PECS, почему НЕТ

Важно: данный текст отражает только наблюдения и умозаключения автора, не претендует на научную обоснованность и на истину в последней инстанции.

Постоянная ссылка на статью: http://specialtranslations.ru/aac-pecs-no/

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Автор текста: Марина Лелюхина
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод)

PECS появилась в России примерно в 2010 году, но до сих пор не так уж часто можно встретить в стенах коррекционных школы и реабилитационных центров детишек с яркими папками на толстых ремешках. PECS вводят в качестве системы коммуникации в большинстве экспериментальных образовательных проектов, но практически не используют обычные родители обычных детей. Традиционные аргументы «против» уже не единожды разобраны как специалистами, так и родителями, которые все таки смогли научить своего ребенка «говорить картинками». И мне все таки кажется что причина «тихого сопротивления» PECS гораздо глубже, нежели просто страх что «если он заговорит карточками, то никогда не будет пользоваться речью».

5 причин, почему (вероятно) вы не хотите использовать PECS

PECS — это «капитуляция». Обращаясь к альтернативной коммуникации мы как бы признаем, что речь у ребенка настолько нарушена, что это не решить обычным логопедическим вмешательством. Большинство родителей ждет речи, и отказывается даже допускать мысль, что речь может так и не появиться.

Что делать: набраться мужества, допустить, что ребенок может так и не заговорить, и … начать борьбу за то, чтобы даже если он так и не сможет заговорить, он все таки научился общаться. И продолжать бороться за речь, параллельно используя PECS.

PECS – это необходимость постоянно контролировать процесс общения с ребенком: правильно принимать карточки, правильно вводить новые, корректировать ошибки, расширять словарь. Уставший и вымотанный родитель часто просто не в состоянии постоянно находиться «в тонусе», как результат – ошибки, нарушения протокола, чувство вины, отказ от использования системы.

Что делать: не ждать от себя слишком многого, не ругать себя за неизбежные ошибки и промахи, но не сбиваться с курса и помнить, что чем дальше, тем будет легче.

• PECS — это много дополнительной работы. Карточки нужно делать. Нужен хороший принтер, ламинатор, резак. Картинки нужно искать, форматировать, или делать самим. Дополнительная порция «бумажной работы» поставила крест далеко не на одной попытке ввести ребенку PECS.

Что делать: рисовать от руки, заказывать готовые альбомы и карточки, или скачивать их из интернета, вместо ножниц купить удобный резак, использовать ситуацию как возможность отточить интересные навыки: освоить фотошоп, научиться с умным видом рассуждать о преимуществах лазерной и струйной печати, стать своей в компьютерных магазинах.

• PECS – это много-много карточек. Ребенок продолжает молчать, или речь развивается слишком медленно. Карточек становится все больше, они занимают все пространство вокруг. Несколько семей отказались от PECS именно потому что карточки стали занимать дома больше мечта, чем люди.

Что делать: организовывать пространство и по возможности держать его в порядке: все карточки аккуратно разложены по ящикам, для каждого события своя «дорожная» страничка в папку с самыми нужными «словами». Завести планшет-коммуникатор. Можно попробовать заменить часть картинок на жесты или карточки со словами.

• PECS — это слишком ограниченная система коммуникации. Не смотря на то что теоретически PECS дает возможность составлять достаточно сложные речевые конструкции, его упорно продолжают воспринимать исключительно как систему, позволяющую сложить фразу «я хочу».

Что делать: понять что PECS – это не конец истории. Ваш ребенок не обязательно всю жизнь будет пользоваться только этой системой коммуникации, а пока … простой и понятный способ попросить печенье и сообщить что болит горло – это лучше, чем тишина.

Добавить комментарий