23 способа установить контакт с невербальным ребенком
Оригинал: http://www.friendshipcircle.org/blog/2013/04/16/23-ways-to-communicate-with-a-non-verbal-child/
Перевод: Ектерина Ильина
Редактор: Елена Багарадникова
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать» — важное замечание от родителя невербального ребенка.
Общение необходимо каждому человеку. Общаясь и разговаривая, люди принимают жизненно важные решения, выражают эмоции и ощущают принадлежность к обществу, в котором они живут.
Люди с малоразвитой речью и невербальные не меньше остальных нуждаются в общении. И нам просто надо приложить немного усилий, чтобы помочь им в преодолении сложностей коммуникации.
Ниже следуют советы, присланные на сайт, посвященный обучению людей с ограниченными возможностями (http://www.netbuddy.org.uk/) родителями таких детей, а также взрослыми людьми с подобными сложностями. Надеемся, эти советы будут вам полезны. И, пожалуйста, поделитесь вашими маленькими секретами.
1. Придавайте значение действиям:
«Кэтти хлопает в ладоши. Мы научили ее хлопать, когда она хочет сказать «да».
2. Будьте на одном уровне:
«Вам будет легче играть и разговаривать, если вы сядете так, чтобы быть с ребенком на одном уровне».
3. Говорите:
«Эдди не может говорить, и понимает не всё, но важно продолжать рассказывать ему о том, что происходит вокруг».
4. Старайтесь удерживать зрительный контакт:
«Я приклеиваю стикеры на лоб, чтобы мой сын их увидел. Это напоминает ему о том, что надо смотреть в лицо человеку, чтобы люди лучше поняли, что он с ними контактирует».
5. Помните, что всё имеет смысл, просто он не всегда очевиден:
«Мы воспринимаем каждый невербальный намек как акт коммуникации, и стараемся понять, что именно Габи пытается сказать».
6. Используйте зеркала:
«Если человеку, которому вы помогаете, сложно установить зрительный контакт, попробуйте использовать зеркало. Возможно, ему будет легче посмотреть на вас с его помощью».
7. Попробуйте использовать простой выбор: «Ты хочешь Х или У»?
«Когда я общаюсь с моим невербальным сыном, я спрашиваю «ты хочешь Х?» (показывая рукой на одну точку) или «ты хочешь У?» (показывая рукой на другую точку). Затем он всегда выбирает одну из двух точек. Мы используем такой прием и для общения, а не только для ситуаций, где надо сделать выбор».
8. Постарайтесь посмотреть на привычные вещи другими глазами:
«Дайте вашему ребенку возможность самовыражаться. Танец ли, музыка, рисование, живопись – неважно, пусть он возиться с тканями, бьет в барабан, трясет маракас – присоединяйтесь к нему. Не бойтесь лечь с ним рядом на ковер, и увидеть мир с его точки зрения».
9. Помните, что зрительный контакт – не самоцель:
«Специалисты часто просят поддерживать с детьми зрительный контакт. Мы, люди страдающие синдромом Аспергера, часто избегаем зрительного контакта. Он мешает нам сконцентрироваться на том, о чем мы говорим. Мне трудно одновременно говорить и смотреть собеседнику в лицо».
10. Используйте игрушки, домашних питомцев или песни:
«Часто дети с расстройствами аутистического спектра не общаются с другими людьми, и не смотрят им в глаза. Однако они могут общаться и делают это – часто на вербальном уровне – с куклами или домашними питомцами. Некоторые малоговорящие дети с удовольствием поют. Даже малоговорящие дети иногда могут очень хорошо петь. Используйте эти особенности для взаимодействия с ними.
11. Придумывайте «социальные истории»:
«Я создаю свои собственные «социальные истории», используя рисунки сына и просто цветные картинки. Множество картинок с разными предметами можно найти в Microsoft Office, и потом из них легко составить подходящую вам «социальную историю».
12. Делайте карточки с текстом и картинкой:
«Сделайте фотографии любимых игрушек, членов семьи, предметов, например, кружки, печенья, др. Для начала выберите самые мотивирующие из них. Распечатайте и обрежьте до размера открытки. Выкладывайте не больше 3 картинок одновременно и просите ребенка выбрать из них одну. Пусть он или укажет на нее, или коснется. Также будет полезно на обороте фото поставить соответствующий знак, отсылающий к другим фото».
13. Носите с собой «карточки с сюрпризом»:
«Если ваш ребенок страдает аутизмом или синдромом Аспергера, полезно носить с собой «карточки с сюрпризом» для незапланированных тревожных ситуаций, в которые вы с ним можете попасть (например, неожиданная пожарная тревога). На карточке нарисуйте символ, обозначающий сюрприз, можно восклицательный знак или само слово «Сюрприз!», или надпись «мы идем в …(любимое место вашего ребенка)».
14. Снимайте фото прямо на камеру мобильного телефона:
«Сотовый телефон с камерой – мобильное устройство, которое идеально подходит для использования фотографий как средства общения».
15. Используйте жестовый язык Макатон:
«Моя любовь – язык жестов Макатон! Мы рады, что научили Зои использовать Макатон. Хотя она еще не может ничего сказать, жесты облегчают общение: она может сказать нам, что она хочет, а жесты, которые мы используем, помогают ей понять нас. Обучение займет некоторое время, но оно стоит того».
16. Используйте предметы-символы:
«Предметы-отсылки (символы) очень помогают людям с серьезными проблемами в обучении или другими сенсорными нарушениями понимать окружающий мир. Используйте предмет для обозначения действия, которое вы собираетесь совершить, например, вилку — для обозначения ужина, полотенце — для купания».
17. Используйте приложения для IPAD, iPhone и IPod Touch: например, Proloquo2Go:
«Если вам нужна помощь в общении, и у вас возникают проблемы с поиском чего-либо подходящего для сына или дочки, попробуйте установить на iTouch приложение Proloquo2Go, созданное как альтернативный способ общения».
18. Используйте графические формы выносок («пузыри») со словами:
«Кэрри любит мультики. И мы используем мультики со словами в пузырях, чтобы лучше донести информацию до дочки».
19. Сделайте «Паспорт общения»:
«Паспорт общения – документ на одну страничку, который ребенок всегда носит с собой. Он информирует окружающих о том, как общаться с ребенком, как ему помочь и что сделать для того, чтобы поддержать. Подробней о таких паспортах можно прочитать на сайте www.communicationpassports.org.uk».
20. Используйте специальные книги по общению и диаграммы:
«Некоторые дети могут научиться делать выбор, показывая на символ или слово в специальной книжке или на диаграмме. Они могут указать кулаком или пальцем, показать взглядом или обозначить кивком головы. Существуют советы по составлению книг и диаграмм по общению, а также примеры зрительных подсказок в виде таблиц. Вы можете распечатать на сайте contactcandle.co.uk».
21. Используйте повязки для общения:
«У моего сына острая форма коркового паралича, и он не разговаривает. Мы научили его отвечать «да/нет» с помощью повязок: «да» — коснуться/махнуть/поднять/пошевелить рукой с зеленой повязкой, «нет» — рукой с красной повязкой. Такой способ понятен каждому. Приобрести такие повязки можно на сайте www.thegreencrab.com».
22. Создайте личное портфолио ребенка:
«Организация «Cerebra» бесплатно помогает родителям составить личное портфолио для детей до 16 лет. Портфолио – это удобный и наглядный буклет о вашем ребенке, помогающий правильно представить его другим людям, описать его потребности и дать рекомендации. Такое портфолио особенно необходимо, если у вашего ребенка проблемы с общением. Весьма полезным для учителей и специалистов будет сайт www.cerebra.org.uk».
23. Используйте методику «Интенсивного взаимодействия» (Intensive interaction):
«У меня двое проблемных детей в возрасте 5 и 7 лет. Только благодаря «Интенсивному взаимодействию» я не сошла с ума, смогла преодолеть барьеры и могу общаться с ними. Подробнее об «Интенсивном взаимодействии» на сайте о доречевых основах коммуникации для детей и взрослых, которые имеют серьезные трудности в обучении и/или аутизмом: www.intensiveinteraction.co.uk».
А как вы общаетесь с вашими детьми?