Облегченная коммуникация ( коммуникация с поддержкой) и аутизм

Действительно ли это работает?

Автор: Лиса Джо Руди
Перевод: Татьяна Скрипко
Редактор: Анна Нуруллина, Марина Лелюхина
Оригинал: http://autism.about.com/od/alternativetreatmens/a/FC.htm

Примечание: На данную тему Особые переводы также рекомендуют ознакомиться вот с этим материалом: http://ru-happychild.livejournal.com/548872.html

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

По мнению специалистов Facilited Communication Institute (Отделения облегчённой коммуникации) Сиракьюсского университета в Нью-Йорке, облегченная коммуникация (она же коммуникация с поддержкой), как одна из форм дополнительной и альтернативной коммуникации, показала свою эффективность в качестве средства, при помощи которого люди с аутизмом и другими нарушениями развития могут выражать свои мысли.

Эта форма коммуникации предлагает обучать человека сообщать что-то, печатая информацию на компьютере, или указывая на буквы, слова или картинки. Коммуникация с поддержкой подразумевает оказание физической и эмоциональной поддержки человеку, которому трудно говорить и самостоятельно печатать, или указывать нужные символы. В течение многих лет такая форма коммуникации была объектом пристальных наблюдений, многие исследователи проверяли эффективность данного метода.В результате в научном сообществе сложились противоречивое мнение об эффективности использования коммуникации с поддержкой.

Доводы против коммуникации с поддержкой

По большому счету, большинство практикующих профессионалов отвергают коммуникацию с поддержкой. Согласно стандартам  Американской ассоциации речи-языка-слуха (American Speech-Hearing-Language Association), Американской психологической ассоциации (American Psychological Association) и других организаций,  коммуникация с поддержкой  считается непроверенным методом, который может принести больше вреда, чем пользы.

Специалисты, отвергающие  коммуникацию с поддержкой, утверждают, что помощник, который поддерживает плечо или кисть печатающего, на самом деле, осознанно или нет, печатает свои собственные мысли. Иногда эти мысли содержат безосновательные заявления о жестоком обращении родителей и лиц, осуществляющих уход.

Чтобы объяснить феномен коммуникации с поддержкой, некоторые исследователи сравнивают использование этого способа коммуникации со спиритическим сеансом. Во время сеанса спиритизма используют доску с буквами и специальный указатель, на который участники кладут руки. Считается, что духи усопших ведут их руки и указывают буквы на доске, составляя послание из потустороннего мира. И очень часто из этих букв действительно складывается послание. Но исследования показают, что пользователи доски сами неосознанно двигают руками.

Доводы в поддержку ОК

Сторонники применения  коммуникации с поддержкой, считающие этот метод эффективным инструментом для облегчения коммуникации у невербальных людей с расстройствами аутистического спектра, проводили собственные исследования. По большей части эти исследования были сосредоточены на изучении конкретных случаев. Чтобы доказать, что испытуемый действительно печатает свои собственные мысли, ему задавали вопросы, на которые его помощник не мог знать ответа. В некоторых случаях ответы участников исследования, которые они вводили через клавиатуру, полностью соответствовали действительности.

Facilited Communication Institute   приводит  множество случаев, аналогичных вышеописанным, которые были проверены и подтверждены экспертами. Большинство из них  датировано началом — серединой 90-х годов. , когда метод  коммуникации с поддержкой пользовался наибольшей популярностью. Кроме того, появление нового, похожего на  коммуникацию с поддержкой, метода под названием Rapid Prompting (RP, метод быстрой подсказки) способствовало возрождению интереса к данному подходу. Метод быстрой подсказки подробно описан в книге «Странный сын» Поршии Айверсен (Portia Iversen, Strange Son), а как работает  коммуникация с поддержкой на практике, можно увидеть в документальном фильме Autism: The Musical («Аутизм: Мьюзикл»).

Стоит ли пробовать  коммуникацию с поддержкой ?

Безусловно, существуют организации и учреждения, ведущие обучение по методу  коммуникации с поддержкой (включая Сиракьюсский университет), тем не менее, коммуникацию с поддержкой нельзя рекомендовать как оптимальный метод коммуникации. Прежде чем обращаться к  этой методике, имеет смысл попробовать учить ребёнка с аутизмом, используя более известные и понятные методы. Это может быть система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS), язык жестов, электронные инструменты, такие как вспомогательные устройства для синтеза речи и, конечно же, обычный ввод текста через клавиатуру компьютера (без поддержки). Эти методы вызывают меньше споров, а также находят более широкое применение и принятие со стороны специалистов.

Список литературы:

American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Policy statement of facilitated communication. AACAP Newsletter, February 1994.

American Academy of Pediatrics. Auditory integration training and facilitated communication for autism. Pediatrics, 102, 431-433.

American Association on Mental Retardation. AAMR Board approves policy on facilitated communication. AAMR News & Notes, 7 (1), 1.

American Psychological Association. Resolution on facilitated communication by the American Psychological Association. Adopted in Council, August 14, 1994, Los Angeles, California.

American Speech-Language-Hearing Association. Position statement on facilitated communication. ASHA, 37, 22.

Association for Behavior Analysis. Statement on facilitated communication. ABA Newsletter, 18 (2). Broderick, A. A. & Kasa-Hendrickson, C. «Say just one word at first”: the emergence of reliable speech in a student labeled with autism. Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps, 26, 13-24.

Mostert, M. P. Facilitated communication since 1995: A review of published studies. Journal of Autism and Developmental Disorders, 31, 287-313.

Niemi, J. & Karna-Lin, E. Grammar and lexicon in facilitated communication: A linguistic authorship analysis of a Finnish case. Mental Retardation, 40, 347-357.

Viadero, Debra. Facilitated Communication Under New Scrutiny. Education Week, November 17, 1993.

Weiss, M., Wagner, S., & Bauman, M. A validated case study of facilitated communication. Mental Retardation, 34, 220-230.

В долгосрочной перспективе, если невербальный человек заинтересован в общении с более широким кругом людей, имеет смысл научить его методам, которые позволят ему общаться легко и независимо. Тем не менее, если более привычные методы не привели к успеху, возможно, стоит попробовать  коммуникацию с поддержкой. Если Вы пробуете работать по методу  коммуникация с поддержкой, соберите сведения об организации, предоставляющей данные услуги, и о непосредственном исполнителе, чтобы не стать жертвой мошенничества.

Comments are closed.