Рекомендации для родителей
Источник: http://www.hollandbloorview.ca/research/autism-research-centre/documents/ATNAIRPParentASDSleepToolkit.pdf
Автор: Шелли К. Вейсс, Бет Энн Мэлоу, организация «Аутизм говорит»
Перевод: Светлана Малютина
Редактор: Марина Лелюхина, Анна Нуруллина
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Эта брошюра была подготовлена в рамках программы по терапии аутизма, которая проводится при поддержке Autism Speaks.
Брошюра создана с целью ознакомить родителей со способами улучшения сна у их детей с расстройствами аутистического спектра. Многие аутичные дети имеют проблемы со сном, что может вызвать стресс как у самого ребёнка, так и у членов его семьи. Приведённые в данном буклете рекомендации основаны на научных исследованиях и на клиническом опыте специалистов по сну. Описанные здесь стратегии в целом подходят для детей любого возраста, включая подростков, хотя некоторые рекомендации (например, совет избегать дневного сна) направлены на детей старшего возраста, уже не испытывающих потребности в дневном сне.
Данные советы могут помочь улучшить ночной сон вашего ребёнка и скорректировать его режим сна и бодрствования. В брошюру входит информация о том, как:
— Создать комфортную обстановку для сна;
— Выработать ритуал отхода ко сну;
— Поддерживать постоянный режим;
— Научить ребёнка засыпать отдельно от родителей;
— Выработать правильные дневные привычки.
Чтобы улучшить сон ребенка, нужно изменить привычный режим. Например, может понадобится изменить обстановку, в которой ребенок засыпает, или то, как вы разговариваете с ним перед сном и во время ночных пробуждений.
Сложности со сном (например, частые пробуждения по ночам, проблемы с засыпанием или раннее пробуждение) встречаются как у детей с аутизмом, так и у нейротипичных детей. При таких симптомах, как храп, затруднённое дыхание во сне и (или) ночное недержание мочи, следует обратиться за консультацией к специалисту по проблемам сна.
Многие родители могут помочь своим детям справиться с проблемами со сном, следуя советам, предложенным в этом буклете. Вот несколько рекомендаций по выбору оптимальной программы действий:
- Выбирайте идеи, которые соответствуют образу жизни вашей семьи;
- Начинайте внедрять новые идеи тогда, когда у вас достаточно времени и энергии для их воплощения;
- Начинайте с малого и вводите новые изменения постепенно;
- Запаситесь терпением. Для достижения результата может понадобиться не менее двух недель.
Сколько времени должен спать мой ребёнок?
Нормативно развивающимся детям школьного возраста необходимо 10-11 часов сна. Однако у многих детей с аутизмом потребность в сне бывает снижена. Это следует учитывать: если укладывать такого ребёнка спать пораньше, чтобы он «лучше выспался», ему может быть сложно заснуть. Другие рекомендации по разработке режима сна приведены в разделе «Соблюдайте режим».
Создание комфортной обстановки для сна
Очень важно создать для сна спокойную атмосферу, создающую ощущение защищённости. У ребёнка обязательно должно быть постоянное спальное место. Это может быть его собственная кровать или часть общей кровати, но спальное место должно быть одним и тем же каждую ночь.
В спальне следует поддерживать тишину и темноту, а также комфортную температуру (не должно быть слишком холодно или слишком жарко). Если в комнате слишком темно, установите там небольшой ночник и оставляйте его включённым на всю ночь. Если же в комнату попадает свет от фонарей или солнечный свет по утрам, то можно повесить на окна более плотные занавески.
Ночью в спальне должно быть тихо. Когда ребёнок пытается заснуть, не рекомендуется включать радио, телевизор или музыку: ребёнок может проснуться, если эти звуки внезапно прекратятся. Некоторых детей успокаивает «белый шум», то есть тихий и равномерный звук низкой частоты, например, звук работающего вентилятора или кондиционера. Однако следует избегать шума из соседних комнат: например, шума от игры братьев и сестёр, звука работающего телевизора, компьютера или музыки.
Уделите должное внимание окружающей обстановке. Дети с аутизмом часто более чувствительны ко звукам, которые не мешают другим детям. Например, им может мешать заснуть звук капающей воды из крана или шум от бытовых приборов. Дети с аутизмом могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре постельного белья и пижамы. Проверьте, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка. Например, можно попробовать поменять пижаму (на более свободную или, наоборот, более облегающую), либо одеяло (на более лёгкое или, наоборот, более плотное).
Важно, чтобы все члены вашей семьи, находясь с ребёнком, придерживались одного и того же установленного распорядка.Чем более постоянен распорядок, тем проще вашему ребёнку настроиться на сон.
Выработайте ритуал отхода ко сну
Выработайте краткий, ясный и предсказуемый ритуал отхода ко сну. Правильный режим поможет ребёнку научиться расслабляться и настраиваться на сон. Ритуалы успокаивают ребёнка в том числе благодаря своему постоянству. Перед сном следует избегать возбуждающего воздействия телевизора, видео, компьютерных игр, компьютеров, громкой музыки и яркого света. Также не рекомендуется бегать, прыгать и играть в подвижные игры.
Начинайте ритуал отхода ко сну за 15-30 минут до планируемого времени укладывания в кровать. У детей более младшего возраста ритуал отхода ко сну будет короче (например, 15 минут у детей в возрасте одного года), а у детей старшего возраста он может занять больше времени (но не более 60 минут).
Несколько простых советов для разработки правильного ритуала подготовки ребёнка ко сну
- Все действия ритуала должны происходить в спальне ребёнка (за исключением посещения туалета и чистки зубов) в полной тишине.
- Вашему ребёнку будет проще успокоиться, если изо дня в день будут повторяться одни и те же действия.
- Для детей с аутизмом, как и для нейротипичных детей младшего возраста, полезно будет сделать визуальное расписание, напоминающее им правильный порядок действий (см. пример такого расписания ниже).Оно покажет ребёнку, из каких действий будет состоять его ежедневный ритуал отхода ко сну. Наглядное расписание также поможет всем, кто ухаживает за ребёнком, придерживаться одного и того же распорядка. Если ребёнок плохо воспринимает картинки, можно использовать предметы: каждое действие в ритуале отхода ко сну будет представлено предметом, который используется при его совершении.
Обращайте внимание на то, какие действия успокаивают вашего ребёнка, а какие возбуждают. Успокаивающие действия должны стать частью ритуала отхода ко сну, а возбуждающие следует перенести на другое время. Например, если принятие ванны оказывает на ребёнка стимулирующее, а не расслабляющее воздействие, то нужно принимать вечернюю ванну пораньше.
Соблюдайте режим
Выберите время отхода ко сну и придерживайтесь его.
По возможности ваш ребёнок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время семь дней в неделю. Выбирайте время отхода ко сну в соответствии с возрастом вашего ребёнка, а также с вашими собственными привычками, чтобы все вы могли придерживаться постоянного режима изо дня в день. Если по каким-то причинам ваш режим пришлось изменить, то проследите за тем, как это влияет на сон вашего ребёнка, и решите, стоит ли сохранить новый режим или же как можно скорее вернуться к старому.
Правильно подберите время
Многие дети (и взрослые) за час до отхода ко сну ощущают прилив энергии, и им сложно заснуть. Если ваш ребёнок не может заснуть более часа, то попробуйте передвинуть время отхода ко сну на полчаса-час позже.
По мере взросления
С возрастом дети ложатся спать несколько позже, но важно, чтобы они по-прежнему получали необходимое количество часов сна. Кроме того, становясь старше, дети часто начинают позже ложиться спать и позже вставать в выходные. Старайтесь, чтобы в выходные ваш ребёнок ложился спать и вставал не более чем на час позже, чем в будни.
Ранний подъём
Даже если ваш ребёнок иногда ложится спать поздно, старайтесь, чтобы он просыпался не более чем на час позже обычного. Хотя может казаться, что лучше дать ребёнку поспать подольше и как следует выспаться, в конечном счёте качество сна зависит от соблюдения режима.
Дневной сон
Если ваш малыш всё ещё нуждается в дневном сне, то следите, чтобы его тихий час также происходил в одно и то же время, желательно в его спальне. После дневного сна будить ребёнка стоит не позднее 16:00, иначе потом ему будет сложно заснуть ночью. Если же ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда спать днём не обязательно, не позволяйте ему этого (если только он не болеет). Если дети старшего возраста спят днём, им труднее заснуть ночью.
Не забывайте о еде
Ещё одним ключевым моментом в режиме дня является время приёма пищи. Ребёнок должен завтракать в одно и то же время каждое утро: и в будни, и в выходные. Поздно вечером не рекомендуется много есть. Однако лёгкий перекус может оказать благотворное влияние на сон.
Вставать с восходом, ложиться с закатом
Утренний солнечный свет и ночная темнота также способствуют поддержанию постоянного режима. Утром, когда ребёнок просыпается, откройте шторы и впустите в комнату солнечный свет. Если ребёнок ложится спать в светлое время суток, то нужно задёрнуть шторы в комнатах, где происходит его ритуал отхода ко сну, и обеспечить темноту в спальне.
Научите ребёнка спать отдельно
Почему важно, чтобы ребёнок умел спать отдельно от родителей?
И дети, и взрослые могут просыпаться несколько раз за ночь. Каждый раз, когда мы просыпаемся, мы оцениваем окружающую обстановку и быстро засыпаем снова. Эти пробуждения настолько кратки, что мы часто не помним их утром.
Ребёнку, который не умеет спать один, при каждом пробуждении будет нужна ваша помощь. Если же ребёнок научится спать отдельно от родителей, то он сможет легко засыпать после ночных пробуждений и будет просыпаться утром более отдохнувшим.
Как этому научить?
Когда ребёнок научится засыпать вместе с вами, нужно будет научить его засыпать самостоятельно. Это должно происходить постепенно, в течение нескольких недель. Например, если обычно перед сном вы ложитесь в кровать вместе с ребёнком, то можно изменить эту привычку: несколько вечером просто садитесь к нему на кровать, а затем — на стул рядом с кроватью. Затем продолжайте садиться на стул, но каждую ночь отодвигайте его дальше от кровати, пока не окажетесь снаружи комнаты, вне зоны видимости ребёнка. Вводя эти изменения, постепенно уделяйте ребёнку все меньше внимания, оказываемого посредством разговоров, мимики и взглядов.
Когда вы окажетесь за пределами спальни, а ребёнок расстроен и не засыпает, вы можете подождать несколько минут и снова зайти в комнату. «Визит» должен быть кратким (меньше минуты): просто посмотрите на ребёнка и (или) обнимите, а затем ласково, но твёрдо скажите ребёнку: «Всё хорошо, пора спать. Спокойной ночи», и выйдите из комнаты.
Каждый раз возвращайтесь в комнату ребёнка через всё больший промежуток времени и лишь ненадолго. Когда ребёнок научиться засыпать один, то можно воспользоваться той же методикой при ночных пробуждениях и перед утренним подъёмом.
«Ночной сертификат» как средство обучения
«Ночной сертификат»
Обменный курс:
1 посещение родителя
1 стакан воды
1 объятие
1 поцелуй
Со старшими детьми можно использовать так называемый «ночной сертификат». Он представляет собой карточку или другой предмет, который ребёнок может предъявить вам, если проснётся ночью. «Сертификат» можно обменять на краткий знак внимания, например, на объятие или на стакан воды.
Ребёнку нужно объяснить, что он может воспользоваться «сертификатом» только один раз за ночь, после чего его нужно отдать вам. Вы снова вернёте ребёнку «сертификат» для повторного использования следующей ночью.
Скажите ребёнку, что если он не использует «сертификат» за ночь, то утром его можно будет обменять на подарок. Или же можно разработать систему вознаграждений: например, за каждую ночь, когда ребёнок не использует «сертификат», ему выдаётся наклейка. Когда ребёнок набирает определённое количество наклеек (например, пять), то он получает подарок: небольшой сувенир или совместное посещение какого-либо мероприятия.
Поощряйте привычки, способствующие спокойному сну
Физическая активность
Дневная физическая активность улучшает ночной сон. Дети и взрослые, которые занимаются физкультурой, легче засыпают и крепче спят. Если в школе ребёнок не получает достаточную физическую нагрузку, попытайтесь восполнить этот пробел дома.
Однако занятия физические упражнения не должны происходить в позднее время суток, перед отходом ко сну: они могут оказать стимулирующее воздействие, мешая ребёнку заснуть. Поэтому все сложные или утомительные упражнения должны заканчиваться за два-три часа до сна.
Кофеиносодержащие еда и напитки
Кофеин оказывает стимулирующее воздействие, возбуждая нервную систему и не давая ребёнку заснуть. Воздействие кофеина на организм продолжается в течение 3-5 часов (доходит до 12 часов). Ребёнку может быть сложно заснуть после употребления кофеиносодержащих продуктов (например, шоколада, кофе, чая, газированных напитков) днём или вечером. Некоторые дети спят лучше всего, если вообще исключить эти продукты из их рациона. Большинству же детей достаточно не употреблять кофеиносодержащие еду и напитки в течение нескольких часов перед сном.
Братья и сёстры
Многие семьи задаются вопросом, как изменения в режиме сна одного ребёнка могут повлиять на его братьев и сестёр. Часто соблюдение режима оказывает благоприятное воздействие на всех членов семьи.
Рука помощи: Подумайте о том, как братья и сёстры могут помочь друг другу с отходом ко сну. Например, если все дети будут пользоваться визуальным расписанием, то этому сможет научиться и тот ребёнок, который испытывает трудности со сном. Когда все члены семьи делают одно и то же, то и ребёнку будет легче освоить новый навык.
Совместные игра и отдых: Подумайте над уровнем активности перед отходом ко сну. Братья и сёстры могут помочь друг другу настроиться на успокаивающие занятия.
Разное время отхода ко сну: Некоторые семьи предпочитают, чтобы дети ложились спать в разное время. Это позволяет родителям побыть наедине с каждым ребёнком перед сном. Если ваши дети ложатся спать в разное время, то проследите, чтобы шум не мешал тому ребёнку, который уже пытается заснуть.
Место для сна: Подумайте о том, какое место для сна лучше всего подходит вашему ребёнку. Некоторые дети лучше всего спят в отдельной комнате, а другие – в общей комнате со братьями и сёстрами.
Если ничего не помогает улучшить сон…
Если эти рекомендации не помогают вашему ребёнку и у него по-прежнему наблюдаются нарушения сна, то следует поговорить с врачом и получить направление к специалисту по сну, который рассмотрит медицинские причины нарушения сна и, возможно, назначит лекарства. Мелатониновые и прочие препараты по улучшению сна показывают многообещающие результаты в предварительных исследованиях, но их следует принимать только под присмотром врача.
Источники информации
Отделение Поддержки Семей организации Autism Speaks предлагает информационные ресурсы, методические разработки и поддержку для семей, столкнувшихся с аутизмом: www.autismspeaks.org/family-services. Если бы вы хотели поговорить с представителем отделения поддержки семей организации «Аутизм говорит», свяжитесь с нами по телефону +1-888-288-4762 или по электронной почте familyservices@autismspeaks.org.
Благодарности
Данная брошюра была разработана в рамках программы по терапии аутизма при поддержке организации Autism Speaks. Авторы брошюры — Шелли К. Вейсс, дипломированный врач, член Королевской коллегии терапевтов Канады, детский невролог (Детская больница SickKids Университета Торонто, г. Торонто, Онтарио, Канада), и Бет Энн Мэлоу, дипломированный врач, магистр точных наук, невролог, директор программы по нарушениям сна (Университет Вандербилта, г. Нэшвилл, Теннесси, США). Мы благодарим за участие в рецензировании текста Терри Катц, кандидата наук, психолога (медицинский факультет Университета штата Колорадо), а также Ким Франк, магистра образования, консультанта по образованию (Университет Вандербилта). Идея «ночного сертификата» принадлежит доктору Патрику Фриману («Архивы педиатрии и подростковой медицины», 1999).
Мы выражаем благодарность авторам многочисленных замечаний и предложений, в том числе семьям, участвующим в программе по терапии аутизма. Публикация может быть использована в текущем виде, либо её электронная версия может быть бесплатно адаптирована для выпуска и распространения вашей организацией (например, дополнена полезной контактной информацией). По вопросам адаптации брошюры вы можете связаться с нами по электронной почте atn@autismspeaks.org.
Материалы созданы в ходе текущей деятельности программы по терапии аутизма организации «Autism speaks». Программа финансируется в рамках соглашения о сотрудничестве UA3 MC 11054 между Центральной больницей штата Массачусетс и научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США. Ответственность за содержание брошюры несут исключительно её авторы. Их мнение может не совпадать с официальной позицией научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США.