Поведенческие проблемы и детский церебральный паралич

Поведенческие проблемы и детские церебральный паралич

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.capability-scotland.org.uk/media/57694/challenging_behaviour_and_cerebral_palsy_12.pdf
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

 

Что такое  поведенческие проблемы?

Термин «поведенческие проблемы» используют, когда речь идет о сложном или вызывающем трудности у окружающих поведении ребенка. Люди с тяжелыми нарушениями развития как правило демонстрируют более сложные формы проблемного поведения, особенно в сочетании с нарушениями коммуникации

Виды проблемного поведения

Есть четыре основных категории проблемного поведения, каждая из которых может проявляться как в легкой, таки в тяжелой форме.

  • Самоповреждение — когда человек бьется головой, царапает себя и окружающих, толкается, давит себе на глазные яблоки, скрипит зубами, ест не пищевые продукты.
  • Агрессивное поведение — физическая агрессия, направленная на окружающих, порча имущества, вербальная агрессия, крики и т.д.
  • Стереотипное поведение — повторяющиеся действия, в том числе с предметами, повторяющаяся речь, раскачивание из стороны в сторону
  • Не-персонифицированные  действия — порча имущества, гиперактивное поведения, кражи, неподобающее сексуальное поведение, истерики, отсутствие чувства опасности, склонность к побегам и бродяжничество, раздражительность

Какая связь между церебральным параличом и проблемным поведением?

Значительная часть людей с ДЦП также испытывает трудности с обучением. Это может означать что они не всегда до конца осознают, что происходит вокруг. Проблемное поведение чаще всего возникает у представителей именно этой группы, особенно если человек не обладает навыками коммуникации.

Тем не менее, в той или иной степени проблемное поведение может возникнуть у любого человека, независимо от уровня интеллектуального развития.

Факторы риска
Есть три важных фактора, влияющих на развитие проблемного поведения при ДЦП:

  • Насколько сильно повреждена нервная система
  • Насколько сильно нарушен интеллект
  • Есть ли эпилепсия ( особенно если приступы не купированы)

Дополнительные факторы риска

  • Возраст ( пик проблемного поведения обычно приходится на период от 15-34 и постепенно снижается после 35)
  • Пол ( у мужчин проблема возникает чаще чем у женщин)
  • Множественные нарушения
  • Проблемы с коммуникацией

Причины проблемного поведения

Проблемное поведение может быть вызвано в том числе биологическими/медицинскими причинами. Самоповреждающее поведение свойственно некоторым генетическим заболеваниям. Удары головой могут помогать человеку поддерживать нужную степень стимуляции или возбуждения.

Сложное поведение и психическое нездоровье — не одно и то же. Проблема может быть вызвана в том числе и ментальными нарушениями, которые в прочем будет непросто диагностировать, особенно если у человека есть проблемы с коммуникацией.

Проблемное поведение может быть в том числе обученным — если оно приводит к последствиям, которые полезны или приятны для человека, то скорее всего это поведение будет повторяться.

Проблемное поведение может быть попыткой коммуникации. Причиной может быть чувство голода, жажды или дискомфорта. Если в вашем случае это действительно так, будет правильно попытаться обучить человека более приемлемым способам коммуникации.

Проблемное поведение может быть вызвано плохим обращением, стрессом, обидой, тревогой, чувством боли или дискомфорта. Отказ от сотрудничества, сопряженный с истерикой ( например во время приема пищи) может быть единственным способом, при помощи которого человек, который из-за физических ограничений оказался полностью зависим от окружающих, может выразить свои эмоции.

Проблемное поведение может возникать в ответ на события в окружающей среде, куда можно отнести как избыточную, так и недостаточную стимуляцию,  или просто плохие условия существования ( например не комфортная температура, чрезмерно высокий уровень шума), противоречия в действиях тех, кто осуществляет уход ( разница в умениях и навыках, осведомленности, подходах).

Проблемное поведение может скрывать настоящий уровень способностей человека, из-за чего практически невозможно понять каков же он на самом деле.

Поведение может быть вызвано как окружающей средой, так и действиями и подходом тех, кто осуществляет уход за человеком.
Другие факты о проблемном поведении
Чаще всего нежелательное поведение несет следующую функцию:

  • самостимуляция
  • привлечение внимания
  • избегание

У большинства людей с тяжелыми нарушениями развития такое поведение не является преднамеренным и не связано с желанием расстроить тех, кто за ними ухаживает.

Некоторые люди демонстрируют только одну форму нежелательного поведения, тогда как другие показывают целые кластеры поведенческих реакций сразу — например агрессия, истерика и деструктивное поведение могут возникать одновременно.
Исследования показывают, что проблемное поведение можно ослабить, если обучить человека базовым навыкам вербальной или не вербальной коммуникации, что позволит ему сообщать о своих потребностях в более подходящей форме.

Одной из причин, вызывающих сниженное настроение, может быть избыток кофеина, так что рассмотрите в том числе возможность снизить употребление кофеина.

Депрессия и церебральный паралич

Иногда изменение настроения у человека с ДЦП связано с развитием депрессии. В то время как у мужчин чаще возникает асоциальное поведение, женщины в два раза чаще чем мужчины страдают от депрессий. Если проблема в этом, в некоторых случаях может быть полезно пересмотреть образ жизни человека, но скорее всего потребуется также консультация психотерапевта и возможно прием антидепрессантов.

Работа с нежелательным поведением при ДЦП
Первая из возможных причин, которую нужно рассмотреть всесторонне — проблемы со здоровьем. Соответствующие специалисты могут провести процедуру экспериментального функционального анализа, которая позволит проанализировать все аспекты, влияющие на поведение человека: способности и умения, состояние окружающей среды, топографию самого поведения. Таким образом, анализу подвергается не  только само поведение, но и все, что так или иначе оказывает на него влияние.

Важно предъявлять к человеку разумные требования, основанные на тщательной оценке когнитивных способностей (интеллектуального уровня), физического состояния, личностных особенностях, способности справляться с трудностями и предыдущем поведении.

Как оценить  и проанализировать нежелательное поведение
1. Определить природу проблемного поведения:

  • Это действительно проблема?
  • Это поведение возникало раньше?
  • Это новое поведение?

2. Соберите факты:

  • Информация о поведении, которой вы располагаете, внушает доверие?
  • Близкие оценивают проблемное поведение как-то иначе?
  • Проблемное поведение возникает когда человек находится только с определенными лицами?

3. Опигите поведение

  • Как возникает, как часто возникает, как долго длится
  • Есть ли какая-то система, например возможно поведение возникает в определенное время суток?
  • При каких обстоятельствах возникает поведение?

4. Определите результат, к которому приводит поведение:

  • Избегание требований или неприятной ситуации
  • Награда в виде внимания, еды или напитка?
  • Взаимодействие с окружающими?
  • Самостимуляция?

5. Изучите историю проблемы:

  • Есть ли в истории аналогичные случаи проявления нежелательного поведения?
  • Какое вмешательство осуществлялось ранее?
  • Было ли вмешательство успешным?
  • Были ли в прошлом неизвестные факторы, оказывающие влияние на появление поведения?
  • При каких обстоятельствах оно появлялось?

6. Изучите медицинскую карту

  • Было ли диагностировано какое-то новое заболевание/нарушение?
  • Были ли за последнее время назначены или сняты какие-то препараты?
  • Возросла ли частота/возникли ли за последнее время эпилептические припадки?
  • Медикаменты применялись в соответствии с указаниями врача?
  • Дозировка и наименование назначенных препаратов не менялось?

7.  Изучите изменения в окружающей среде/антецеденты:

  • Менялся ли за последнее время человек, который осуществляет уход?
  • Были ли изменения в привычном графике повседневных дел?
  • Изменился ли уровень активности?
  • Сменилось ли социальное окружение/компания сверстников?
  • Изменилась ли частота визитов домашних ( видимо речь идет о пребывании в местах ухода — интернатах, домах совместного проживания или больницах — прим.переводчика)
  • Возможно кто-то из близких заболел и/ или попал в больницу?
  • Возможно человек испытывает недостаток сенсорных ощущений?
  • Возможно он испытывает переизбыток сенсорных ощущений?
  • Возможно человек просто устал?
  • Возможно человек переживает тяжелую утрату?
  • Он может чувствовать боль или дискомфорт?
  • Как к человеку относятся те, кто за ним ухаживает?
  • Менялся ли уровень шума?
  • Не слишком ли много вокруг людей?

Дальнейшие действия в ответ на нежелательное поведение
Стратегии вмешательства должны основываться на следующих принципах:

  • Убедитесь что в случае если вы имеете дело с нарушениями коммуникации, человек имеет возможность и способ сообщить о своих нуждах
  • Убедитесь что требования, которые вы предъявляете к человеку, основаны на тщательном изучении его когнитивных способностей, личности, характере и предыдущем поведении.
  • Если это необходимо, снизьте ожидания как от самого человека, так и от персонала, который за ним ухаживает.
  • Определите какие триггеры в окружающей среде или особенности поведения окружающих вызывают проблемное поведение.
  • Определите возможные проблемы и предоставьте дополнительную поддержку, где это необходимо.
  • Разработайте способы, при помощи которых человек сможет справиться с проблемами.
  • Научите его сообщать о своих нуждах другим способом.
  • Помогите человеку осознать свое чувство тревоги и справиться с ним.
  • Обучите тех, кто осуществляет уход, необходимым навыкам, чтобы предотвратить будущие проблемы.
  • Организуйте обмен опытом и мнениями между специалистами.
  • Расширьте спектр заданий и материалов которые будут значимы и интересны вашему подопечному.
  • Обеспечьте должный уровень поддержки.
  • Убедитесь что все, кто имеет дело с вашим подопечным, действуют последовательно и в одном ключе.

Выводы:

Как правило у людей с ДЦП наблюдаются легкие и умеренные поведенческие проблемы. Есть основания считать что сохраняя подобающий уровень активности, предоставляя должный уход, поддержку и придерживаясь постоянства в вопросах обучения новым навыкам, проблема нежелательного поведения может быть решена без использования дополнительных медикаментов. Важно ставить реалистичные цели перед человеком, чтобы максимально повысить его качество жизни и снизить воздействие нежелательных форм поведения.

Добавить комментарий