали понятие о «Дефиците внимания, моторного контроля и восприятия» (DAMP), который представляет собой комбинацию СДВГ с проблемами моторного восприятия и координации. Исследования, проведенные в этих странах, показывают значительную распространенность черт аутизма у  детей с этим диагнозом, и более половины детей с DAMP и чертами аутизма соответствуют критериям для синдрома Аспергера  [43].

Во всех описанных случаях важно оптимизировать образовательные и поведенческие программы вмешательства. Для разработки индивидуального образовательного плана могут понадобиться нейропсихологические и психо-образовательные диагностические инструменты.

Лекарственная терапия/ Medications также показана для лечения СДВГ в комплексе с РАС  [25,44]. Метилфенидат эффективен для снижения симптомов дефицита внимания и гиперактивности у детей с РАС, хотя его эффективность может быть ниже чем для детей только с СДВГ. В перекрестном исследовании около 50% детей с РАС хорошо отреагировали на лечение метилфенидатом в дозировке от 0,20 до 0,54. Рандомизированные контролируемые исследования предположили что в случае сочетания РАС+СДВГ эффективность будет ниже , а побочных эффектов окажется больше, недели у группы с СДВГ [45].

При вторичном анализе RUPP Autism Network data, обнаружился значимый полжительный эффект приема метилфенидата на совместное внимание и эмоциональную саморегуляцию [46].  При использовании препаратов пролонгированного действия, учителя и родители испытуемых сообщили об улучшениях в отношении испульсивности и гиперактивности, но только родители заметили улучшения в области внимания  [47].

Исследований применения амфетаминов в терапии симптомов дефицита внимания и гиперактивности при РАС не достаточно. Не ясно, можно ли обобщить результаты применения метифенидата на использование амфетаминов в целом[48].

Альфа-2 адренергические агонисты также используют при терапии симптомов СДВГ при РАС  [49,50]. В многоцентровом рандомизированном исследовании в котором сравнивали использование гуанфацина пролонгированного действия  и плацебо у 62 детей с РАС, гиперактивностью, импульсивностью и проблемами с концентрацией, были получены результаты, подтверждающие влияние гуанфацина на снижение поведенческих симптомов [51]. Небольшое перекрестное исследование использования клонидина также показало снижение раздражительности, гиперактивности  и оппозиционного поведения [52].

Есть данные в поддержку лечения атипичными антипсихотиками, такими как рисперидон и арипипразол в случаях сочетания СДВГ с агрессией, повышенным возбуждением и раздражительностью, или в целях безопасности клиента, когда повышенная импульсивность приводила к риску несчастных случаев  [42].

Два рандомизированных контролируемых исследования сравнивали использование атомоксетина и плацебо при РАС в сочетании с СДВГ, и показали улучшения в 21% и 48%  в соответствии  со шкалой оценки симптомов СДВГ [53,54].

Тики и синдром Туретта

Синдром туретта/Tourette Syndrome (TS) это наследственное нейропсихиатрическое заболевание, для которого характерны моторные и вокальные тики, распространенность которого составляет от 0,4-3,8% [55]. Было обнаружено что тики, аутизм и синдром Туретта часто сопутствуют друг другу. Гетерогенность моэет быть связана с трудностью разделения тиков и тереотипных движений при аутизме. Kano et al. [56] выявили несколко отличительных характеристик: тики как правило однократны и возникают случайно, задействуют лицевые мышцы, шею или плечи, возникают в ответ на внутреннее чувство напряжения, их проявления неустойчивы и их можно подавить. Стереотипные движения, напротив, более ритмичные, задействуют все тело, руки и пальцы, реже возникают в ответ на стимулы окружающей среды и чаще связаны с сенсорными дефицитами. Тики при РАС чаще наблюдаются у детей с РАС и высоким уровнем интеллекта [57].

Клинический семпл детей и подростков с РАС  (n = 105) включал в себя субгруппу с коморбидными тиками (n=24). Среди людей с РАС у 22% наблюдались различные тики: 11% с синдромом Туретта и 11% с хроническими моторными тиками, у всех членов группы были различные уровни когнитивных нарушений. В литературе описана связь уровня умственной отсталости и тяжести тиков у пациентов [58].

Несколько препаратов тестировали на предмет эффективности лечения тиков и синдрома Туретта при РАС. Несколько исследований говорят в пользу применения топирамата [59]. Рисперидон и арипипразол показали эффективность при лечении стереотипий связанных с аутизмом [60]. Одно рандомизированное контролируемое исследование показало, что препарат вызывает снижение частоты повторяющегося поведения и проявлений агресии, однако эта работа нуждается в повторении  [61].

Эффективность использования стимуляторов и селективных ингибиторов обратного захвата серотонина при лечении повторяющегося поведения нуждается в дополнительном подтверждении [62].

Депрессия

Данные о распространенности депрессивных расстройств среди людей с аутизмом разнятся от 0,9 до 10%  [5,10]. Множество исследований подтверждают тот факт что вероятность депрессии непосредственно связана с более высоким уровнем функционирования и адаптации, большей степенью самоосознания и рефлексии, а также осведомленности о собственных нарушениях и с более высоким уровнем когнитивного развития  [14,63].

Повышенное внимание к этой проблеме и регулярный скрининг позволили бы улучшить процесс диагностики и лечения этого заболевания. Диагностика депрессии, которая в большей степени основывается на том как больной сам оценивает свое состояние, у людей с аутизмом осложняется проблемами в области социального взаимодействия и недостатыми коммуникативными навыками. В работе Vickerstaf and colleagues [64], среди прочих переменных, была обнаружена значимая связь между тем как пациент воспринимает собственную социальную компетентность и симптомами депрессии. В других работах говорится о том что дети с более выраженными симптомами аутизма были более восприимчивы к стрессу и чаще страдали депрессиями  [47,65]. Было установлено что среди молодежи с синдромом Аспергера одним из факторов, влияющих на развитие депрессии, является принятие сверстниками  [66], недостаточное количество друзей также связывают с высоким уровнем тревоги и депрессией у людей с аутизмом  [67]. Ряд коморбидных психических нарушений /comorbid psychiatric disorders,  в том числе депрессии, рекомендуется лечить при помощи антипсихотиков [68].

Эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность или чрезмерные реакции на ежедневный стресс определенно оказывают влияние на нарушения настроения при РАС  [69]. Риск развития депрессии также повышается, если пациент подвергается травле по месту учебы или присутствуют конфкликты в семье  [70].

Проявления депрессии могут различаться в зависимости от контекста, в связи с чем рекомендуется при постановке диагноза собрать информацию от ряда наблюдателей. Родители отмечают меньше внутренних проявлений депрессии по сравнению с информацией, полученной от учителей и сверстников  [71]. Количество сообщений о депрессии возрастает с возрастом пациентов. Предполагается что риск развития депрессии в большей степени зависит от эмоционального, а не от хронологического возраста  [64].С точки зрения клинической практики диагностика депрессии при аутизме представляет собой большую проблему. Помимо характерных симптомов таких как сниженное настроение, раздражительность, ангедония, расстройства сна и аппетита, когнитивные проблемы, такие как нарушения концентрации,  сложность с принятием решений, чувство бенадежности, болезненные мысли и соматические боли,  при РАС также следует учитывать: агрессию, эмоциональную лабильность, повышение гиперактивности, снижение навыков самопомощи, снижение уровня общего функционирования, регресс, изменение в основных симптомах аутизма, усиление компульсий, самоповреждающее поведение, кататония и общее изменение адаптивного функционирования  [69].Эффективность селективных игибиторов обратного захвата серотонина и селективных игибиторов обратного захвата серотонина-норэпинефрина при лечении депрессии при РАС недостаточно подтверждена результатами рандомизированных контролируемых исследований, темне менее эмпирические данные подтверждают их использование аналогично с нейротипичными детьми  [72].

Тревожное расстройствоВ клинической практике у детей с РАС школьного возраста и подростков чаще всего встречаются проблемы связанные именно с повышенной тревогой [63]. Simonoff et al. [10] изучали выборку из 112 детей с аутизмом в возрасте от 10-14 лет и обнаружили что примерно 41,9% отвечали критериям для постановки как минимум одного тревожного расстройства. Наиболее распространенным было  расстройство социальной тревожности (29.2%). Аналогичные результаты удалось воспроизвести Sukhodolsky et al. [73], в работе которого рассматривали группу из 171 ребенка с РАС в возрасте от 5-14 лет, где хотя бы одно тревожное расстройство было диагностировано у 43%. Повышенную тревожность связывают с более низкими показателями  IQ и меньшей степенью выраженности симптомов РАС, и как результат большей осведомленности о собственной социальной дисфункции / social dysfunction [74].В сравнении с нейротипичными детьми того же хронологического или психологического возраста, у детей с РАС чаще диагностируют всевозможные фобии и страхи, чаще связанные с социальными ситуациями или медицинскими проблемами, нежели с причинением вреда или болевыми ощущениями [75]. Обзор литературы показывает широкоре ращнообразие распространенных фобий, которое может быть связано с уровнем функционирования, особенностями диагноза РАС, развитием интеллекта, возрастом и другими причинами. Специалистам недостает золотого стандарта для точной диагностики симптомов тревожных расстройств при аутизме. Не смотря на то что развитие тревожных симптомов у детей с аутизмом протекает по тому же сценарию что и у нейротипичных сверстников, следует учесть ряд особенностей. Например по причине слабого самоосознания дети могут не сообщать о своих тревогах и страхах, вместо этого выражая их через нежелательное поведение  [76].Лечение тревожных расстройств у детей с РАС проходит так же как и у нейротипичных. Рекомендуется мультимодальный подход, включающий в себя модифицированную когнитивно поведенческую терапию, эффективность которой при работе с высоко функциональными аутистами подтверждает ряд исследований. Данные об эффективности фармакологического лечения у данной популяции ограничены  [77]. Следует также принять во внимание возможность поведенческого вмешательства для работы с сенсорными дефицитами и организации образовательного процесса [78].МанияУ 7% людей с РАС диагностируют биполярное расстройство с психотическими чертами, что связывают с неспецифической предрасположенностью к возникновению коморбидных расстройств настроения, без специфической наследственной генетической предрасположенности [13]. На контрасте с этим другие исследователи, которые изучали семейный анамнез людей с аутизмом обнаружили у родственников высокие показатели распространенности аффективных расстройств — особенно биполярного расстрройства.Была высказана гипотеза о существовании специфического РАС/ биполярного фенотипа, при котором есть риск развития биполярного расстройства в подростковом возрасте или в юности  [79]. Как и в случае с другими коморбидными состояниями, ранняя диагностика и лечение оказывают существенное влияние на функционирование пациента. Munesue et al. [80] обнаружили что у 16% выборки, состоящей из лиц с ВФА и синдромом Аспергера, были коморбидные расстройства настроения, в том числе у 75% из них — биполярное расстройство. У РАС и расстройств из биполярного спектра могут быть общие уязвимые гены.Симптомы расстройств настроения у детей с РАС и другими нарушениями могут быть упущены из-за того что их маскируют ключевые проявления РАС. Изменения исходного состояния, в том числе появление обсессий, стереотипного или самоповреждающего поведения, гиперактивность, нарушения сна/ sleep disturbances, наряду с возросшей дурашливостью, рассеянности, нелогичными поступками, навязчивостью, постоянным смехом, беспорядочной речью и повышенным возбуждением, могут говорить о симптомах мании.Чтобы говорить об эффективности использования стабилизаторов настроения при лечении мании при РАС нужны более четкие исследования, тем не менее эмпирически используют множество веществ, таких как атипичные антипсихотики, литий и ламотриджин. Было показано что дивалпроекс содиум эффективен для снижения раздражительности, агрессивного поведения, социальной навязчивости и лабильного настроения [81].
Расстройство пищевого поведения
При РАС часто встречаются различные проблемы, связанные с приемом пищи: в том числе отказ от пищи определенных текстур, пикацизм, патологическое накопительство, переедание, анорексия, полный отказ от еды или склонность к чрезмерному упорядочиванию еды на тарелках [43]. Shmaya and colleagues [82] сравнила детей с РАС в возрасте 3-6 лет с типично развивающимися сверстниками и с контрольной группой того же возраста и пола. Дети с рас имели более высокий z-показатель веса и ИМТ не смотря на недостаток питательных веществ из-за проблем с кормлением.
Janet Treasure et al. подчеркнула значение аутистических черт при нервной анорексии/
anorexia nervosa [83]. Люди с нервной анорексией с трудом меняют ими самими установленные правила жизни, видят мир как будто через зум-объектив и рискуют постоянно теряться в деталях. Christopher Gillberg and colleagues обнаружили что у  23%  пациентов женского пола с различными пищевыми расстройствами есть симптомы аутизма [43].

Психоз и кататония

На сегодняшний день, в отличие от взглядов, господствовавших в 70-е годы, принято отделять аутизм от детского психоза и детской шизофрении. Тем не менее, множество случаев демонстрируют комбинацию симптомов аутизма и черт психоза, а также кататонии,  что может указывать на общий этиопатогенез этих заболеваний [84].

Симптомы психоза при РАС чаще связывают с расстройствами настроения, нежели с шизофренией.  Негативные симптомы, такие как сниженный аффект и проблемы с вниманием, чаще встречаются у взрослых с РАС. Наличие однозначных галлюцинаций и бреда скорее всего говорят о коморбидной шизофрении. Количество людей, переживших единичный психоз, среди людей с РАС в целом выше чем в популяции  [85].

Кататония может проявляться через скованность движений, мутизм, каталепсию и восковую скованность, чередующеися с периодами оживления, чрезмерной активности, возбуждения и странного поведения [86]. Это может сочетаться с другими психическими расстройствами, такими как шизофрения, депрессия, биполярное расстройство и прочими медицинскими состояниями. Кататонии подвержены пациенты в 12-17% случаев, заболевание манифестирует как правило в возрасте 10-19 лет  [87]. Перекрывающиеся симптомы могут затруднить постановку диагноза. Мутизм, эхолалия, стереотипная речь и повторяющееся поведение, застывание в определенных позах, гримасы, ригидность, манерное поведение и беспричинное возбуждение — только часть симптомов, которые соответствуют обоим заболеваниям.

Для проверки гипотезы о возможной кататонии в случае когда у пациента возникает резкое ухудшение двигательной активности, снижаются практические навыки и навыки самопомощи, используется несколько клинических инструментов и руководств.

Тенденции в области фармакологического лечения и дальнейшие мысли

Фармакологическое вмешательство может вызвать значимые улучшения в области функционирования и улучшить его состояние, особенно в ситуации когда тяжесть симптомов мешает участвовать в занятиях или когда поведенческое вмешательство само по себе оказывается не успешным. Принимая во внимание клиническую гетерогенность заболевания, медицинское вмешательство должно быть индивидуально подобранным и интегрированным в комплексную, мультимодальную программу помощи. Большинство исследований направлены на кластеры симптомов, учитывая сложность диагностики коморбидных состояний у лиц с РАС. Есть потребность в сравнении эффективности лечения коморбидных состояний на группах людей с РАС и нейротипичных [88].

Выборочное фармакологическое вмешательство направленное на специфические нейробиологические пути может улучшить клинические черты, вероятно связанные с дисфункцией нейрохимических сигнальных систем  [89]. К примеру ГАМК-эргические синальные пути снижают связанное с аутизмом стереотипное поведение на животных моделях [90] а чрезмерная стимуляция NMDA рецепторов может повлиять на все течение расстройства [91]. Открытые исследования мемантина продемонстрировали некоторые улучшения в области развития речи и поведения  [38]. Двойное слепое исследование амантадина показало положительное воздействие на проявления гиперактивности и неподобающей речи  [92].

N-ацетилцистеин, если верить Aberrant Behavior Checklist (ABC-1), помогает от повышенной раздражительности  [93] а окситоцин может подтолкнуть развитие социального поведения/ social behavior [94]  и эмоциональной компетенции [95]. D- циклосерин может положительно повлиять на социальную включенность [96]. Арбаклофен в том числе воздействует на способность к установлению социальной привязанности [56]. Данных в поддержку эффективности налтрексона и секретина в лечении ключевых симптомов аутизма нет  [9].

Проблемы со сном, о которых сообщает от 43-83% детей с РАС [97], лечат при помощи мелатонина  [98], анти-гистаминных препаратов, альфа агонистов и золпидема [99].

Чтобы эффективнее различать перекрывающиеся ключевые и коморбидные симптомы различных заболеваний требуются дальнейшие исследования в области разработки инструментов скрининга и диагностических опросников. Для подтверждения клинической эффективности предлагаемых видов лечения, результаты небольших исследований должны воспроизводиться в строго организованных, включающих большую выборку долгосрочных экспериментах. Исследования должны включать в себя поведенческие, образовательные и профессиональные виды вмешательства, в фокус внимания ученых следует включать прежде всего адаптивные социальные навыки, с надеждой на то что это поможет людям с РАС максимально развить свой потенциал и облегчит процесс взросления [61].

Выводы

Коморбидные состояния при РАС часто приводят к тяжелым нарушениям. Диагностика и лечение специфических заболеваний в контексте РАС приветствуется, так как это позволит улучшить функционирование пациента и облегчит основные симптомы его состояния. О наличии возможного коморбидного заболевания говорят существенные изменения общего уровня функционирования и появление новых симптомов в отсутствие внешних или медицинских причин. Терапия коморбидных состояний требует знаний и опыта в области работы с людьми с РАС. Комплексный подход, включающий в себя сбор информации из несокльких источников, использование специфических диагностических инструментов, адаптированных для использования для людей с РАС и новых видов вмешательства могут быть залогом успешной диагностики и лечения пациента.

Список литературы

1  Hartley SL, Sikora DM, McCoy R (2008) Prevalence and risk factors of maladap ve behaviour in young children with Au s c Disorder. J Intellect Disabil Res 52: 819-829.

 

2  Mukaddes NM, Herguner S, Tanidir C (2010) Psychiatric disorders in individuals with high-func oning au sm and Asperger’s disorder: similari es and di erences. World J Biol Psychiatry 11: 964-971.

 

3  Kumar B, Prakash A, Sewal RK, Medhi B, Modi M, et al. (2012) Drug therapy in au sm: a present and future perspec ve. Pharmacol Rep 64: 1291-1304.

 

4  Herbert MR, Russo JP, Yang S (2006) Au sm and environmental genomics. Neurotoxicology 27: 671-684.

 

5  Leyfer OT, Folstein SE, Bacalman S (2006) Comorbid psychiatric disorders in children with au sm: interview development and rates of disorders. J Au sm Dev Disord 36: 849-861.

 

6  Weller RA, Rooney MT, Fristad MA (1999) P-ChIPS: Children’s Interview for Psychiatric Syndromes: Parent Version. Amer Psychiatric Publishing.

 

7  Rodgers J, Wigham S, McConachie H, Freeston M, Honey E, et al. (2016) Development of the anxiety scale for children with au sm spectrum disorder (ASC-ASD). Au sm Res.

 

8  Lugnegard T, Hallerback MU, Gillberg C (2011) Psychiatric comorbidity in young adults with a clinical diagnosis of Asperger syndrome. Res Dev Disabil 32: 1910-1917.

 

9  Hu man LC, Sutcli e TL, Tanner IS, Feldman HM (2011) Management of symptoms in children with au sm spectrum disorders: a comprehensive review of pharmacologic and complementary- alterna ve medicine treatments. J Dev Behav Pediatr 32: 56-68.

 

10  Simono E, Pickles A, Charman T, Chandler S, Loucas T, et al. (2008) Psychiatric disorders in children with au sm spectrum disorders: prevalence, comorbidity, and associated factors in a popula on- derived sample. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 47: 921-929.

 

11  Ma la ML, Kielinen M, Linna SL (2011) Au sm spectrum disorders according to DSM-IV-TR and comparison with DSM-5 dra criteria: an epidemiological study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 50: 583-592.

 

12  HofvanderB,DelormeR,ChasteP(2009)Psychiatricandpsychosocial problems in adults with normal-intelligence au sm spectrum disorders. BMC Psychiatry 9: 35.

 

13  Stahlberg O, Soderstrom H, Rastam M, Gillberg C (2004) Bipolar disorder, schizophrenia, and other psycho c disorders in adults with childhood onset AD / HD and / or au sm spectrum disorders. J Neural Transm (Vienna) 111: 891-902.

 

14  Sterling L, Dawson G, Estes A, Greenson J (2008) Characteris cs associated with presence of depressive symptoms in adults with au sm spectrum disorder. J Au sm Dev Disord 38: 1011-1018.

 

15  Myers SM, Johnson CP (2007) American Academy of Pediatrics Council on Children with D. Management of children with au sm spectrum disorders. Pediatrics 120: 1162-1182.

 

16  West L, Waldrop J, Brunssen S (2009) Pharmacologic treatment for the core de cits and associated symptoms of au sm in children. J Pediatr Health Care 23: 75-89.

 

17  McPheeters ML, Warren Z, Sathe N (2011) A systema c review of medical treatments for children with au sm spectrum disorders. Pediatrics 127:1312-1321.

 

18 Miral S, Gencer O, Inal-Emiroglu FN, Baykara B, Baykara A, et al. (2008) Risperidone versus haloperidol in children and adolescents with AD: a randomized, controlled, double-blind trial. Eur Child Adolesc Psychiatry 17: 1-8.

19 McVoyM,FindlingR(2009)Childandadolescentpsychopharmacology update. Psychiatr Clin North Am 32: 111-133.

20 Abilify® [package insert] Otsuka America Pharmaceu cal, Inc., Rockville, MD; January 2016. h p://otsuka-us.com/products/ Documents/Abilify.PI.pdf. Accessed Feb 29, 2016.

21 Arnold LE, Aman MG, Li X (2012) Research Units of Pediatric Psychopharmacology (RUPP) au sm network randomized clinical trial of parent training and medica on: one-year follow-up. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 51: 1173-1184.

22 McDougle CJ, Kem DL, Posey DJ (2002) Case series: use of ziprasidone for maladap ve symptoms in youths with au sm. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 41: 921-927.

23 Hollander E, Wasserman S, Swanson EN (2006) A double-blind placebo-controlled pilot study of olanzapine in childhood/adolescent pervasive developmental disorder. J Child Adolesc Psychopharmacol 16: 541-548.

24 Beherec L, Lambrey S, Quilici G, Rosier A, Falissard B, et al. (2011) Retrospec ve review of clozapine in the treatment of pa ents with au sm spectrum disorder and severe disrup ve behaviors. J Clin Psychopharmacol 31: 341-344.

25 Abramson RK, Ravan SA, Wright HH (2005) The rela onship between restric ve and repe ve behaviors in individuals with au sm and obsessive compulsive symptoms in parents. Child Psychiatry Hum Dev 36: 155-165.

26 Hollander E, Phillips AT, Yeh CC (2009) Targeted treatments for symptom domains in child and adolescent au sm. Lancet 362: 732- 734.

27 South M, Ozono S, McMahon WM (2005) Repe ve behavior pro les in Asperger syndrome and high-func oning au sm. J Au sm Dev Disord 35: 145-158.

28 Mack H, Fullana MA, Russell AJ, Mataix-Cols D, Nakatani E, et al. (2010) Obsessions and compulsions in children with Asperger’s syndrome or high-func oning au sm: a case-control study. Aust N Z J Psychiatry 44: 1082-1088.

29 Baron-Cohen S (1989) Do au s c children have obsessions and compulsions? Br J Clin Psychol 28: 193-200.

30 Geller DA (2006) Obsessive-compulsive and spectrum disorders in children and adolescents. Psychiatr Clin North Am 29: 353-370.

31 Ruta L, Mugno D, D’Arrigo VG, Vi ello B, Mazzone L, et al. (2010) Obsessive-compulsive traits in children and adolescents with Asperger syndrome. Eur Child Adolesc Psychiatry 19: 17-24.

32 AnholtGE,CathDC,vanOppenP(2010)Au smandADHDsymptoms in pa ents with OCD: are they associated with speci c OC symptom dimensions or OC symptom severity? J Au sm Dev Disord 40: 580- 589.

33 Soomro GM, Altman D, Rajagopal S, Oakley-Browne M (20018) Selec ve serotonin re-uptake inhibitors (SSRIs) versus placebo for obsessive compulsive disorder (OCD). Cochrane Database Syst Rev CD001765.

34 West L, Brunssen SH, Waldrop J (2009) Review of the evidence for treatment of children with au sm with selec ve serotonin reuptake inhibitors. J Spec Pediatr Nurs 4: 183-191.

 

35  Hollander E, Phillips A, Chaplin W (2005) A placebo controlled crossover trial of liquid uoxe ne on repe ve behaviors in childhood and adolescent au sm. Neuropsychopharmacology 30: 582-589.

 

36  McDougle CJ, Kresch LE, Posey DJ (2009) Repe ve thoughts and behavior in pervasive developmental disorders: treatment with serotonin reuptake inhibitors. J Au sm Dev Disord 30: 427-435.

 

37  McDougle CJ, Brodkin ES, Naylor ST, Carlson DC, Cohen DJ, et al. (1998) Sertraline in adults with pervasive developmental disorders: a prospec ve open-label inves ga on. J Clin Psychopharmacol 18: 62-66.

 

38  Chez MG, Burton Q, Dowling T, Chang M, Khanna P, et al. (2007) Meman ne as adjunc ve therapy in children diagnosed with au s c spectrum disorders: an observa on of ini al clinical response and maintenance tolerability. J Child Neurol 22: 574-579.

 

39  Wink LK, Erickson CA, S gler KA, McDougle CJ (2005) Riluzole in au s c disorder. J Child Adolesc Psychopharmacol 21: 375-379.

 

40  RommelseNN,FrankeB,GeurtsHM,HartmanCA,BuitelaarJK(2010) Shared heritability of a en on-de cit/hyperac vity disorder and au sm spectrum disorder. Eur Child Adolesc Psychiatry 19: 281-295.

 

41  van der Meer JM, Oerlemans AM, van Steijn DJ (2012) Are au sm spectrum disorder and a en on-de cit/hyperac vity disorder di erent manifesta ons of one overarching disorder? Cogni ve and symptom evidence from a clinical and popula on-based sample. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 51: 1160-1172.

 

42  MahajanR,BernalMP,PanzerR(2012)Clinicalprac cepathwaysfor evalua on and medica on choice for a en on-de cit/hyperac vity disorder symptoms in au sm spectrum disorders. Pediatrics 130 Suppl 2: S125-138.

 

43  Gillberg C, Billstedt E (2000) Au sm and Asperger syndrome: coexistence with other clinical disorders. Acta Psychiatr Scand 102: 321-330.

 

44  Ji N, Findling RL (2015) An update on pharmacotherapy for au sm spectrum disorder in children and adolescents. Curr Opin Psychiatry 28: 91-101.

 

45  Research Units on Pediatric Psychopharmacology Au sm N (2005) Randomized, controlled, crossover trial of methylphenidate in pervasive developmental disorders with hyperac vity. Arch Gen Psychiatry 62: 1266-1274.

 

46  Jahromi LB, Kasari CL, McCracken JT (2009) Posi ve e ects of methylphenidate on social communica on and self-regula on in children with pervasive developmental disorders and hyperac vity. J Au sm Dev Disord 39: 395-404.

 

47  PearsonDA,LovelandKA,LacharD(2006)Acomparisonofbehavioral and emo onal func oning in children and adolescents with Au s c Disorder and PDD-NOS. Child Neuropsychol 12: 321-333.

 

48  Hazell P (2007) Drug therapy for a en on-de cit/hyperac vity disorder-like symptoms in au s c disorder. J Paediatr Child Health 43: 19-24.

 

49  PoseyDJ,PuntneyJI,SasherTM,KemDL,McDougleCJ,etal.(2004) Guanfacine treatment of hyperac vity and ina en on in pervasive developmental disorders: a retrospec ve analysis of 80 cases. J Child Adolesc Psychopharmacol 14: 233-241.

 

50  Leskovec TJ, Rowles BM, Findling RL (2008) Pharmacological treatment op ons for au sm spectrum disorders in children and adolescents. Harv Rev Psychiatry 16: 97-112.

 

51 Scahill L, McCracken JT, King BH (2015) Extended-Release Guanfacine for Hyperac vity in Children With Au sm Spectrum Disorder. Am J Psychiatry 172: 1197-1206.

52 Jaselskis CA, Cook EH, Jr. Fletcher KE, Leventhal BL (2009) Clonidine treatment of hyperac ve and impulsive children with au s c disorder. J Clin Psychopharmacol 12: 322-327.

53 Har erkamp M, van de Loo-Neus G, Minderaa RB (2012) A randomized double-blind study of atomoxe ne versus placebo for a en on-de cit/hyperac vity disorder symptoms in children with au sm spectrum disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 51: 733-741.

54 Handen BL, Aman MG, Arnold LE (2015) Atomoxe ne, Parent Training, and Their Combina on in Children With Au sm Spectrum Disorder and A en on-De cit/Hyperac vity Disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 54: 905-915.

55 Turtle L, Robertson MM (2008) Tics, twitches, tales: The experiences of Gilles de la Toure e’s syndrome. Am J Orthopsychiatry 78: 449- 455.

56 Kano Y, Ohta M, Nagai Y (1998) Clinical characteris cs of Toure e syndrome. Psychiatry Clin Neurosci 52: 51-57.

57 Ringman JM, Jankovic J (2000) Occurrence of cs in Asperger’s syndrome and au s c disorder. J Child Neurol 15: 394-400.

58 Canitano R, Vivan G (2007) Tics and Toure e syndrome in au sm spectrum disorders. Au sm 11: 19-28.

59 Rezaei V, Mohammadi MR, Ghanizadeh A (2010) Double-blind, placebo-controlled trial of risperidone plus topiramate in children with au s c disorder. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry 34: 1269-1272.

60 Rajapakse T, Pringsheim T (2010) Pharmacotherapeu cs of Toure e syndrome and stereotypies in au sm. Semin Pediatr Neurol 17: 254- 260.

61 LoundsTaylorJ,DoveD,Veenstra-VanderWeeleJ(2012)Interven ons for Adolescents and Young Adults With Au sm Spectrum Disorders. Interven ons for Adolescents and Young Adults with Au sm Spectrum Disorders. Rockville (MD).

62 Coury DL, Anagnostou E, Manning-Courtney P (2012) Use of psychotropic medica on in children and adolescents with au sm spectrum disorders. Pediatrics 130 Suppl 2: S69-76.

63 GhaziuddinM,GhaziuddinN,GredenJ(2002)Depressioninpersons with au sm: implica ons for research and clinical care. J Au sm Dev Disord 32: 299-306.

64 Vickersta S, Heriot S, Wong M, Lopes A, Dossetor D, et al. (2007) Intellectual ability, self-perceived social competence, and depressive symptomatology in children with high-func oning au s c spectrum disorders. J Au sm Dev Disord 37: 1647-1664.

65 GhaziuddinM,AlessiN,GredenJF(1995)Lifeeventsanddepression in children with pervasive developmental disorders. J Au sm Dev Disord 25: 495-502.

66 Williamson S, Craig J, Slinger R (2008) Exploring the rela onship between measures of self-esteem and psychological adjustment among adolescents with Asperger syndrome. Au sm 12: 391-402.

67 Mazurek MO, Kanne SM (2010) Friendship and internalizing symptoms among children and adolescents with ASD. J Au sm Dev Disord 40: 1512-1520.

68

Downs J, Hotopf M, Ford T (2015) Clinical predictors of antipsychotic  use in children and adolescents with au sm spectrum disorders: a historical open cohort study using electronic health records. Eur Child Adolesc Psychiatry.

69  Magnuson KM, Constan no JN (2011) Characteriza on of depression in children with au sm spectrum disorders. J Dev Behav Pediatr 32: 332-340.

 

70  Lopata C, Toomey JA, Fox JD (2010) Anxiety and depression in children with HFASDs: symptom levels and source di erences. J Abnorm Child Psychol 38: 765-776.

 

71  Hur g T, Kuusikko S, Ma la ML (2009) Mul -informant reports of psychiatric symptoms among high-func oning adolescents with Asperger syndrome or au sm. Au sm 13: 583-598.

 

72  Posey DJ, Erickson CA, S gler KA, McDougle CJ (2006) The use of selec ve serotonin reuptake inhibitors in au sm and related disorders. J Child Adolesc Psychopharmacol 16: 181-186.

 

73  Sukhodolsky DG, Scahill L, Gadow KD (2008) Parent-rated anxiety symptoms in children with pervasive developmental disorders: frequency and associa on with core au sm symptoms and cogni ve func oning. J Abnorm Child Psychol 36: 117-128.

 

74  van Steensel FJA, Bögels SM, Perrin S (2011) Anxiety Disorders in Children and Adolescents with Au s c Spectrum Disorders: A Meta- Analysis. Clinical Child and Family Psychology Review 14: 302-317.

 

75  Evans DW, Canavera K, Kleinpeter FL, Maccubbin E, Taga K, et al. (2005) The fears, phobias and anxie es of children with au sm spectrum disorders and Down syndrome: comparisons with developmentally and chronologically age matched children. Child Psychiatry Hum Dev 36: 3-26.

 

76  Milosavljevic B, Carter Leno V, Simono E (2015) Alexithymia in Adolescents with Au sm Spectrum Disorder: It’s Rela onship to Internalising Di cul es, Sensory Modula on and Social Cogni on. J Au sm Dev Disord

 

77  Vasa RA, Carroll LM, Nozzolillo AA (2014) A systema c review of treatments for anxiety in youth with au sm spectrum disorders. J Au sm Dev Disord 44: 3215-3229.

 

78  WhiteSW,OswaldD,OllendickT,ScahillL(2009)Anxietyinchildren and adolescents with au sm spectrum disorders. Clin Psychol Rev 29: 216-229.

 

79  DeLongR(2004)Au smandfamilialmajormooddisorder:arethey related? J Neuropsychiatry Clin Neurosci 16: 199-213.

 

80  Munesue T, Ono Y, Mutoh K, Shimoda K, Nakatani H (2008) High prevalence of bipolar disorder comorbidity in adolescents and young adults with high-func oning au sm spectrum disorder: a preliminary study of 44 outpa ents. J A ect Disord 111: 170-175.

 

81  Hollander E, Chaplin W, Soorya L (2010) Divalproex sodium vs. placebo for the treatment of irritability in children and adolescents with au sm spectrum disorders. Neuropsychopharmacology 35: 990-998.

 

82  Shmaya Y, Eilat-Adar S, Leitner Y, Reif S, Gabis L (2015) Nutri onal de ciencies and overweight prevalence among children with au sm spectrum disorder. Res Dev Disabil 38: 1-6.

 

83 Odent M (2010) Au sm and anorexia nervosa: Two facets of the same disease? Med Hypotheses 75: 79-81.

84 SagarA,BishopJR,TessmanDC,GuterS,Mar nCL,etal.(2013)Co- occurrence of au sm, childhood psychosis, and intellectual disability associated with a de novo 3q29 microdele on. Am J Med Genet A 161: 845-849.

85 Davidson C, Greenwood N, Stans eld A, Wright S (2014) Prevalence of Asperger syndrome among pa ents of an Early Interven on in Psychosis team. Early Interv Psychiatry 8: 138-146.

86 Neumarker KJ (2006) Classi ca on ma ers for catatonia and au sm in children. Int Rev Neurobiol 72: 3-19.

87 Dhossche DM, Re IM, Wachtel LE (2009) Catatonia and au sm: a historical review, with implica ons for electroconvulsive therapy. J ECT 25: 19-22.

88 Mazzone L, Ruta L, Reale L (2012) Psychiatric comorbidi es in asperger syndrome and high func oning au sm: diagnos c challenges. Ann Gen Psychiatry 11: 16.

89 Veenstra-VanderWeele J, Blakely RD (2012) Networking in au sm: leveraging gene c, biomarker and model system ndings in the search for new treatments. Neuropsychopharmacology 37: 196-212.

90 Chao HT, Chen H, Samaco RC (2010) Dysfunc on in GABA signalling mediates au sm-like stereotypies and Re syndrome phenotypes. Nature 468: 263-269.

91 BurketJA,HerndonAL,WinebargerEE,JacomeLF,DeutschSI(2011) Complex e ects of mGluR5 antagonism on sociability and stereotypic behaviors in mice: possible implica ons for the pharmacotherapy of au sm spectrum disorders. Brain Res Bull 86: 152-158.

92 King BH, Wright DM, Handen BL (2001) Double-blind, placebo- controlled study of amantadine hydrochloride in the treatment of children with au s c disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 40: 658-665.

93 Hardan AY, Fung LK, Libove RA (2012) A randomized controlled pilot trial of oral N-acetylcysteine in children with au sm. Biol Psychiatry 71: 956-961.

94 Andari E (2015) Editorial: Oxytocin’s routes in social behavior: into the 21st century. Front Behav Neurosci 9: 224.

95 GuastellaAJ,EinfeldSL,GrayKM(2010)Intranasaloxytocinimproves emo on recogni on for youth with au sm spectrum disorders. Biol Psychiatry 67: 692-694.

96 Posey DJ, Kem DL, Swiezy NB, Sweeten TL, Wiegand RE, et al (2004) A pilot study of D-cycloserine in subjects with au s c disorder. Am J Psychiatry 161: 2115-2117.

97 Miano S, Ferri R (2010) Epidemiology and management of insomnia in children with au s c spectrum disorders. Paediatr Drugs 12: 75-84.

98 Rossignol DA, Frye RE. Melatonin in au sm spectrum disorders: a systema c review and meta-analysis. Dev Med Child Neurol. 2011;53(9):783-792.

99 Malow B, Adkins KW, McGrew SG (2012) Melatonin for sleep in children with au sm: a controlled trial examining dose, tolerability, and outcomes. J Au sm Dev Disord 42: 1729-1737.

Добавить комментарий