Нейропсихологические эффекты двуязычной среды при синдроме Дауна

Авторы: Дж. О. Эджин (J. O. Edgin), А. Кумар (A. Kumar), Дж. Спаньо (G. Spanò) и Л. Надель (L. Nadel)

Перевод: Наталия Никитина

Редактор: Ирина Кислицына

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Резюме.

Актуальность проблемы. Поскольку детям с неврологическими нарушениями, включающими нарушения развития языковых способностей, обычно не рекомендуется изучение второго языка, до сих пор достаточно мало известно о влиянии двуязычной среды на формирование у них общей познавательной функции. Предыдущие исследования не выявили различий в выполнении языковых заданий у детей с синдромом Дауна (СД). В настоящем исследовании мы попытались определить и структурировать влияние двуязычной среды на общую познавательную функцию у детей с СД с использованием тестов, характеризующих психомоторное развитие и дающих нейропсихологическую оценку функций префронтальной коры и гиппокампа.

Методы. В исследовании оценивалось специфическое воздействие двуязычной среды на познавательную функцию детей с СД в возрасте от 7 до 18 лет. Дети, живущие в двуязычной среде (n=13, языки: английский и преимущественно испанский) и дети, живущие в моноязычной среде (n=28, язык: английский) были обследованы в соответствии со стандартизованным набором нейропсихологических тестов, разработанных для СД (Arizona Cognitive Test Battery). На момент исследования в среде, отличной от англоязычной, дети проводили в среднем более четырех часов ежедневно.

Результаты. Не было выявлено различий в любых исходах между исследуемыми группами. Кроме того, нейропсихологические исходы не имели прямой зависимости от количества времени, проведенного в двуязычной среде, несмотря на то, что в предыдущих работах было продемонстрировано ее негативное влияние на нейропсихологические исходы.

Выводы. На данной выборке не было выявлено измеряемых результатов влияния двуязычной среды на нейропсихологические функции у детей с СД. Потенциальная клиническая значимость полученных результатов обсуждается.

Ключевые слова: синдром Дауна, исполнительные функции, нарушения интеллекта, память, нейропсихология, двуязычная среда.

Введение.

Как ранее отмечалось Кэй-Рэйнинг Бёрд и соавт. (Kay-Raining Bird et al., 2005), а также Кэй-Рэйнинг Бёрд (2009) и другими авторами, изучение второго языка лицами с нарушениями интеллекта (НИ), и в том числе – с синдромом Дауна (СД) чаще всего не рекомендуется, поскольку они нередко испытывают когнитивные и языковые трудности. У детей с СД языковые нарушения выявляются уже в очень раннем возрасте, и в том числе наблюдается разрыв между речеобразованием и пониманием речи, особенно заметный у детей от года до трех лет. (Miller 1992; Chapman 1995; Roberts et al. 2007). Также имеется достаточно большое количество данных, предполагающих у данной популяции нарушения невербальной коммуникации, необходимой в процессе обучения, в том числе  проблемы с исполнительными функциями и памятью (Nadel 2003; Pennington et al. 2003; Rowe et al. 2006). Например, в недавнем исследовании, включившем довольно большую выборку лиц с СД (n=74), результаты тестирования способности к переключению и ассоциативной памяти оказались ниже среднего уровня (i.e. the Arizona Cognitive Test Battery for DS; Edgin et al. 2010a). Несмотря на нарушения в этих областях, имеется несколько исследований, посвященных изучению общих познавательных исходов у детей с НИ, воспитывающихся в двуязычной среде.

Исследования Feltmate & Kay-Raining Bird не выявили различий в языковых нарушениях у моно- и двуязычных детей с СД (Kay-Raining Bird et al. 2005; Feltmate & Kay-Raining Bird 2008). Чтобы оценить, как изучение второго языка влияет на общий когнитивный профиль у детей с СД, были проведены два исследования конкретных случаев. Уолл и Гроув изучали свойства зрительной памяти у двуязычных (вербальный английский для письма и чтения, и британский жестовый язык – как визуальный разговорный) близнецов с СД (Woll & Grove,1996), а Валлар и Папаньо продемонстрировали более развитую кратковременную память у билингвов с СД по сравнению с монолингвами (Vallar & Papagno, 1993). Насколько нам известно, других исследований относительно влияния двуязычной среды на нейропсихологическую функцию в этой популяции, равно как и в других группах с НИ, не проводилось. Предыдущие исследования показали, что в некоторых случаях двуязычная среда способствовала развитию когнитивных функций, и в том числе увеличению объема кратковременной памяти у обычно развивающихся детей (Bialystok 1999; Bialystok & Martin 2004; Bialystok & Shapero 2005; Bialystok 2007). Учитывая результаты, полученные на основе общей выборки, мы предположили, что двуязычная среда может оказать положительное влияние на развитие когнитивных способностей и у лиц с СД.

В связи с этим нам представляется важным определить, является ли одновременное изучение двух языков специфической проблемой для лиц с таким нарушением развития, как СД. Вытесняет ли двуязычная среда ресурсы, предназначенные для развития навыков общей познавательной функции; способствует ли развитию нейропсихологической функции, как это иногда обнаруживается у обычных детей, или же не оказывает никакого эффекта (см.обсуждение Bialystok 2007; Kay-Raining Bird 2009)? Для ответа на эти вопросы мы оценили эффекты двуязычной среды на нейропсихологические исходы у детей с СД. Предыдущие исследования в этой популяции не подвергали анализу общий познавательный профиль и проводились на достаточно небольших выборках (n = 8, Kay-Raining Bird и соавт., 2005). Существенных результатов в этих работах получено не было, в связи с чем требуются дополнительные исследования. Также имеются данные о том, что влияние двуязычной среды опосредовано социо-экономическим статусом (Morton & Harper 2007). В связи с этим в настоящем исследовании представлены данные о лицах с СД, живущих в моно-и двуязычной среде, а также не различающихся по социо-экономическому статусу, уровню интеллекта (IQ), полу и возрасту.

 Методы.

Участники. 41 ребенок с клинически подтвержденным СД (трисомия по 21й хромосоме) был включен в исследование в Университете Аризоны через местные группы поддержки семей, воспитывающих детей с СД, и рекламные объявления. Всем участникам было проведено исчерпывающее нейропсихологическое обследование в соответствии с диагнозом, и включение не основывалось на том, в какой языковой среде живет ребенок. Критериями исключения стали наличие Робертсоновской транслокации, мозаицизм и черепно-мозговые травмы в анамнезе. В анкете родители отвечали на вопросы о первом языке ребенка, о том, находился ли он в среде, отличной от англоязычной, и если да – о длительности этого периода. 13 родителей сообщили о частом воздействии языка, отличного от английского (более 1 часа в день), где количество проведенных в иноязычной среде часов варьировало от 1 до 11 (в среднем – 4,8 часов в день). В двуязычной группе это количество времени статистически значимо отличалось от моноязычной группы, в которой родители сообщали о редком пребывании ребенка в иноязычной среде (см. Табл.1, Р<0,001). В 12 семьях в дополнение к английскому говорили на испанском, в одной – на итальянском. Из 13 двуязычных семей 6 родителей/ опекунов сообщали, что первым языком для их ребенка (т.е. языком первичной коммуникации) был испанский, 5 – английский, и две семьи отмечали оба языка – английский и испанский. Все дети владели английским достаточно хорошо, чтобы пройти контрольный тест на английском языке, оценивающий уровень их знаний и учиться в англоязычных школах. На втором языке они общались преимущественно дома с родителями/ опекунами. В Табл.1 видно, что дети из моноязычной группы (n=28) и из двуязычной группы (n=13) существенно не отличались по среднему возрасту (Р=0,95), полу (Р=0,25), средним показателям KBIT-II IQ (P = 0.69) и социо-экономическому статусу, включая процент семей с ежегодным доходом менее 25000 долларов (Р=0,42) и средним уровнем образования матери (Р=0,37). Следует подчеркнуть, что соответствия между двумя группами не были сконструированы, а сложились естественным образом при разделении выборки по признаку моно-/двуязычности.

Методы оценки.

Аризонский набор тестов для оценки познавательной способности при СД (The Arizona Cognitive Test Battery[1]).

Для оценки познавательной способности использовался набор валидированных тестов для детей и взрослых с СД – Аризонский набор тестов для СД (The Arizona Cognitive Test Battery) (Edgin et al. 2010a). Большая часть представленных в исследовании оценочных методов, за исключением теста на сортировку карточек по цвету и форме, была позаимствована из этого набора. Эджин с соавт. (Edgin et al. 2010a) выявили что дети с СД справились с данным тестом хуже, чем обычные дети соответствующего возраста из группы контроля, в том числе – при оценке исполнительных функций методом BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function – School Age), а также при оценке методами CANTAB (Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery) Intra–Extra Dimensional Set Shift (IED), Dots task и CANTAB Paired-Associates Learning (PAL) с показателями величины эффекта (d по Коэну) для межгрупповых различий от среднего до выраженного. При общем количестве испытуемых, равном 41, статистическая мощность исследования для оценки величины эффекта для межгрупповых различий от среднего до большого в ANOVA равнялась 80% (Cohen, 1992). Однако тесты для выявления преимуществ двуязычия продемонстрировали величину эффекта в диапазоне от слабого до среднего (напр., Bialystok & Martin 2004; Bialystok & Shapero 2005). По этому параметру исследование можно охарактеризовать как недостаточно мощное для выявления преимуществ в двуязычной группе. Все тесты и процедуры были одобрены этическим комитетом Университета Аризоны.

Оценка уровня интеллекта и языковых навыков.

Краткий тест интеллекта Кауфмана (Kaufman Brief Intelligence Test – Second Edition, KBIT-II) проводится индивидуально и позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и интеллектуальные способности у лиц от 4 до 90 лет (Kaufman & Kaufman 2004). Тест на английском языке позволяет оценить вербальные навыки и словарный запас с помощью подбора соотвествующей слову карточки с картинкой и отгадывания загадок.

Шкалы независимого поведения The Scales of Independent Behavior – Revised (SIB-R), Bruininks et al. 1997) заполняются родителем/ опекуном и дают представление об адаптивном функционировании и повседневных навыках ребенка. SIB-R оценивают двигательные, социальные и коммуникативные навыки, а также способность к самостоятельному и совместному проживанию. SIB-R также включает в себя родительский отчет об использовании языка и языковых навыках (язык, которым владеет испытуемый, не уточняется).

Тестиование нейропсихологической функции.

Данные тесты охватывают области, значимость которых для когнитивного профиля при СД была описана в предыдущих исследованиях (Pennington et al. 2003; Visu-Petra et al. 2007), включая тестирование функций префронтальной коры и гиппокампа. Эти тесты и их применение при СД описаны в литературе (Edgin et al.2010a). Оценка функций гиппокампа проводилось посредством CANTAB PAL — компьютерного теста на парные пространственные ассоциации (a measure of spatial paired associates and the computer-generated arena (c-g arena)) (Thomas et al. 2001), а также тестов на пространственную память и ориентацию в пространстве. Оценка функций префронатльной коры включала CANTAB IED, оценку способности к обучению правилам и обучению с переучиванием (реверсивное обучение), модифицированный точечный тест (Modified Dots task) для оценки избирательного внимания и кратковременной памяти (Davidson et al. 2006). Кроме того, был использован метод поведенческой оценки исполнительной функции для школьного возраста (BRIEF – School Age) (Gioia et al. 2000) – широко применяемый опросник для родителей/ опекунов, дающий представление о способностях обследуемого в исполнительной сфере через оценку повседневных навыков. Также был использован тест по сортировке карточек по цвету и форме (Dimensional Change Card Sort task, Zelazo et al. 1996), широко применяемый у дошкольников, в котором более высокие результаты, по некоторым данным, демонстрируют двуязычные дети (Bialystok & Martin 2004).

Результаты.

Табл. 2 демонстрирует связь между нахождением ребенка в двуязычной среде и нейропсихологическими исходами. Межгрупповые различия оценивались методом дисперсионного анализа (ANOVA). Как и в предыдущих исследованиях (Kay-Raining Bird et al. 2005; Feltmate & Kay-Raining Bird 2008), мы не выявили различий в навыках владения английским языком между моно- и двуязычными детьми с СД. Несмотря на то, что по данным опросника для родителей SIB-R в группе двуязычных детей отмечалась тенденция к более низкому уровню понимания языка (Р=0,11), эти результаты не были включены в оценку языковых навыков, тем более что они оценивались в KBIT-II тестах.

Более того, в нейропсихологических исходах также не было выявлено никаких различий. Величина оцениваемого эффекта для каждого различия была слабой. При дополнительном анализе прямой зависимости между часами, проведенными в языковой среде и каждым нейропсихологическим исходом, методом линейной регрессии также не было выявлено значимо влияющих на эффект уровней языкового воздействия (P > 0.15 для каждого исхода). Таким образом, по данным обследования для настоящей выборки не было выявлено значимых различий в когнитивных исходах между детьми, воспитывающимися в моно- и двуязычной среде.

Обсуждение.

Настоящее исследование оценило воздействие двуязычной среды на нейопсихологический профиль детей с СД. Языковая нагрузка для второго языка была довольно существенной – в среднем 4 часа в день. В исследовании оценивались эффекты влияния двуязычной среды на способность выполнения набора валидированных нейропсихологических тестов (The Arizona Cognitive Test Battery). Дети в моно- и двуязычной группах имели сходный уровень интеллекта, возраст, пол и социо-экономический статус. Ни в одном тесте не было выявлено значимых различий между группами, а величина эффекта, соответственно, была слабой. И хотя исследование оказалось недостаточно мощным, чтобы подтвердить наличие описанных ранее незначительных преимуществ пребывания в двуязычной среде для детей с СД, оно было достаточно мощным, чтобы выявить любой отрицательный эффект двуязычной среды (показатель величины эффекта от среднего до выраженного), если бы таковой имел место.

Эти результаты позволяют сделать выводы, клинически значимые для лиц с СД и их семей. Довольно часто рекомендуется, чтобы дети с СД изучали только один язык. Однако наши данные в сочетании с результатами исследований Kay-Raining Bird с соавт. (2005) и Kay-Raining Bird (2009) позволяют предположить отсутствие существенных различий в когнитивных исходах у детей, значительное количество времени проводящих в среде второго языка, и теми, кто воспитывается в моноязычной обстановке. Учитывая отсутствие финансовых затрат и несомненные социальные преимущества обучения взаимодействию со всеми членами семьи и общины, обучение ребенка с СД второму языку, безусловно, стоит усилий.

Однако наше исследование было до некоторой степени ограничено использованными методами оценки. И хотя мы проводили оценку определенных вербальных и языковых способностей, в исследование не был включен весь набор языковых тестов, и у нас нет данных относительно знаний и навыков отдельно для каждого языка. Более того, несмотря на то, что оценка памяти и исполнительной функции крайне важна, другие навыки также могут быть вовлечены. Недавние исследования позволяют предположить, что такие метаязыковые навыки, как вербальная кратковременная память или фонологическая обработка могут лучше развиваться в двуязычной среде (Kay-Raining Bird 2009). Требуется проведение дополнительных исследований для изучения эффектов двуязычной среды на вербальную кратковременную память у лиц с СД, нарушением поражающим когнитивное развитие во всех сферах (Edgin et al.2010b).

Несмотря на ограничения, результаты, полученные в этом исследовании коррелируют с данными других авторов, свидетельствующих об отсутствии значимого воздействия двуязычной среды на развитие детей с СД. Учитывая когнитивный профиль СД, который включает не только существенные когнитивные трудности, но и другие нейропсихологические нарушения, результаты исследования могут быть экстраполированы на выборки с другими интеллектуальными нарушениями.

Однако, прежде чем мы с уверенностью сможем рекомендовать изучение второго языка каждому ребенку с СД, требуются дополнительные исследования. Buckley (2002) предлагает оценивать языковой прогресс у каждого ребенка, поскольку на результаты могут влиять индивидуальные особенности. Однако настоящее исследование, полагаясь на более ранние данные, позволяет сделать вывод, что двуязычная среда не может стать причиной нарушений когнитивной и других важных нейропсихологических функций у детей с СД.

 


[1] Arizona Cognitive Test Battery (ACTB) — набор тестов, специально разработанный для оценки когнитивного фенотипа при синдроме Дауна (СД). ACTB 1) включает в себя инструменты, позволяющие оценить весь спектр навыков испытуемого; 2) является невербальным, т.е. позволяет проводить оценку опосредованно, вне зависимости от языковых навыков испытуемого; 3) обладает свойствами распределения, необходимыми для исследований по определению ваиативного ген-модификатора; 4) статистически чувствителен внутри одной выборки и между разными выборками; 5) имеет специфические корреляции с функцией головного мозга; 6) практически не имеет возрастных ограничений и не зависит от контекста.

Источник: http://mddlab.webhost.uits.arizona.edu/SLE.pdf

Comments are closed.