Совершенствуем навыки общения и поведения

Совершенствуем навыки общения и поведения

Оригинал:http://www.autismawarenesscentre.com/article-library/social-a-life-skills/17-improving-communication-and-behavior-with-visual-strategies

Переводчик: Ирина Гончарова

Редактор: Анна Нуруллина

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Школьники и студенты, страдающие расстройствами аутистического спектра испытывают значительные трудности, когда дело касается общения и социального взаимодействия. Кроме того, у них нередко наблюдаются поведенческие проблемы, которые могут сильно осложнять их общественную жизнь и мешать полноценным отношениям в семье. Многие учащиеся с другими диагнозами, но тоже имеющие проблемы с коммуникацией или отклонения в поведении, также нуждаются в особом педагогическом подходе. Если мы сформулируем этот подход и проанализируем его, а также разработаем методы для улучшения коммуникации, которые помогут аутичным людям хорошо учиться и общаться в коллективе, то от наших открытий выиграют не только аутисты.

Мы знаем, что все люди обучаются по-разному, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации. Также нам известно, что большинство учащихся с заболеваниями аутистического спектра в учебном процессе в основном опираются на визуальное восприятие материала. Другими словами , они лучше понимают то, что видят, а не то, что слышат. Множество школьников с проблемами в общении и поведении тоже являются визуалами. Этот факт имеет огромное значение для улучшения качества общения, социального взаимодействия и для эффективного обучения особых учеников.

Согласно общепринятому мнению, проблемы с общением оказывают значительное влияние на все аспекты человеческой жизни. Обычно, при составлении образовательных программ для лиц, страдающих аутизмом, особое внимание уделяется развитию их коммуникационных навыков. Однако в этих программах в первую очередь речь идет об улучшении экспрессивной стороны общения, об умении выразить свои мысли и чувства, тогда как способность учащихся к правильному осмыслению коммуникативных актов  часто остается в тени.

Очень важно понять, почему неспособность эффективно воспринимать и перерабатывать информацию является такой серьезной проблемой для аутичных учеников.

Насколько важна коммуникация для людей с нарушениями развития?

Она очень важна! Школьники и студенты с любым заболеванием аутистического спектра в первую очередь страдают от неумения общаться. Это первазивное нарушение, которое охватывает широкий спектр навыков, таких как:

— способность правильно понимать социальную коммуникацию

— умение замечать и правильно интерпретировать невербальные сигналы окружающей среды

— выполнение указаний

-способность к самоконтролю, умение управлять ситуацией и решать организационные задачи.

Улучшение качества общения должно стать одной из важнейших целей образовательных программ для людей с нарушениями развития.

Но ведь многие из них говорят. Разве это не решает проблемы?

Нет, не решает. Коммуникация это гораздо больше , чем «просто речь». Это сложный процесс , и чтобы участвовать в нем каждый человек должен уметь  сосредоточиться, воспринять и переработать информацию, запомнить сказанное ранее и сформулировать  адекватный ответ. Неумение общаться это не только неспособность высказать свои мысли и чувства. Это нарушение затрагивает все вышеперечисленные аспекты общения.

Нельзя ли объяснить подробнее?

Рассмотрим пример.

Что нужно для эффективной коммуникации? Как уже было сказано, для этого необходимо уметь быстро концентрировать и переключать внимание, воспринимать и обрабатывать информацию и формулировать реакцию, соответствующую ситуации. Но даже если студенты владеют всеми этими навыками, они могут недостаточно быстро реагировать на общий темп беседы. Обработка информации дается им медленнее, особенно той ее части, которую они воспринимают на слух. В большинстве случаев люди с РАС могут определить, чего от них ждут и хотят, основываясь на визуальных сигналах среды и на известной им последовательности событий, а не на конкретных словесных сообщениях. В действительности отсутствие сотрудничества и самостоятельности у аутистов вызвано тем, что они не умеют видеть события в перспективе и не всегда понимают, чего от них ожидают. К тому же они не всегда воспринимают сообщение в целом, а концентрируются на его отдельных фрагментах.

Почему так происходит?

Для этого есть много объяснений. Вот одно из них: информационное взаимодействие между людьми может происходить очень быстро. Такие его компоненты как слова и жесты появляются и исчезают настолько стремительно, что особые ученики не успевают фокусировать свое внимание на этих знаках , адекватно реагировать на них и оставаться в русле беседы. Словесное сообщение может быть высказано и закончено, прежде чем аутист успеет его услышать и понять.

Как же сделать общение более понятным для таких учащихся?

Сделайте его визуальным! То, что они видят, они понимают лучше того, что слышат. Визуальная информация остается доступной достаточно долго , чтобы аутичный школьник или студент мог на ней сосредоточиться и ,если необходимо, вернуться к ней снова в процессе общения. Видимые элементы коммуникации повышают ее эффективность. Когда мы используем визуальную поддержку, мы обращаемся к сильной стороне восприятия ученика, а не требуем от него трудновыполнимых вещей, поэтому его понимание информации значительно улучшается.

Что подразумевается под визуальной поддержкой?

Это то, что мы видим. Движения тела, стимулы окружающей среды, картинки (обозначения), предметы, письменный язык – все это можно использовать в качестве визуальных инструментов коммуникации. Нас окружают знаки, символы, предметы и другие вещи, которые могут помочь нам сделать общение с особыми людьми более эффективным. К тому же, мы можем изготовить нужные визуальные элементы сами.

Можно ли еще примеры?

Их так много, что невозможно перечислить. Например, очень часто для передачи информации используются графики и календари. Пошаговые указания, коммуникативные карточки (альбомы), правила поведения в классе структурируют окружающую среду,  делают ее более предсказуемой и понятной. Также визуальные средства настраивают аутичного студента на позитивное общение и помогают избежать поведенческих проблем.

Почему возникают поведенческие проблемы?

Это хороший вопрос. Когда мы пытаемся подготовить  окружающую среду и предотвратить поведенческие проблемы, наша главная задача понять , почему они возникают. Для студентов с расстройствами аутистического спектра трудности в общении являются одной из основных причин, вызывающих проблематичное поведение. После тщательного анализа тех ситуаций, где имело место нежелательное поведение, стало очевидным, что оно появляется, когда аутисты не понимают, что происходит в его окружении, когда они не могут предугадать дальнейший ход  событий и не контролируют ситуацию.

Что мы можем предпринять, чтобы избежать таких проблем?

Мы должны использовать визуальные средства. Благодаря им, аутичные ученики адекватно реагируют на перемены, так как они могут «видеть», что происходит, что им предстоит, и понять, что они должны делать и чего не должны. Как следствие, риск возникновения коммуникативных, социальных и поведенческих проблем, значительно снижается.

Если мы будем знать, почему затруднения в общении приводят к проблематичному поведению, то мы сможем найти способ эффективно решить эту проблему. По мере понимания аутичным человеком ситуации будет расти степень адекватности его поведения в ней.

Насколько важно использовать визуальные стратегии в работе с особыми учениками?

Пользу и значение визуальных средств  трудно переоценить. Они являются основным инструментом для обучения школьников и студентов  с РАС полноценному общению и адекватному поведению. Многие люди используют одновременно несколько визуальных помощников как у себя дома , так и в обучающей среде. Некоторые преподаватели пользуются этими средствами для улучшения коммуникации в той же мере что и их ученики, чтобы максимально оптимизировать образовательный процесс.

 

Comments are closed.